Рабочая программа по МХК

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2



УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом


Директор МБОУ СОШ № 2

Протокол №______________



Л.Ф. Гаузер

От « » ___________20__ г.


Приказ №______________

от «___» ____________20__г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета


«МИРОВАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

10-11 класс






















г. Карпинск 2016 г


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным компонентом государ­ственного образовательного стандарта среднего общего обра­зования (приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089 в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609), с учетом авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 », Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

В основу данной программы положен компетентностный подход к образованию, направленный на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

  • дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Важными аспектами компетентностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированности их достижения.

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


1. Срок освоения программы мировой художественной культуры и объем учебного времени.

Нормативный срок освоения программы мировой художественной культуры на этапе среднего общего образования составляет два года.

Продолжительность учебного года: 10 – 11 класс из расчета один учебный час в неделю (не менее 34 учебных недель). Продолжительность урока - 40 минут.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится в урочной форме.

Формы проведения занятий:

  • урок-лекция;

  • урок – пресс-конференция;

  • комбинированный урок;

Оценки и формы контроля.

  1. Устный контроль:

  • фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;

  • индивидуальный опрос;

  • собеседование по теме.

  1. Письменный контроль:

  • тестирование,

  • творческая работа,

  • письменный ответ,

  • составление глоссария по изученному материалу.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания мировой художественной культуры.


III. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА МИРОВАЯХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебного плана МБОУ СОШ № 2, мировая художественная культура изучается 10 – 11 классах в объеме не менее 68 часов, из расчета один учебный час в неделю.


IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

       Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные по программам начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.


     
V.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ, РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВННАЯ КУЛЬТУРА

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. (Зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Изобразительное искусство и музыка. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. Слава и величие Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская).

Владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев) Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор - как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия (дзен - буддизм) и мифология (синтоизм) в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра - Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф - Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности - живопись (П.-П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн) как пример психологического реализма XVII в.. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А. Моцарт «Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт- «Лесной царь», Р. Вагнер - «Летучий голландец»). Романтизм в живописи (религиозная и литературная тема – прерафаэлиты; революционный пафос - Ф. Гойя, Э. Делакруа; образ романтического героя в творчестве О. Кипренского). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).

Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне - абсолютизация впечатления), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Гоген - символическое мышление и экспрессия). П. Сезанн - «синтетическая форма». Модерн в архитектуре (собор Святого Семейства - А. Гауди, особняки В. Орта, В.И. Шехтеля). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель - цикл «Демон») и музыке (А.Н. Скрябин - «Прометей»). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: деформация и поиск устойчивых геометрических форм - кубизм (П. Пикассо); абстракционизм - отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский); иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в. (башня III Интернационала - В.Е. Татлин; вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. ле Корбюзье; музей Гуггенхейма - Ф.-Л. Райт; ансамбль города Бразилиа - О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в.: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф («Броненосец Потёмкин» - С.М. Эйзенштейн, «Амаркорд» - Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер- «Иисус Христос - Суперзвезда»). Рок-музыка (Биттлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электронная музыка (лазерное шоу - Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.

Культурные традиции родного края.

Особенности первобытной культуры и памятники первобытного искусства на Урале.

Особенности истории и культуры Урала (XVI - XVIII вв.).

Архитектура Урала XVII - начала XX века.

Из истории театральной и музыкальной культуры на Урале.

Уральские промыслы. Профессиональные художники и писатели Урала.



VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 10 КЛАССЕ



Древние цивилизации (6 часов)

1. Первые художники Земли.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.


Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.


2. «Пирамиды» - жилища вечности фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.


Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре, канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.


3. Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта.

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.


4. Изобразительное искусство Египта.

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)


5. Художественная культура Древней Передней Азии.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.


Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.


6. Искусство доколумбовской Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовской Америки.


Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).


Культура Античности (3 часа)

7. Золотой век Афин.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.


Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись).

.


8.Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».


Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей

9. Театральное искусство Античности.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.


Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура.Раннехристианское искусство.

Средние века (9 часов)

10. Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.


Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.


11. Архитектурный облик Древней Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских».


Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма.

12. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.


София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском.

13. Архитектура Московского княжества.

Ансамбль Московского Кремля.








Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков.

14. Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв.

Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи.




Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи..Особенности музыкальной культуры (знаменный распев).


15. Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв.

Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия.


Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия

16. Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

Освоение западноевропейских традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др.Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

17. Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль.

Готический собор как образ мира.

18. Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.


Культура Востока (6 часов)

19. Индия – «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.


Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока.Своеобразие музыкальной культуры.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).


20. Музыкальное и театральное искусство Индии.

Классическая музыка Индии. «Веды», «Ригведы». Театральное искусство «Натьяшастры».

21.Художественная культура Китая. Архитектура.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.


22. Художественная культура Китая. Живопись.

Жанры китайской живописи. Монохромность живописи.


23. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевря японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.


24. Художественная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Межкультурные коммуникации русских и татар в Вятскополянском районе Кировской области.


Возрождение (10 часов)

25. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.















Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (ДжоттодиБондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер,К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.


26. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.


27. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти


28. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.


29. Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

30. Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

Живопись нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка Босха.

31. Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров.

Дюрер – «художник, достойный бессмертия».

32. Музыка эпохи Возрождения.

Музыкальная культура Возрождения. Композиторы: Орландо Лассо, КлеманЖанекен, Палестрин.


33. Театр эпохи Возрождения.

Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.



34. Заключительный урок: «Мировая художественная культура от истоков до ХVII вв.»

Обобщение изученного за год.












КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 11 КЛАССЕ



Художественная культура ХVII - ХVIII вв.



Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира.


2

Художественная культура ХVII - ХVIII вв.




Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков.

Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Реалистические тенденции в развитии искусства ХVII - ХVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

3

Художественная культура барокко


Эстетика и главные темы искусства барокко.



Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.

4

Архитектура барокко.


Архитектурные шедевры Л. Бернини иВ.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель,А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).



Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Творчество ФранческоБорромини.

Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.


5

Изобразительное искусство барокко.




Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры.


6

Реалистические тенденции в живописи Голландии


Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своебразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений



Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.


7

Музыкальная культура барокко


Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.



Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.


8

Художественная культура классицизма и рококо


Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.



Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.

9

Классицизм в архитектуре Западной Европы


Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен,Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.



Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма.


10

Изобразительное искусство классицизма


Никола Пуссен.



От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений


11

Композиторы Венской классической школы.


Формирование классических жанров и принципов симфонизма



Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.

12

Шедевры классицизма в России. Санкт-Петербург


Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир.Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров



«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин.


13

Шедевры классицизма в России. Москва


«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова



«Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова.

14

Русский портрет


. Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский.



У истоков портретного искусства


15

Театральное искусство ХVII - ХVIII вв.


Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.



Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.


16

Неоклассицизм и академизм в живописи.


Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.



Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.

17

Художественная культура романтизма.


Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.).Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.



Романтизм как художественный стиль эпохи конца ХVIII – начала ХIХ в.»Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма)

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.


18

Романтический идеал и его отражение в музыке.


Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля



Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси.

19

Зарождение русской классической школы. М.И.Глинка.


Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирёв, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.



Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

20

Русский драматический театр.


Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.



Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.


21

Реализм – художественный стиль эпохи


Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма.



Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства).

22

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.


Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье;



Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О.Домье.

23

Русские художники-передвижники.


Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова



Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве ; художников-передвижников: И. Репина, в.и. Сурикова.

24

Развитие русской музыки во второй половине 19 века.


Шедевры музыкальной культуры:, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский.



Композиторы «Могучей кучки». Творчество П.И.Чайковского.

Художественная культура конца XIX-XX века.

25

Импресионизм и постимпрессионизм в живописи.


Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..



Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога.

Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..




26

Формирование стиля модерн в европейском искусстве


Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

.




Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Идеи и принципы архитектуры начала ХХ в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш.Э. Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля.

27

Символ и миф в живописи и музыке.


Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк



Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и миф в живописи.

. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк


28

Художественные течения модернизма в живописи.


Основные стили и творческие направления искусства XX века



Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

29

Русское изобразительное искусство 20 века.





Абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм к. Малевича.


30

Театральная культура 20 века.


К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Эпический театр Б. Брехта



К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

31

Шедевры мирового кинематографа.


Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.



Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.


32

Становление и расцвет отечественного кино.


Национальный кинематограф.



Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.


33

Музыкальная культура России 20 века.


Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.



Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича.

Музыкальный авангард А.Г.Шнитке.

34

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.


Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений.



Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка.


VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

1. Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

2. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. Допущено Министерством образования и науки РФ

Дополнительная литература:

3. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.

4. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Западная Европа Ближний Восток. Тесты. Задачи: Учебное пособие - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов»,2000

5. Ойстрах-Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Конец XIX-XX век. – Москва: 5 за знание , 2007.

7. Картавцева М.И. Уроки МХК 10 класс Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2003.

8. Картавцева М.И. Уроки МХК 11 класс Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2003.

9. Пешкова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. М.: Владос,2002

10. Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков по темам. – Волгоград: Учитель, 2007

11. Хорошенкова А.В. МХК 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура 10 класс». – Волгоград: Корифей, 2006.

12. Хорошенкова А.В. МХК 11класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура 11 класс». – Волгоград: Корифей, 2006.

13. Драхлер А.Б. Мировая художественная культура Вопросы к олимпиаде. М.: ВЛАДОС, 2002


Оборудование и приборы:

Компьютер; экран; мультимедийная установка

Презентации: Общее понятие о культуре. Первобытность. Искусство Древнего Египта. Античность. Чудеса света. Искусство Средних веков. Культура Древней Руси. Мировые религии. Индия – страна чудес. Культура Возрождения. Искусство Классицизма. Венские классики. Нетрадиционные виды искусства XX века. Русское искусство 19 века. Архитектура – как вид искусства. Художественная культура XVII века. Московская Русь. Музеи мира.

CD-диски: 1. «Эрмитаж. Искусство западной Европы». 2. «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». 3. Художественная культура Урала. От древнейших времён до конца ХХ века».

DVD – диски: 1. «Пирамида – за гранью воображения». 2. «Колизей – арена смерти».

3. «Последний день Помпей».4. «Народные ремёсла Урала». 5. «Народные праздники на Урале». 6. «Традиционный костюм народов Среднего Урала»

Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.




VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения мировой художественной культуры в 10 классе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.


В результате изучения мировой художественной культуры в 11 классе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;

  2. промежуточный;

  3. текущий;

  4. тематический;

  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;

  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты;

  2. зачеты;

  3. устный опрос;

  4. самостоятельные работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • область творчества;

  • степень творчества;

  • уровень самостоятельности;

  • степень оригинальности;

  • степень отличия от своих предыдущих работ.







Критерии оценивания по МХК


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


График контрольных работ 10 класс


контрольной

работы


Примерные сроки


Тема контрольной работы

1

тест

15 нед.

Культура древних цивилизаций

2

эссе

20 нед.

Культура средневековья

3

зачет

30 нед.

Возрождение

4

тест

33 нед.

Годовая контрольная работа

5

Защита реферата

34 нед

Защита реферата



График контрольных работ 11 класс



контрольной

работы


Примерные сроки


Тема контрольной работы

1

тест

15 нед.

Художественная культура 17-18 веков

2

тест

33 нед.

Художественная культура конца 19-20 веков

3

Защита реферата

34 нед

Защита рефератов



Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по мировой художественной культуре.

Оценивание проверочных работ (викторины, кроссворды, турниры знатоков). Проверочные работы, составленные в форме творческих, нетрадиционных заданий, соответствуют специфике предмета МХК, а также способствуют повышению интереса к получению новых знаний по предмету. Если работа проводится после пройденной темы с целью закрепления материала, в течение урока учащиеся работают над заданиями без дополнительных материалов. Если же ставится цель погружения в опережающие темы, задания открыты, даются, как домашнее задание, ученики могут активно использовать справочные ресурсы. При проведении данных контрольных работ используется интерактивная доска. В данных творческих проверочных работах применяется от 3-и до 10-и вопросов. При наличии 5-и вопросов за каждый правильный и полный ответ ставится один балл. Таким образом, за 5 правильных ответов ставится оценка «5» и т.д. При использовании 10 вопросов за каждый правильный ответ ставится 0,5 балла, т.е. за 10 правильных ответов ставится «5» и т.д.

Требования к реферату по МХК. Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы. В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы – 10–12 страниц машинописного или компьютерного текста или 20–25 страниц рукописного текста. Во введении (1–2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы. В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата. В заключение (1–3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач. В конце реферата дается список использованной литературы и других источников.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

понимание роли художественно-выразительных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание искусствоведческих понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе изучаемых произведений;

умение анализировать произведение искусства в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос.

При оценке устных ответов по МХК могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь содержания, темы и художественно-выразительных средств, раскрытие идейно-эстетического содержания произведения, свободно владение монологической литературной речью.

Отметка «4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь содержания, темы и художественно-выразительных средств, раскрытие идейно-эстетического содержания произведения, хорошое владение монологической литературной речью. Однако допускаются 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных художественно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической литературной речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью.

Примечание: по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

При проведении административных и тестовых работ по мировой художественной культуре критерии оценок для общеобразовательных классов следующие:

«5» - 90 – 100 %; «4» - 75 – 89 %; «3» - 50 – 74 %; «2» - менее 50 %.

Система оценивания выполнения заданий рубежного теста по МХК:

с выбором ответа – 1 балл, с кратким ответом – 1 балл, с развернутым ответом – 2 балла. В соответствии с этой системой оценивания максимальный балл, который может получить учащийся за выполнение рубежного теста, – 12 баллов.

Отметка «5» ставится, если ученик набрал от 10 до 12 баллов.

Отметка «4» ставится, если ученик набрал от 8 до 10 баллов.

Отметка «3» ставится, если ученик набрал от 6 до 8 баллов.

Отметка «2» ставится, если ученик набрал меньше 6 баллов.