Презентация к уроку изобразительного искусства на тему: Малые Голландцы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Хальс. Хронология Жизни

[pic]

Ок. 1582 Родился в Антверпене, в семье портного Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик.

1591 Семья Хальсов переезжает в Харлем.

1610 Вступает в Гильдию мастеров святого Луки.

1611 Женится на Анетъе Хармансдр; в том же году рождается их первый сын Хармен.

1612 Принят мушкетером в стрелковую роту святого Георгия.

1615 Анетmе умирает после рождения второго сына.

1616 Пишет картину "Банкет офицеров роты святого Георгия", становится членом харлемской Кафедры риторики.

1617 Женится на Лисбет Рейнер.

1624 Пишет картину "Улыбающийся кавалер".

1639 Создает последнее полотно, посвященное городской милиции, - "Офицеры стрелковой роты святого Георгия", - включив в нее свой автопортрет.

1642 Помещает своего умственно неполноценного сына Питера в лечебницу для душевнобольных.

1661 Исключен из списка членов Гильдии святого Луки за неуплату членских взносов.

1662 Обращается в городской Совет с просьбой о назначении ему пособия, получает ежегодную пенсию в 200 гульденов.

1664 Пишет групповые портреты, регентов и регентш харлемского приюта для престарелых. Получает от городского Совета три телеги торфа для отопления дома в зимние месяцы.

1666 Умирает 29 августа в возрасте 84 лет.


[pic]


"Портрет стоящей женщины" (1643-45) кисти Халъса.

Кружево воротника и манжет написано здесь в очень интересной манере: художник несколько раз накладывал друг на друга почти прозрачные слои белил


[pic]


"Портрет Исаака Массы" (1635) - один из многочисленных "купеческих" портретов Хальса.


[pic]





Банкет офицеров роты святого Георгия (1616), Музей Франса Хальса, Харлем

В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Возможно, именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Взгляните хотя бы на капитана роты, сидящего с ножом в руке - так, словно он собирается отрезать кусок окорока. На почетном месте под пышным балдахином расположились старшие офицеры во главе с полковником. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя.
Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый - цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину.
Праздники, подобные этому, иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.







[pic]

Кормилица с ребенком (1619-20)

[pic]

Поющая девочка (ок. 1626)





[pic]

Семейный портрет на фоне пейзажа (ок. 1648)

Семейные портреты
    Протестантская церковь приветствовала многодетные браки, считая, в отличие от католической церкви, именно их, а не воздержание, краеугольным камнем общественной морали. Институт семьи пользовался большим уважением в голландском обществе. Хальс написал четыре семейных портрета. В данном случае перед нами "Семейный портрет на фоне пейзажа", ок. 1648 (вверху). Мы ничего не знаем о людях, которые смотрят на нас с картины. Скорее всего, они богаты и вполне счастливы в маленьком мире своей семьи. Муж и жена держат друг друга за руки, как и подобает честным супругам, поклявшимся друг другу в вечной верности перед алтарем. Рядом с ними стоят их дети - мальчик и девочка. Дети тоже выглядят вполне довольными жизнью, лица у них немного шаловливые и добродушные.
    Лишь один персонаж картины задумчив и печален - это чернокожий слуга, написанный позади своих хозяев. Если бы не белый воротник его камзолъчика, он совсем потерялся бы на темном фоне деревьев. Слуга-негритенок - очень точная и характерная примета времени. Именно в те годы Голландия начала активно осваивать заморские земли. Негоцианты привозили оттуда пряности, кофе и - чернокожих слуг.
    Пейзаж, на фоне которого написано добропорядочное семейство, принадлежит кисти Питера Молейна (1595-1661), известного харлемского пейзажиста, довольно часто работавшего в творческом тандеме с Хальсом.













[pic]


Улыбающийся кавалер (1624), Собрание Уоллес, Лондон


Этот портрет - один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Видно, что заказчик - состоятельный и пышущий здоровьем человек - старается держаться величаво. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
    Вероятнее всего, это - офицер. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Кроме того, нетрудно предположить, что офицер пользуется успехом у дам или, по крайней мере, всеми силами стремится к этому. Лихо заломленная шляпа, подкрученные усы, щеголеватые кружевные манжеты выдают в нем самого настоящего дамского угодника.

    Это - один из самых "мажорных" портретов Хальса. Он написал его в счастливый период своей жизни, когда известность и большое количество заказов позволяли ему существовать безбедно.
    О человеке, изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он - офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера").


Дальше нам остается лишь строить предположения. Первое предположение напрашивается само собой. Зная, что Хальс был близок к стрелковым обществам города Харлема, а в 1624 году состоял мушкетером роты св. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что "кавалер", скорее всего, был одним из соратников Хальса. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Адриана. Но для нас большой разницы в этом нет.
    Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Вероятно, этот молодой человек принадлежал к одной из состоятельных и уважаемых в городе семей.
    И здесь уместно вспомнить, что богатейшими людьми в Харлеме были владельцы ткацких мануфактур и пивоварен. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Мандер называл алкоголизм "повальной болезнью голландцев". К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
    В пользу "пивоваренной" версии происхождения "кавалера" говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627-39 годах, заказали ему именно они.

    Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Художник добился здесь поразительных контрастов - горячие желтые, золотистые и красные элементы вышивки выпукло выступают на фоне темной ткани камзола. Белое кружево широкой манжеты Хальс воспроизводит так скрупулезно, что зритель не только видит, но и почти осязает каждую деталь узора. Нет никакого сомнения, что такие кружева могли делать лишь самые искусные мастерицы, и стоили они, вероятно, целое состояние. Щеголь-офицер с удовольствием выставляет напоказ свой экстравагантный костюм, даже несколько тщеславится им.
    Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Камзолы из такой ткани во времена Хальса любили украшать эмблематической вышивкой, свидетельствующей, например, о том, что сердце обладателя этого камзола принадлежит той или иной даме. С уверенностью можно сказать, что Хальс был знаком с популярной в ту эпоху книгой Аликати "Эмблематика", в которой обвитый змеями жезл бога Меркурия обозначал латинский девиз "Virturi fortuna comes" ("Удача - спутница мужества"). Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
    Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Так, широкая оранжево-золотая полоса на обшлаге рукава написана широкой кистью, энергичными мазками. Вышивка, напротив, написана тонкой кистью, и здесь художник очень тщательно выписывал буквально каждый стежок.