Тема: Культура: слово и понятие, основные подходы и определения.
Введение
Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Под понятием «культура» понимали не только возделывание, обработку, но и воспитание, а так же почитание (культ). Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.
Итог лингвистического развития слова «культура» за несколько столетий в современных европейских языках дало возможность выделить четыре основных смысла слова «культура»
1.Абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития
2.Обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация.
3.Абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду
4.Абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т. д. (т. е. все то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики.
В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях — "широком" и "узком",
В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.
В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф.Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.- Г. Гердер и. др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.
Русский философ и социолог Николай Васильевич Теплов (1870— 1905) один из первых отечественных ученых, который сделал культуру предметом строгой науки. Теплов выделил четыре вида культуры, которые представляют интерес для истории и теории современной культуры
Виды культуры:
1.Материальная - приспособление внешних объектов к удовлетворению человеческих потребностей.
2.Социальная - установление определенных отношений с себе подобными.
3.Духовная - формирование представлений и установление связей между ними.
4.Коммуникативная - совокупность средств общения между индивидами, включая язык.
Понятие «культура» характеризует образ жизни человека, образ его мышления, типичные формы деятельности людей данного общества и их связей между собой. Используя понятие «культура», можно выделить общее и особенное в образе жизни разных социальных групп, стран и народов.
Говоря о том или ином явлении культуры, используя это понятие, можно уточнить его через ряд необходимых определений. Например: русская народная сельская устная культура XVIII века. Или: современная городская массовая культура.
Существуют и более дробные классификации культуры. Наиболее важными из них являются разделения по историко-географическим признакам: античная, древнекитайская, культура Возрождения и т.д., а также по конфессиональному признаку: христианская, мусульманская, языческая и т.д.
В современной массовой культуре можно выделить два направления: профессионально-коммерческое и самодеятельное (авторское).
Если рассматривать объём понятия «культура», то «культура» охватывает всю творческую, созидательную деятельность человека, всю совокупность умений и навыков человека, а также результат этой деятельности, взятый в своём высшем проявлении – искусстве, а также включающий все, что создано руками человека, и так называемую природу.
В результате различных и нередко взаимоисключающих подходов и методов к анализу культуры современная культурология пришла к выводу, что термин «культура» многозначен.
По В.Добрынину:
Термином «культура» обозначают определенную эпоху в развитии человека.
Термин «культура» применяется при характеристике конкретного общества или народа (этноса).
Термин «культура» применяется для обозначения специфических сфер деятельности общества, социальной группы, конкретного индивида, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности.
Термин «культура» употребляется для характеристики определенного уровня духовной культуры, а в более узком смысле — для характеристики художественной культуры
Культура как степень образованности и воспитанности человека.
В.О.Мушинский классифицирует культуру:
По географическому признаку - мировая: явления культуры, сложившиеся в результате взаимовлияния национальных культур (например, письменность, телевидение) и альтернативная разновидность - национальные или континентальные: например, русская, европейская, античная.
По историческому признаку - культура прошедшего времени, культура современная: культурные явления, возникшие во второй половине ХХ в.
По духовному содержанию (мировоззрению) - светская или атеистическая, религиозная.
По субъекту культурного творчества - профессионально- авторская, народная.
По адресу потребителя – элитарная, массовая
По коду, то есть основному способу выражения - письменная, аудиовизуальная, устная.
По месту расселения потребителей культуры – городская, сельская
По значению ее ценностей - общая (например, бытовая, эстетическая), специальная, в том числе профессиональная (например, правовая, политическая, техническая культура)
По классовой принадлежности - высших и средних классов (например, аристократии, купцов), низших классов (рабочих, крестьян).
По форме выражения - духовная (фиксирует культурное явление в идеях, ценностях, образах), материальная: фиксирует культурное явление в материальной форме, в объектах материального мира
Американские ученые А. Кребер и К. Клакхон, учитывая многочисленные определения понятия «культура», пришли к выводу о том, что среди этого многообразия следует выделить основные типы определений:
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Например, согласно Э. Тейлору, культура в широком этнографическом смысле слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Внимание привлекается к наследованию, традициям, доставшимся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества.
НОРМАТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. В одних из этих определений культура рассматривается как образ жизни; в других — как ценности и идеалы; в третьих — как материальные и социальные ценности людей, в том числе институты, обычаи, установки, поведенческие реакции
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Связаны с акцентом на адаптацию, приспособление к жизненным условиям, соответствующие формы поведения
СТРУКТУРНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Акцент делается на структурную - организацию культуры.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Культура истолковывается с позиций ее происхождения, а основное внимание фиксируется на том, что все материальные объекты, верования, установки функционируют «в контексте символизирования».
Л.Кертиана выделяет три подхода к определению культуры:
1.Антропологический - Признание самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития он ни находился, а также равноценности всех культур на земле. Каждая культура уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, обладающих своими ценностями и уровнем развития.
2.Социологический - культура понимается как фактор организации и образования жизни какого- либо общества. В каждом обществе есть культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, а затем они сами определяют его развитие; в дальнейшем оно все более зависит от этих ценностей.
3.Философский - в результате анализа общества выделяются его общие черты, характеристики, закономерности. Они составляют основание культуры или принцип развития. Философский подход предполагает проникновение в сущность явлений, составляющих содержание культуры. Культура, таким образом, понимается как содержание» или «способ бытия» общества.
Американские исследователи культуры Р. Линтон, Дж. Хонигман обращают внимание на следующие компоненты, которые необходимо учитывать при определении культуры:
Р. Линтон - Культура — это, в конечном счете, наиболее организованные, повторяющиеся реакции членов общества.
Культура — это «сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
Дж. Хонигман - Культура — это «стандартизированное поведение — действие, мышление, чувства некоторой группы»
Культура — это «материальные продукты поведения некоторой группы».
Б.Ерасов дал пять основных определений культуры, раскрывающих её стороны в социальной культурологии:
Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т. д.
Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»
Культура как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации
Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого или различные части общества — социально-статусные или профессиональные, способствующая его интеграции и придающая ему самобытность.
Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности.
Чем объяснить такое множество различий, присущих культуре?
Очевидно, разносторонностью ее характеристик, ее качеством, многообразием проявлений. Поэтому, как подсчитали ученые, имеется больше полутора сотен определений культуры, потому что каждое из них отражает одно качество, которое кажется автору определения основным.
А.Кармин, проводя классификацию определений культуры, выделяет в них такие элементы классификации как:
Описательные — перечисление отдельных элементов проявления культуры Антропологические — исходят из тезиса: культура есть совокупность предметов человеческой деятельности, противостоящих природе
Ценностные — культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми
Нормативные — утверждают, что содержание культуры — это нормы, правила, рассматривающие жизнь людей
Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ
удовлетворения
Исторические — исходят из того, что культура — это продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению
Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом
Символические — акцентируют внимание на употреблении символов в культуре
Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми
Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти
Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики
Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически)
Но общим знаменателем для любой деятельности в области культуры, общим содержанием любой культурной деятельности является совершенствование материальных и духовных возможностей человека, наращивание его гуманистического потенциала, возрастание человечности в отношениях между людьми. Культуру можно назвать нормативной системой гуманизма. Это система правил или, можно сказать, форм гуманного общения людей, гуманного образа жизни. Право, мораль, традиции, философия, наука, политические институты, искусство, производство — все это формы и составные части культуры постольку, поскольку они играют гуманизирующую роль в жизни людей.
И с этой точки зрения понятие культуры противостоит понятиям варварства и бескультурья. Единство различных культур, их слияние в едином ареале мировой культуры выражается в культурных универсалиях, это те понятия, нормы, ценности, которые существуют во всех культурах, сколь бы далеки они ни были друг от друга. К ним относятся спорт, труд, украшения тела, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык и т.д. и т.п. Конечно, в каждой культуре эти универсалии по-своему оригинальны и отличны от тех же универсалий других культур. Эти различия, эта оригинальность определяются культурным отбором, стихийным процессом становления культуры, закреплением определенного круга норм, ценностей, подходов к универсалиям. Примером такого культурного отбора является становление языка. Человеческий голосовой аппарат может произнести бесчисленное количество звуков, Однако в каждом языке существует довольно строгий и ограниченный их набор. Интересно, что в испанском языке нет звука «ж», а в итальянском и португальском — звука «х». Его фактически нет и во французском языке.
На культурный отбор влияют, прежде всего, история и география общества, а также логика уже сложившихся культурных норм, ценностей и привычек. Так, принятие кириллицы в качестве алфавита на Руси логически вытекало из православия. Вопросы культурного отбора глубоко изучаются культурологией. Культурология изучает как культуру в целом, так и основные её понятия. Важнейшим, из которых является цивилизация.
Цивилизация – культура.
Цивилизация — это состояние культуры в данную эпоху, в данной стране.
Это, однако, одно из определений цивилизации, есть и другие. По мнению некоторых ученых, следует отличать цивилизацию от культуры, и это отличие состоит в том, что культура — это система жизни, система представлений о желательном и предпочтительном, это представления об истине, добре, красоте, присущие данному обществу (народу).
Цивилизация — это предметы и учреждения, выполняющие определенные функции: машины, технологии, политические институты, экономические инструменты (ценные бумаги, деньги), системы образования, здравоохранения и др. В чем же различие между ними? Согласно мнению этих ученых, культура формируется исторически, она отражается в национальном характере, медленно поддается изменениям и поэтому культура неотделима от данной страны, данного народа. Напротив, цивилизация может рассматриваться как некий набор инструментов для обустройства жизни, который может быть применен в любом обществе и перенесен из одного в другое. Телефон, телевизор, парламент, школу и врача можно встретить в самых разных странах и у различных народов.
Но даже если согласиться с этой точкой зрения на различия между культурой и цивилизацией, следует уточнить, что инструменты цивилизации возникают в недрах определенной культуры, в условиях определенного круга интересов и запросов общества, то есть как раз жизненных представлений о желательном и предпочтительном, составляющих содержание культуры. Не случайно современная технотронная цивилизация связана с культурой промышленно развитых стран — здесь возникли стимулы к использованию достижений техники для улучшения всех сторон жизни — от производства до быта, развлечений и отдыха. Эта цивилизация распространилась из стран - родоначальниц по всему миру. Она, однако, не остается инструментом, нейтральным к культуре воспринявших ее стран. Напротив, цивилизация оказывает активное влияние на формирование новых культурных потребностей, возникающих в самом процессе пользования этими инструментами. Если мы пользуемся телефоном, телевизором, автомобилем, самолетом, у нас изменяется само восприятие пространства, времени, самого уклада жизни. Мы легко вступаем в контакты с представителями других культур, знакомимся с их ценностями и несём им знания о наших ценностях. Этот процесс сопровождается как позитивными влияниями одной культуры на другую, каким является, например, влияние английской группы «Битлз», так и негативными, которые выражаются в агрессии американской коммерческой кинопродукции.
Понятие цивилизации как состояния культуры в той или иной стране в ту или иную эпоху.
Именно цивилизация является материальным свидетельством и памятником той культуры, которую она выражает: строения, утварь, одежда, орудия труда, оросительные каналы, письменные документы и т.д. Поэтому мы чаще говорим о древних цивилизациях, чем о древних культурах.
Другим важным понятием культурологии является понятие артефакта культуры. Это любой искусственно созданный объект, который имеет двойственную характеристику — физическую и символическую, знаковую. Так, артефактом дворянской культуры XVIII — начала XIX века можно считать мужские перчатки: брошенная к ногам противника перчатка была знаком вызова на дуэль. Якутский чум и небоскреб из стекла и бетона являются знаками соответствующих культур: для изучающих правовую культуру артефактом является гильотина, изобретенная во время Французской революции. Изделия народных мастеров (гжель, хохлома и др.) являются артефактами российской ремесленной культуры.
Но артефактами являются и факты духовной жизни — философские доктрины, теории, произведения искусства. По «Слову о полку Игореве» можно судить о древнерусской культуре, а философия Аристотеля свидетельствует об уровне науки в Древней Греции.
Артефакт является элементарной единицей культуры. Изучение артефакта дает возможность понять, какое культурное значение имеет его утилитарное (т.е. по прямому назначению) использование. Например, набор вилок и ножей, используемых при потреблении различных блюд, свидетельствует об особенностях и уровне бытовой и гастрономической культуры, а может быть, и о структуре производства продовольствия.
К артефактам культуры относится и такое важное понятие культурологии, как культурная норма. Это образец поведения, одобряемый большинством людей, принадлежащих к данной культуре. Культурными нормами в широком смысле являются и мораль, и право, но существует особая группа культурных норм — этикет, обычай общения с другими, обычаи коллективных общений. К нормам этикета можно отнести неформальные праздники, различные знаки внимания старшим, женщинам и т.д.
Этикет, то есть внешние формы поведения, прежде всего бросается в глаза как отличительный признак культурной принадлежности. Если сравнить, как отличается одежда студента и банковского клерка. Последний — с обязательным галстуком.
Галстук у клерка является символом. Это еще одно понятие культурологии. Это условный вещественный опознавательный знак для определенной группы людей. Например, символом принадлежности к христианству является нательный крест. Символ иносказательно выражает сущность определенных культурных ценностей и принадлежность человека к данной культуре. Крест иносказательно говорит о жертве Христа и его воскрешении. Символами могут выступать любые вещи, растения, животные, в которых люди условились видеть символы с тем или иным содержанием. Двуглавый орел на российском гербе, обращенный и на Запад, и на Восток, — символ российского государства. Деньги являются символическими элементами культуры рынка: ведь бумажка зеленого цвета лишь символически содержит ценность в энное число долларов, обозначенное на ней.
Символический характер имеет и язык, на котором мы говорим: ведь слова и цифры — это символы определенных объектов. Каждая культура наряду с общими имеет особый, присущий ей круг символов.
Еще одно понятие культурологии — ценности культуры. К ценностям культуры относятся общепринятые представления и верования о целях, к которым люди должны стремиться и которые обеспечивают сплоченность и выживаемость общества. Известно, что такими регуляторами являются мораль, право, семья, религия и т.д. Известный социолог Питирим Сорокин относил к ценностям культуры те из них, которые образуются религией, наукой, искусством, языком, философией, этикой, правом. Каждая культура, по мнению П. Сорокина, обладает своими особенностями, своим стилем.
В зависимости от того, как культура формулирует потребности человека и предлагает определенные способы их удовлетворения, Сорокин выделяет три типа культуры: умозрительный, чувствительный, идеалистический. Каждая из этих культурных «сверхсистем» обладает собственным набором ценностей, истин, образцов поведения. Так, европейская культура 30-х годов ХХ в. (когда писал Сорокин) представлялась ему «чувствительной», где господствуют материальные потребности, эгоистическая переделка природы, культ эмпирической науки, высокоразвитая промышленность, натуралистическое искусство и утилитарная этика.
С тех пор у европейцев резко изменилось отношение к природе и к искусству, однако материальное благополучие остается приоритетным в шкале культурных потребностей.
Функции культуры
Все вышеупомянутые понятия культурологии
связаны с гуманистической ролью культуры, они помогают постигнуть меру развития человека в различных культурах. Эти понятия лежат в основе функций культуры, которые конкретизируют ее гуманистическую роль.
1. Функция трансляции, то есть передачи социального опыта. Именно через культуру одно поколение передает свой опыт, свои знания другому. Но преемственность имеет более широкое значение. Духовное богатство, сконцентрированное в традициях, памятниках зодчества, искусства, литературы, передается от эпохи к эпохе, от страны к стране. В результате крупных социальных катастроф трансляция культурного наследия может прерваться, и тогда развивается процесс аккультурации, то есть утраты культурных традиций, навыков, знаний.
Процесс трансляции культуры является не только диахронным, то есть развивающимся во времени; но и синхронным — в форме взаимовлияния культур разных стран.
2. Нормативная функция. В культуре закрепляются нормы общественного и личного поведения. Нормы морали, права, религии, этикета, ритуалы — все это сокровища культуры, которые ее характеризуют и определяют ее содержание. Так, в христианской культуре право отделено от морали и религии, а в мусульманской — право и мораль составляют единую систему. Столь же различаются в разных странах ритуалы, этикет и т.п.
3. Ценностная функция. Каждая культура закрепляет определенные ценности. К ним относятся моральные ценности и ценности искусства, о которых мы уже говорили. Но ими не исчерпываются культурные ценности. Они занимают важное место в сфере самоутверждения личности через достижение определенного культурного уровня. Например, в СССР важной культурной ценностью считалось высшее образование. Оно давало престиж культурного человека. К ценностям относятся также исторические документы как источники знаний о прошлом.
4. Семиотическая, или знаковая, функция. Культура — это совокупность знаковых систем: математики, физики, других наук, языка, музыки, танца, жеста, мимики, сцен. В частности, каждая культура имеет свой набор жестов, обозначающих определенные решения. Так, в Древнем Риме во время гладиаторских боев зрители жестом (большой палец вверх или вниз) определяли судьбу побежденного бойца: жить ему или умереть. В рыночной экономике имеется свой набор жестов, которыми пользуются брокеры на бирже. А вот пример культурного стереотипа сцены из нашей жизни: когда встречаются (лично или по телефону) не очень близкие знакомые, кто-то из них обязательно спрашивает другого: «Как дела?». И другой отвечает: «Хорошо (неплохо, нормально)». Считается неприличным жаловаться на судьбу. Между тем сам вопрос свидетельствует об уважении к собеседнику, он помогает установлению контактов.
Вся наша жизнь опутана паутиной знаковых систем, и их количество постоянно возрастает, особенно в информационном обществе. Знаки являются носителями культурной информации.
Культуры и история.
Культуры являются измерителями исторического времени, самой истории. Их возникновение, расцвет и упадок составляют содержание исторических эпох. По мнению Освальда Шпенглера (1880 — 1922), кризис и гибель культур — это неизбежное явление. Подобную судьбу он предрекал и Старому Свету в книге «Закат Европы». Шпенглер рассматривал культуру как некий закрытый для изменений, раз и навсегда сложившийся и неповторимый феномен. Этот феномен может существовать и 1000, и 1500 лет, но затем гибнет безвозвратно, почти не оставляя следов для преемственности. Шпенглер выделяет и описывает семь культур прошлого: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко- римскую, майя, византийско-арабскую и ныне существующую западноевропейскую, а также зарождающуюся русскую. Он фактически отрицает единство мировой культуры и преемственность в рамках старых и новых культур. Но возможно ли отрицать преемственность между греко-римской и современной западноевропейской (да и русской) культурами? Ведь европейские языки буквально усеяны латинскими и греческими словами и корнями, а романские языки вообще имеют в качестве основы латынь. В дореволюционной России классическое гимназическое образование включало изучение древнегреческого и латинского языков. Произведения древних авторов издаются на многих языках, идут в театрах, по их мотивам снимаются кинофильмы.
Русский ученый Н.Я. Данилевский (1822 — 1885) также считал, что культуры рождаются, живут, дряхлеют и умирают. А дряхлеют и умирают они потому, что теряют свой жизнеутверждающий пафос. Каждая культура представляет собой «культурно-исторический тип», который «загерметизирован» — прочно закрыт от взаимовлияний. Правда, Данилевский считает, что лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации, которые стали «культурно- историческими типами». Это египетская, древнесемитская (т.е. ассирийско-вавилонско-финикийско-халдейская), китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская. Мексиканская и перуанская цивилизации погибли насильственной смертью.
Данилевский считал, что народ представляет «культурно-исторический тип», если он имеет свой язык, достиг политической независимости, духовно способен к историческому развитию и миновал стадию «детства» (т.е. приобрел письменность и преодолел языческую мифологию).
Трудно согласиться с Данилевским, что лишь немногие народы создали великие цивилизации. Это утверждение он опровергает своим же перечнем «культурно-исторических типов». Сколько народов охватывает европейская цивилизация? А сколько — древнесемитская? Напротив, есть немного народов, которые не внесли свой вклад в становление культуры.
Спорным представляется и такое условие создания «культурно-исторического типа», как достижение политической независимости. Яркий пример тому — Италия, которая достигла национального единства и полной национальной независимости лишь в середине XIX века. Как раз потому, что итальянская интеллигенция выполняла космополитическую культурную функцию, Италия оставалась раздробленной и зависимой от соседних держав (Австрии, Франции) страной.
Конечно, национальная независимость стимулирует развитие национальной культуры, но и сама может быть достигнута лишь при наличии определенного уровня национально-культурного единства и сплочения народа.
Теория Н.Я. Данилевского об упадке и смерти культур как законе их существования была предназначена для доказательства славянофильской идеи об упадке и разложении западной культуры, подъеме и расцвете молодой славянской. Вряд ли, однако, у Данилевского были основания говорить об упадке западной культуры в середине XIX века, когда творили великие ученые, писатели, художники, композиторы, распространялось образование и росла политическая культура населения.
С другой стороны, вряд ли верно считать «молодой» славянскую культуру. Иное дело, что эта культура в ряде славянских стран характеризовалась сильными крепостническими патриархально-общинными традициями, что сдерживало развитие страны по пути материального и духовного прогресса.
Целую эпоху в исторической науке и культурологии составила теория английского ученого Арнольда Тойнби (1889 — 1975) о развитии и упадке цивилизаций. Под «цивилизациями» он понимает виды общества. Ученый насчитывает 26 таких цивилизаций, связанных и не связанных между собой, из них 10 — мертвые. Тойнби выдвигает два условия, при наличии которых у народов складываются цивилизации. Во-первых, наличие в народе творческого меньшинства и, во-вторых, не очень благоприятные, но и не очень враждебные условия окружающей среды.
При благоприятной среде, когда бананы и кокосы сами падают вам под ноги, нет нужды прилагать творческие усилия для обеспечения жизни. При очень враждебной среде эти усилия оказываются бесплодными, они могут обеспечить только выживание. Если же среда неблагоприятна настолько, что создаваемые ею трудности можно преодолеть, тогда творческое меньшинство мобилизует народ на необходимые для развития усилия.
Рост цивилизации означает, по мнению Тойнби, движение от простых и грубых форм религии и культуры к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и духовной культуры. Упадок цивилизации Тойнби связывает с тем фактом, что она не может дать ответа на вызовы окружающей среды и потребности людей.
Это может случиться в результате утраты меньшинством творческих сил и ослабления мимезиса (т.е. добровольного подражания) у большинства. В обществе утрачивается социальное единство. Упадок цивилизации завершается ее исчезновением, хотя от первой фазы упадка — надлома — до исчезновения могут пройти тысячелетия. Так, надлом египетской цивилизации (по мнению Тойнби) произошел в XVI веке до н.э., а исчезла она в V веке н.э. Чтобы как-то убедительно объяснить такую длительность упадка, Тойнби вводит понятие «окаменевшей» цивилизации.
Шпенглер, Данилевский и Тойнби не придают приоритетного значения закону преемственности культуры. Они не видят в отдельных культурах звенья единой мировой культуры. Но может быть, это верно? Разве не исчезли полностью египетская, вавилонская и иные древнейшие культуры, оставив после себя только «черепки» в Британском музее.
На эти вопросы ответил немецкий ученый Карл Ясперс (1883 — 1969). Он рассматривает историю культуры как единый мировой процесс, как историю мировой культуры. Он делит историю на четыре периода: доистория, древние культуры, «осевое время», технический век.
Доисторическое время — это дописьменный период истории, когда человек формировался биологически и духовно. Это время обретения огня, языка, орудий.
Затем в трех областях земного шара почти одновременно возникают три древнейшие культуры: а) египетская, шумеро-вавилонская и эгейская — за 4000 лет до н.э.; б) доарийская культура в долине реки Инд, связанная с Шумером, — за 3000 лет до н.э.; в) культура Китая — за 2000 лет до н.э.
Третий период — «осевое время». Оно охватывает период между 800 и 200 годами до н.э. В это время человечество совершило духовный прорыв. В Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады (основа религиозно-философских систем Индии), жил Будда, были рассмотрены все философские возможности познания действительности. В Иране жил Заратустра, основатель древнеиранской религии. В Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и другие. В Греции это была эпоха Гомера, Гераклита, Платона, Аристотеля, Архимеда, Фукидида.
«Осевое время» означало растворение в нем великих культур древности: они растворились и исчезли. Хотя вначале процессы «осевого времени» были ограничены в пространстве, постепенно они стали всеобъемлющими, захватывая в свою орбиту новые народы. Народы, не принявшие идей «осевого времени», остались на уровне природного существования. Их жизнь, считает Ясперс, неисторична, потому что не меняется на протяжении тысяч лет.
«Осевое время» — это точка отсчета и в прошлое, и в будущее, это период духовного основоположения человечества. Отсюда начинается его духовная история.
При всей значительности идеи «осевого времени» следует заметить, что за его пределами в прошлом осталось возникновение иудаизма, а в будущем — христианства. Наконец, четвертый период в истории культуры, отмеченный Ясперсом: с конца Средневековья зарождается научно-техническая эра, которая вырабатывает свою духовную среду в XVII веке, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII века и получает очень бурное развитие в ХХ веке.
Заключение
Общим содержанием любой культурной деятельности являются совершенствование материальных и духовных возможностей человека, наращивание его гуманистического потенциала, возрастание человечности в отношениях между людьми. Понятие культуры противостоит понятиям бескультурья и варварства.
Культура является объектом изучения специальной науки — культурологии. Ее основные понятия: «цивилизация», «артефакт культуры», «культурная норма», «символ», «ценность культуры».
Культура выполняет следующие функции: а) функция трансляции, то есть передачи социального опыта, б) нормативная функция, в) ценностная функция, г) семиотическая, или знаковая, функция.
Имеются разные концепции истории культуры. Одни ученые рассматривали ее как историю отдельных культур, которые рождаются, расцветают, дряхлеют и умирают, не оставляя или почти не оставляя культурного наследия (Шпенглер, Данилевский, Тойнби). Другие ученые рассматривают историю культуры как историю мировой культуры. К. Ясперс выделяет четыре основных этапа в истории культуры: доисторический, древних культур, «осевого времени», научно-техническая эра.
Литература:
1.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. — М., 1996.
2.Дзасохов А.С. Становление и эволюция постколониального мира. — М., 1997.
3.История, культура, цивилизация. — М., 1998.
4.Крапивенский C.Э. Социальная философия. — Волгоград, 1996. 5.Культурология. — М., 1996.
Культурология (изд. Совр. гуманитарн. ун-та). — М., 1998.
6.Неклесса А.И. Конец цивилизации или зигзаг истории. Сб. Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. - № 91. — М., 1999.
7.Смейлзер Н. Социология. — М., 1998.