Этапы
урока Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(УУД)
1
2
3
4
5
6
I. Организационный
момент
Подготов-
ка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
М. Бромлей
– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.
Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы.
- а как вы понимаете, что такое живопись, какие картины можно назвать живописными?
Живопись – это живое письмо. Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину ее сохнуть на открытой
террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!
(слайд 2)
.
Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. Цветовые отношения - это влияние цветов друг на друга в передаче зрительных образов с помощью красок. О них мы и поговорим сегодня поподробнее.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)
II. Изучение нового материала
Формулирование темы урока
Объяснительно-иллюстративный.
Практический
1. Давайте рассмотрим это яблоко.
Какого оно цвета? (Красное!)
Мы воспринимаем цвет яблока красным, но посмотрите, сколько различных оттенков присутствует на изображении. (Слайд 3)
Цвет предмета может меняться в зависимости от освещения (свет, тень), от источника света (теплый, холодный), на цвет предмета могут влиять предметы, находящиеся рядом. (Слайд 4)
Художники используют эти свойства цвета, чтобы придать произведению большую выразительность. Цветовые отношения в живописи строятся на контрастах, противопоставлениях одних цветов другим. В этих целях используют дополнительные цвета. Например, чтобы оттенить изображение какого-нибудь предмета, окрашенного в жёлтый цвет, нужно рядом положить фиолетовый. Чтобы подчеркнуть красный цвет яблока , нам потребуется зелёный, а для оранжевого – синий и так далее.
Тема урока (Слайд 5) скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что узнаем? Чему будем учиться?
Сегодня на уроке познакомимся с некоторыми понятия живописи.
Локальный цвет (Слайд 6)– основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Слайд7 рассмотрим репродукции картин известных художников
Репродукции И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Левитан «Март». Очень хорошо видно влияние различных внешних факторов на цвет снега. Все мы знаем, что снег белый. Белый это локальный цвет снега, но давайте посмотрим, как он выглядит на полотнах различных художников.
Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? Пристально вглядываясь, найдем меньше всего белил и вместо того желтые, синие, фиолетовые тона, которые в целом тем не менее воспринимаются нами как белый снег.
- а что же такое колорит? Слайд 8
От латинского слова color, обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит. Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает в свое произведение.
Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным
или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета ярким, сдержанным, блёклым и так далее. В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся позаконам гармонии, дополнения и контраста.
Работа по учебнику: стр. 44.
3. Художественный анализ произведений: Грабарь «Рябинка», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 9, 10.)
– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?
В основе живописи – цветовые отношения. Цвета делятся на тёплые и холодные. Слайд № 11. Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве.
Слайд № 12. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными.
– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?
– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
Групповая и индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по за-данным критериям.
Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства
III.
Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямится,
И опять начать трудиться.
Восстановление физических и духовных сил ученика.
IV. Творчес-кая практическая деятельность
Репродуктивный
Творческое задание: /Слайд 17/
– Сегодня мы создадим осенний букет в технике монотипия.
- а что такое монотипия?
/Слайд 18 /Монотипия – это техника печати, когда краска наносится на гладкую поверхность или на лист бумаги и покрывается краской, а затем штампуется на бумагу. Все оттиски получаются уникальными.
Подумайте, какие эмоции вы хотите выразить на вашей картине. Грусть, радость, спокойствие, напряжение. Определитесь с колоритом вашей картины (теплый или холодный), яркий или сдержанный. Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника.
ПЕДРИСУНОК.
[pic]
Правила работы:
Ваза имеет ось симметрии, чтобы изобразить её ровной, а не кривой используем технику монотипии. Сгибаем лист - это воображаемая ось симметрии нашей вазы. Возьмём любую гуашь для вазы и в нижней части листа по сгибу проведём вертикальную линию. От неё нарисуем половину вазы желаемой формы.
2. Закрасим эту половинку густо краской.
3. Пока краска не успела высохнуть, складываем лист по линии сгиба и плотно прижимаем рукой одну часть листа к другой, так чтобы краска отпечаталась.
4. Затем открываем лист и смотрим что получилось.
5. Там где краска плохо отпечаталась докрашиваем кисточкой.
6. Затем добавляем яркую полоску стола, любого цвета.
7. После того как наша ваза высохнет добавим белой краской блик. Блик - это самое светлое пятно на предмете, на стекле и керамике это отражение от источника света (окно, лампа и д.р.)
Ваза готова.
Букет тоже будем выполнять в технике монотипия, отпечатки осенних листьев. На дополнительный лист положить лист калины или берёзы, или дуба, или любой другой. Намазываем лист с той стороны, где прожилки.
Не забываем правила при работе с красками - сначала берем светлые тона, а затем темные. Цвета подбираем осенние: охра, оранжевый, жёлтый, красный, коричневый, малиновый, зелёный.
Добавим побольше листвы и прорисуем тонкой кистью веточки коричневой краской. Букет можно дополнить веточками рябины.
[pic]
Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением
Индивидуальная работа
Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.
Регулятивные:
принимают
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: осознают свои возможности
в учении
IV. Итоги урока.
Рефлек-
сия
Беседа
в форме «вопрос – ответ».
Выставка работ учащихся
Выставка работ. (Обсуждение с классом значение эмоционального настроя для творчества.)
Выставление оценок.
– О каких цветовых отношениях вы узнали на уроке? /Теплые и холодные/
– Что показалось самым трудным?
– Дайте эмоциональное название созданным букетам!
Запишите домашнее задание.
Принести пластилин.
Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.
Проявляют интерес к работам своих товарищей.
Дают название букетам
товарищей
и сравнивают их с первоначальными названиями
Фронтальная работа
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.
Личностные:
способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи