Конспект урока по искусству 9 класс на тему Специфика изображений в полиграфии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...








Конспект урока

Специфика изображений в полиграфии.

9 класс

Искусство






Разработала Николай Н.И.,

учитель изобразительного искусства

МОБУ СОШ № 25, г. Оренбург











Тема урока: Специфика изображений в полиграфии.

Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний.

Форма: групповая

Цель: Познакомить учащихся со спецификой книжной графики

Задачи:

  • Познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков

  • Развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию.

  • Развивать интерес к предмету.

  • Развивать творческое воображение.

  • Воспитывать умение работать сообща, взаимопонимание, чувство локтя, ответственность.


Оборудование и материалы: ПК, слайд-презентация, книги различных типов изданий, индивидуальные таблицы для заполнения, таблица книжных форматов.


Структура урока

1. Организационный момент 2 мин.

2. Введение в тему урока и постановка задачи 5 мин.

3. Самостоятельная работа по группам 15 мин.

4. Проверка выполнения задания. 5 мин

5. Динамическая пауза 1 мин

6. Презентация о художниках-графиках 5 мин.

7. Чтение отрывка из повести Пушкина «Метель» 5 мин.

8. Актуализация знаний 5 мин.

9. Домашнее задание 2 мин.




Ход урока

1. Здравствуйте, ребята. Проверим вашу готовность к уроку: тетради, ручки, дневники. Вы разделены по группам, для успешной работы я назначу главных группы: ….

2. Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?

Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?

Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?

И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.

Слайд 1

Кто может ответить, что означает слово «полиграфия»?

Слайд 2 Полиграфия (от греч. πολ- — «много» и γραφειν — «писать») — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции. Назовите, какой? (книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной, упаковочной и сувенирной продукции). Запишите определение.

Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.

Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).

Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.

Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.

Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.


В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.

Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.

Сейчас вам самостоятельно предстоит с помощью опорной таблицы выяснить, в чём же специфика оформления книг предназначенных для разного круга читателей. Познакомьтесь с графами таблицы. Всё ли вам в ней понятно? Вам в помощь небольшая информация о стандартах формата книги, то есть ее размера. И ещё, обратите внимание, что на титульных листах, сзади и впереди, обычно печатают тираж книги и если это детская литература – возраст читателей. Приступайте к выполнению задания.

3. Самостоятельная работа по группам, по 5 минут на каждый тип книг.

4. Проверка выполнения задания.

5. Сейчас встаньте, пожалуйста, мы немного разомнёмся.

Исходное положение стоя - потянулись вверх, опустились, ещё раз.

Исходное положение стоя - завели одну руку за голову, другую за лопатки «замочек» - попилить несколько раз меняя положение рук.

Садитесь. Продолжаем работу.

6. История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Слайд 5 Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.

Создание  иллюстраций  к  художественному  произведению  - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору  недостаточно  владеть  материалом,  техникой  и  художественными приемами, недостаточно  знать  эпоху  и ее  материальную   [link] ,  необходима  особая  интуиция,  умение  почувствовать  подтекст  произведения в духовном  единении  с автором. Только  в  этом  случае  возникает  феномен слияния  изобразительного  и  литературного  образа. 

Замечательный иллюстратор Н. Кузьмин  пишет  о  том,  что  художник,  вложивший  свой  труд  и  вдохновение  в создание  книги,  всегда  мечтает  о  том, что  его  рисунки  станут  для  этой  книги  «вечными  спутниками». Слайд 6 Для  многих поколений  читателей  романа М. Сервантеса «Дон  Кихот» неотделимы  от  иллюстраций французского  графика    Г.  Доре.

Слайд 7 Выдающийся иллюстратор, мастер гравюры В.Фаворский создал много серий к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую.
«Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел читать!», сказал о Фаворском художник и искусствовед Д. Бисти.

Слайд 8

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были Э. Лисицкий, В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.

Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?



Слайд 9

Примером в данном случае могут служить симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева к одноимённому роману Сервантеса и «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова.

7. Чтение под музыку. Слайд 10

8. Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?

Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?

Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?

Что полезнее для вашего развития?

9. Наш урок закончен. Запишите домашнее задание. Слайд 11

Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.























Приложение

В России существуют пять основных групп книжных форматов:


Формат книги

Размер

Ширина, мм

Высота, мм

84х108/8

Сверхкрупный

265

410

70х108/8

-

265

340

70х100/8

-

245

340

60х90/8

Крупный

220

290

60х84/8

-

205

290

84х108/16

-

205

260

70х108/16

Увеличенный

170

260

70х100/16

-

170

240

70х90/16

-

170

215

60х90/16

Стандартный

145

215

60х84/16

-

145

200

84х108/32

-

130

200

75х90/32

Малый

107

177

70х108/32

-

130

165

70х100/32

-

120

165

70х90/32

-

107

165

60х90/32

-

107

140

60х84/32

-

100

140

84х108/64

Сверхмалый

100

125

70х108/64

-

82

125

70х100/64

-

82

102



Особенности книжной графики



















Художественная






















Учебна, энциклопедическая






















Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.




































Уже давно смеркалось. Владимир отправил своего надежного Терешку в Ненарадово с своею тройкою и с подробным, обстоятельным наказом, а для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут.



Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.