Тема: Точка - первоэлемент изображения. Это образ паузы. (В. Кандинский)
Цели урока:
1) Представить учащимся шедевры мировой художественной культуры с новой точки зрения на искусство как важнейшую форму коммуникации в цивилизационном процессе.
2) Познакомить школьников с абстракционизмом как явлением в искусстве, выполнить абстрактную композицию на тему.
3) Способствовать воспитанию чувства прекрасного, эстетического, переживания радости при общении с произведениями искусства.
воспитывающая: способствовать воспитанию чувства прекрасного, эстетического, переживания радости при общении с произведениями искусства.
Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный
Тип урока – комбинированный
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.
Для учащихся: Изобразительные материалы: кисти, краски, фломастеры, гелиевые
ручки, пастельные мелки, альбомы, ножницы, лист плотной бумаги
для вырезания шаблонов узоров.
Ход урока.
1.2. Сегодня мы много слышим об абстрактном искусстве.
У каждого искусства есть свой язык, свои выразительные средства. Литература, поэзия, музыка, кино, изобразительное искусство имеют свои средства выражения. Назовите их.
(Литература, поэзия - слово, музыка - ноты, изобразительное искусство-цвет, линия, форма).
Абстракционизм… Вы задумывались, что это такое? Давайте, вместе определим понятие «абстрактное искусство».
3. В конце19 начале 20 века в искусстве как проявление кризиса буржуазной культуры и протест общественным вкусам появились новые направления. Миссия их заключалась в поиске новых путей и форм выражения, в разрыве с традициями старого классического искусства. Их называли «авангардом» (фр. «передовой отряд»). Они были и в литературе, поэзии, музыке, и в изобразительном искусстве. Абстракционисты ставили целью создание совершенно нового искусства, отошли от реальной жизни и стали свободно экспериментировать с формой выражения, не заботясь о содержании произведений искусства. Так в разных видах искусства появились футуристы, сюрреалисты, кубисты, экспрессионисты, примитивисты, символисты и абстракционисты.
(Демонстрация слайдов).
Слайд №1. Абстракционизм – один из течений авангардного изобразительного искусства.
Яркие его представители – К. Малевич и В. Кандинский.
Слайд №2. Абстракционизм – «Разговор о тайном с помощью тайного».
Слайд №3. Абстракционизм-искусство беспредметное, «удаленное», «отвлеченное» (лат. abstractio-отвлечение)
Абстракционисты отказались от изображения предметов и видов реальной действительности, природы.
Слайд №4. В своих картинах они мысли, эмоции и чувства передают через световые и цветовые пятна, линии и формы, а самих предметов не изображают совсем.
Слайд №5. В их картинах мы видим не предметы, а их образы.
Слайд №6. Они отказались от рисунка, колорита, перспективы, понятий верха и низа, линии горизонта, силы тяготения и создают неземное искусство, оторванное от земли.
Слайд №7. В картинах – взгляд как бы из космоса,
устремленный в пространство.
Слайд №8. Несмотря на все это в абстракционизме есть своя красота, свой шарм, свое видение мира. Яркие и нежные пятна цвета, плавные и угловатые линии, их сочетание и движение определенным образом действуют на нас, создавая эмоциональное настроение - веселое или грустное, если даже на картине не изображены реальные предметы.
Слайд №9. К.Малевич. «Супрематическая композиция».
Казимир Малевич создал течение «супрематизм» («super»-высший).
В своих картинах он использовал выразительные средства архитектуры, музыки, художественной промышленности, создавал конструкции из объемов, линий, геометрических фигур.
Слайд №10. «Черный квадрат» - это вершина искусства. Это всё и одновременно ничего. Это искания художников, доведенные до нуля. За ним нет искусства.
Слайд №11. Василий Кандинский-представитель экспрессионизма (лат. expressio – выражение).
Слайд №12,13. Для его работ характерны яркие проявления чувств, настроений, мыслей. («Черная решетка») Он создавал картины динамичными цветовыми и световыми пятнами, линиями, объёмными формами.
Слайд №14. В его картинах властвует стихийные эмоции, ритм, экспрессивные линии, яркие цветовые пятна, активно воздействующие на зрителя.
Слайд №15 Основное в картинах – выражение духовной сущности человека.
Слайд №16 Маленькая мечта в красном.
Слайд №17 В.Кандинский. Сумеречное.
Слайд №18 Казаки
Слайд №19 Последняя акварель
Слайд №20 Этажи
Слайд №21. В. Ханнанов. Колыбельная.
Слайд № 22,23,24,25-картины современных башкирских абстракционистов.
4. - Какими же приемами пользуются художники при создании абстрактных картин?
Абстрактные приемы разнообразны, их можно встретить в повседневной жизни везде. Приведите примеры
( знаки, иероглифы в графике и в живописи, в декоративно-прикладном искусстве в украшении предметов быта, интерьера: орнаменты, узоры на обоях, тканях, одежде, посуде; декор в украшении экстерьера зданий, улиц).
Абстрактный рисунок можно выполнить
разными приемами:
- симметрия (равновесие), асимметрия;
- свет и цвет;
- ритм;
- динамика и статика;
- стилизация, геометризация природных
и растительных форм;
- фактура;
- нюанс, контраст.
- Как строится абстрактный рисунок?
Кандинский в своем труде «Точка, прямая на плоскости» обосновал теорию абстракционизма. (Демонстрация рисунков из книги В.Кандинского)
Мы знаем, что любое изображение состоит из точек, линий, штрихов, пятен разных по цвету и тону. В своей книге В.Кандинский определил, что:
Точка - первоэлемент изображения. Это образ паузы.
Точка, двигаясь, образует линию.
Линия - след двигающейся точки – по виду может быть:
кривая, ломаная, прямая (гладкая, разорванная, округлая, изрезанная, волнообразная, зубчатая, шероховатая);
-по характеру: сильная, смелая, резкая, агрессивная; слабая, вялая, робкая.
Прямая линия - символ неподвижности, бездействия.
Волнообразная, изогнутая - символ движения, жизни.
Линии, замыкаясь, образуют фигуры.
Линия - прямая, перемещаясь, образует плоскость,
плоскости, перемещаясь, образуют тело.
Формы могут быть - плоские, объемные.
В абстрактных картинах художники с помощью линий, точек, цветных пятен и геометрических фигур, их разнообразных сочетаний пытаются выразить свое настроение, чувства.
Цвет сам по себе несет какие–то эмоции.
Композиция – расположение линий, геометрических форм, фигур и пятен на листе также может способствовать этому.
5. Практическая работа.
Задание 1. - Согните бумагу пополам.
- По линии сгиба нарисуйте какую-нибудь фигуру (измененную форму бабочки, цветка, листа, человека)
- Вырежьте силуэт. Полученный шаблон используем для выполнения выразительных и плавных линий.
- Свободно меняя положение шаблонов, накладываем линии друг на друга - получаем приятные глазам переплетающиеся узоры.
- Выбираем цвета, соответствующие выбранной теме, наносим на рисунок.
- Композицию можно дополнить декоративными элементами
Задание 2.
1. Нарисуй узор из переплетающихся линий.
Закрась отдельные пространства разными цветами, не заходя за линии.
Некоторые участки заполни различными узорами, точками, черточками.
2. Попробуй изобразить декоративную композицию из линий, соответствующих твоему (веселому, грустному) настроению. Дай название своему творению (мечта, сон, грусть, радость, скука, праздник).
Самостоятельная работа учащихся над созданием собственных абстрактных композиций.
Просмотр, анализ выполненных работ. (Выставка на доске). Самооценка работ учащимися. Выделение достоинств наиболее удавшихся работ. Коллективный поиск наиболее выразительных названий для рисунков.
7. Итоги урока.
Абстракционизм поможет вам свободно выразить свое настроение, чувства, замечать и видеть необычное во всем: в природе, в предметах, животных, птицах, людях. Абстракционизм — одно из авангардных направлений в искусстве начала 20 века. Художники-абстракционисты открыли путь новому стилю, пытаясь через предельное упрощение или вымышленные формы передать смысл. Вы не увидите на их картинах людей, животных или предметы.
2. Репродукция с картины К.Малевича “Черный квадрат” Мотивационный момент.
Давайте рассмотрим репродукцию наиболее знаменитой картины Казимира Малевича — художника-абстракциониста – “Черный квадрат”. Что вы думаете о ней? (ответы детей)
Возможные ответы:
“Это может каждый”.
Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Они отыскивают характерные признаки, например, перспективу, тщательную проработку и т. д. Но говорит ли это об оригинальности мышления? А ведь оно и является важным элементом творчества.
“Я не понимаю этого”.
Произведения искусства можно интерпретировать по-разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите. Сведения о художнике и времени, когда была написана картина, помогут вам лучше понять произведение (домашнее задание).
3.Репродукция с картины К. Малевича “Белое на белом”. Эта работа не дает нам почти никакого ключа к пониманию ее возможного смысла. Остается лишь один способ, с помощью которого мы можем отреагировать — инстинктивный. Именно это и подразумевал Малевич. В каталоге выставки, где была представлена картина, художник писал: “Я хочу вас погрузить в белизну … и заставить плавать в ней бесконечно”.
Казимир Малевич считал, что искусство должно быть выше природы и совершенно отделено от нее. Он использовал в своем творчестве геометрические формы, поскольку в природе их не существует.
4.Репродукция с картины В.Кандинского “Вверх” Еще одна значимая величина в абстракционизме — Василий Кандинский. В период работы в Баухаузе — в школе искусства, в Германии, в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры. Но даже тогда художник добивался того, чтобы его абстрактные изображения были понятны зрителю. “Вверх” – образец такой живописи — геометрические тела складываются в очертания человеческого торса.
5.Репродукции с картин В.Кандинского: “Пересекающиеся линии” “Пересекающиеся линии”, “Точка на дуге”, “Вибрация” – типичные работы Кандинского “баухаузовского” периода.
6.“Точка на дуге”
7.“Вибрация”
8.“Только лиловый” С 1933 года, когда Кандинский перебрался в Париж, начался новый период в его творчестве. Теперь он отдавал предпочтение изоморфным формам, которые называл “биоморфными абстракциями”. Примеры работ этого периода: “Только лиловый”, “Красный узел”, “Небесно-голубое”.
Книги Кандинского стали манифестом абстакционизма. Давайте попробуем создать свой манифест, свои правила абстракционизма (учитель после небольшого обсуждения делает записи и зарисовки на доске: слева — статика, справа — динамика).
9 “Красный узел”
10 “Небесно-голубое”
11 Правила:
геометрические фигуры Азбука искусства.
Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны?
(квадрат, прямоугольник — треугольник, круг)
12.2. линии. Какие линии более статичны, какие — динамичны?
(прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные)
13.3. цвет. Какие цвета более статичны, какие — динамичны?
(светлые, холодные — темные, теплые)
14 Примеры детских работ:
1. Давайте рассмотрим композиции, составленные учащимися в прошлом году. Какие из них статичные, какие — динамичные? (можно кратко рассказывать об истории создания композиций, если они известны).
цитата Творческое задание:
создать две абстрактные композиции (статичную и динамичную) в компьютерной программе Kolour Paint (2 вариант – в технике аппликации), дать им названия.
Кандинский напрямую связал цвет с музыкой, поэтому ваши беспредметные композиции будут иллюстрациями к музыкальным произведениям, которые прозвучат на уроке:
статика – №7 Flavio D'addato* “Solar wind” 4.12
динамика – №5 Flavio D'addato “Mission impossible theme” 4.10
*DJDado (Flavio D'addato) , итальянец, известность принес ремикс трека из телесериала “Секретные материалы”. Сольный альбом (единственный) – “The