Рабочая программа по ИЗО 5 класс по программе Б.Неменского ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан



«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2016г. №1


Введено приказом от 31.08.2016г. №179

Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ

____________________________ В.Д. Скотарь




Рабочая программа


по изобразительному искусству 5 класс (1 час в неделю, 35 часов в год)


Составитель: Родионова Е.П., учитель изобразительного искусства первой кв. категории









«Согласовано»

Заместитель директора ________ Г.Т.Густилина от 26.08.2016г.

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от 26.08.2016г. №1.

Руководитель МО ___________ Л.А.Парамонова















г. Елабуга

2016г.

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Древние корни народного искусства

различать деко-ративные решения традици-онных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву,


изображать выразительными формы предметов крестьянского быта, одежды и украшений;


выделять величиной, вы-разительным контуром рисунка, цветом главный мотив орнамента (мать-земля, древо жизни, птица);


создавать эскизы деревянной избы, предметов и вещей народного быта, праздничного костюма с опорой на народную традицию.

объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусств;


создавать декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов, выстраивая их в орнаментальные композиции;


раскрывать сим-волическое значение, содержа-тельный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы, предметов быта, одежды;


выявлять в произведениях народного декоративно-прикладного искусства связи конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;


соотносить декор избы, праздничного костюма с ми-ровоззрением наших предков;

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;


умение организовывать свое рабочее место, учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;


работать индивидуально и в группе;


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,


умение оценивать правильность выполнения учеб-ной задачи, собственные возможности ее решения;

познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;


формирование целост-ного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


формирование художе-ственного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;


умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;


воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;



Связь времен в народном искусстве

осваивать

характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенностей цветового строя;


осваивать различные приемы кистевой росписи: гжельского «мазка с тенями», отточенной линейной городецкой и свободной хохломской росписи, графической орнаментики мезенской рос-писи, жостовской живописной импровизации;


создавать композиции росписи в традиции одного из промыслов в процессе практической творческой работы;


сравнивать благозвучные сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;


осуществлять собственный художественный замысел, связанный

с созданием выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;


осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;


выявлять общее и особенное в художественных произведениях

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,


умение оценивать правильность выполнения учеб-ной задачи, собственные возможности ее решения;

познание мира через образы и формы декоративно прикладного искусства;


формирование художе-ственного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;


умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;


воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов: гжельской керамики, городецкой и хохломской росписи по дереву, жостовской росписи по металлу и др.

Декор – человек, общество, время.

создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древ-него Египта или Китая;


уметь цветом, формой, пластикой линий передавать стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды;


создавать декоративную композицию герба или эмблемы;


уметь объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ;


выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в произведениях ДПИ;


соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе;


определять символические элементы герба;


понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербах различных городов;


находить   связи конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;


понимать  и использовать в речи новые худо-жественные термины.

формирование коммуникативной компетентности через участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности,


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.


участие в поисковой деяте-льности, в подборе зритель-ного материала по теме;


обобщение и систематизация изученного материала.

формирование художественного вкуса;


умение объективно оценивать собственную художеств. деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;


формирование коммуникативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы;

формирование коммуникативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной фор-мах деятельности, связанной с созданием творческой работы;

принятие мультикультурной картины мира;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное отношение к членам своей семьи.

Декоративное искусство в современном мире

осуществлять собственные художественные замыслы, связанные с созданием декоративного панно для украшения школы;


создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, др. декоративных украшений интерьеров школы;


овладеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале декоративных композиций

уметь различать по материалам, технике исполнения, характерным особенностям художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.;


применять принципы декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;


выявлять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;


умение самостоятельно планировать пути достижения целей;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе;


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;


формирование художе-ственного вкуса как способности чувствовать и воспринимать современное декора-тивно-прикладное искусство;


умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности;


умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям ДПИ.



Содержание учебного предмета

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9часов)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.

Древние образы в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Тема. Орнамент как основа декоративного украшения

Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран.

Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).

Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Тема. Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры.ртины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.

Элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Тема. Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в нар одежде.

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения, декоративных элементов.

Русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки.

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки .

Тема. Народный праздничный костюм.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Тема.Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края.

Выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской); особенности промысла нашего края (резьба по дереву).


СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7часов)

Тема. Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

«Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшебный мир народной игрушки»; основные элементы росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Тема. Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Тема. Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Тема. Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Тема. Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла

Истоки и современное развитие народных промыслов Хохломы. Знакомство с видом промысла «золотая хохлома». Традиционные элементы хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы ветки.

Тема. Роль народных художественных промыслов

в современной жизни. Связь времён в народном искусстве (обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 часов)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусство украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Тема. Зачем людям украшения.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества. В регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Декоративное искусство разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

Тема. Декор и положение человека в обществе

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Декоративное искусство Древнего Египта.

Тема. Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно- прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Изображение средневековых гербов, «Старинные гербы русских городов», современные эмблемы.

Тема. Роль декоративного искусства

в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.


ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9часов)

Знакомство с современными выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.

Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно- прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; декоративное панно, выполненное по мотивам народного искусства.

Тема. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы.

Календарно-тематическое планирование

УМК (Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014г.)

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Сроки

План.

Факт.

Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконичность и выразительную красоту.

5а- 1.09

5б-6.09

5в-2.09

5г-3.09

5д-7.09


2

Орнамент как основа декоративного украшения

1

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

5а- 8.09

5б-13.09

5в-9.09

5г-10.09

5д-14.09


3

Декор русской избы.

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

5а- 15.09

5б-20.09

5в-16.09

5г-17.09

5д-21.09


4

Внутренний мир русской избы.

1

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устрой­ства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

5а- 22.09

5б-27.09

5в-23.09

5г-24.09

5д-28.09


5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.

1

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную ком­позицию в соответствии с традицией народного искусства.

5а- 29.09

5б-4.10

5в-30.09

5г-1.10

5д-5.10


6

Образы и мотивы в орнаментах русской и татарской вышивки.

1

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные вари­анты орнамента вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица и т. д.)

5а- 6.10

5б-11.10

5в-7.10

5г-8.10

5д-12.10


7

Народный праздничный костюм.(русский, татарский)

1

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить декор женского праздничного костюма с мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма.

Создавать эскизы народного празд­ничного костюма на примере северо-русского или южнорусского костюмов.

5а- 13.10

5б-18.10

5в-14.10

5г-15.10

5д-19.10


8

Народные праздничные обряды. (обобщение темы)

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, разыгрывать народные песни, обрядовые действия.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

5а- 20.10

5б-25.10

5в-21.10

5г-22.10

5д-26.10


9

Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края.

1

Находить единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности в произведениях народного искусства.

5а- 27.10

5б-8.11

5в-28.10

5г-29.10

5д-9.11


Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках. (дымковская, филимоновская)

1

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элемен­ты народного орнамента и особенности цветового строя.

5а- 10.11

5б-15.11

5в-11.11

5г-12.11

5д-16.11


11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели

5а- 17.11

5б-22.11

5в-18.11

5г-19.11

5д-23.11


12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

5а- 24.11

5б-29.11

5в-25.11

5г-26.11

5д-30.11


13

Искусство Городца. (роспись разделочной доски)

1

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

5а- 1.12

5б-6.12

5в-2.12

5г-3.12

5д-7.12


14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент росписи в живописной импровизационной манере Жостова

5а- 8.12

5б-13.12

5в-9.12

5г-10.12

5д-14.12


15

Искусство Хохлома. Истоки и современное развитие промысла.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

5а- 15.12

5б-20.12

5в-16.12

5г-17.12

5д-21.12


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Связь времён в народном искусстве

1

Участвовать в отчете поисковых групп по сбору материала, в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

Объяснять важность сохранения художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в художественных произведениях. Различать и называть произведения ведущих центров народных художествен. промыслов.

5а- 22.12

5б-10.01

5в-23.12

5г-24.12

5д-11.01


Декор – человек, общество, время (10 часов)

17

Зачем людям украшения. 

1

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

5а- 12.01

5б-17.01

5в-13.01

5г-14.01

5д-18.01


18

Декор и положение человека в обществе. 

1

Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в произведениях ДПИ, а также единство материалов, формы и декора.

5а- 19.01

5б-24.01

5в-20.01

5г-21.01

5д-25.01


19

Декор и положение человека в обществе.  (выполнение вазы)

1

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Китая и Японии.

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Китая.

5а- 26.01

5б-31.01

5в-27.01

5г-28.01

5д-1.02


20

Декор и положение человека в обществе.  (выполнение декоративного рельефа)

1

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

5а- 2.02

5б-7.02

5в-3.02

5г-4.02

5д-8.02


21

Одежда говорит о человеке. (изучение средневекового костюма)

1

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы..

5а- 9.02

5б-14.02

5в-10.02

5г-11.02

5д-15.02


22

Одежда говорит о человеке (изготовление панно)

1

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей

5а- 16.02

5б-21.02

5в-17.02

5г-18.02

5д-22.02


23

Декоративное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко)

1

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Западной Европы ХVII века

5а- 23.02

5б-28.02

5в-24.02

5г-25.02

5д-1.03


24

О чем рассказывают гербы.

1

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба.

5а- 2.03

5б-7.03

5в-3.03

5г-4.03

5д-8.03


25

О чем рассказывают эмблемы. 

1

Создавать декоративную композицию эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

5а- 9.03

5б-14.03

5в-10.03

5г-11.03

5д-15.03


26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (обобщение темы)

1

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный срой с владельцем.

Использовать в речи новые художественные термины.

5а- 16.03

5б-4.04

5в-17.03

5г-18.03

5д-29.03



Декоративное искусство в современном мире ( 9 часов)

27

Современное выставочное искусство. 

1

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности.

Использовать в речи новых терминов, связанных с декоративно-прикладным искусством.

5а- 30.03

5б-11.04

5в-31.03

5г-1.04

5д-5.014


28

Современное выставочное искусство (керамика, гобелен, металл, стекло, батик)

1

Различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

5а- 6.04

5б-18.04

5в-7.04

5г-8.04

5д-12.04


29

Ты сам -  мастер декоративно –прикладного искусства (панно) 

1

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

5а- 13.04

5б-25.04

5в-14.04

5г-15.04

5д-19.04


30

Ты сам -  мастер декоративно –прикладного искусства (кукла) 

1

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

5а- 20.04

5б-2.05

5в-21.04

5г-22.04

5д-26.04


31

Ты сам -  мастер декоративно –прикладного искусства . Витраж (работа над эскизом)

1

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

5а- 27.04

5б-9.05

5в-28.04

5г-29.04

5д-3.05


32

Ты сам -  мастер декоративно –прикладного искусства . Витраж. (завершение работы)

1

5а- 4.05

5б-16.05

5в-5.05

5г-6.05

5д-10.05


33

Создание декоративно – коллективной работы. Мозаика. (начало работы)

1

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

5а- 11.05

5б-23.05

5в-12.05

5г-13.05

5д-17.05


34

Создание декоративно – коллективной работы. Мозаика. (завершение работы)

1

5а- 18.05

5б-30.05

5в-19.05

5г-20.05

5д-24.05


35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение темы года)

1

Выявлять и называть характерные особенности собственной декоративной работы.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведении декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

5а- 25.05

5б-30.05

5в-26.05

5г-27.05

5д-31.05



Приложение к рабочей программе

Система  оценки  достижений  учащихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если учащийся:

а) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

б) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

а) овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

Оценка «3» ставится, если учащийся:

а) основной программный материал знает нетвердо,

б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

Оценка «2» ставится, если учащийся:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.


 Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося. Критерии оценивания знаний и умений Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение  работы. Верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное  выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

«Оценка 2»

обучающийся допускает грубые ошибки в работе.


Этапы оценивания детского рисунка:

-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

- характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.