ИЗО Рабочая программа 5-6 класс Путильцева Л.Ю.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



«Рекомендовано к использованию» на заседании методического объединения художественно-эстетического цикла

___________ Е.В.Братусина

Протокол № ___

от «___» _______2016 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________А.В.Кобзарь

от «___» ________ 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №13

_________ Рулла И.В.

Приказ № ___

от «___» ______2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

для 5-6 классов

Уровень изучения: базовый

Количество часов по учебному плану:

5класс-35 часа

6класс-35 часа

Всего 70 часов в год, 1 час в неделю

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Учитель: Путильцева Лилия Юрьевна









Симферополь

2016

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.).


Планируемые результаты освоения конкретного учебного

предмета


Предметные результаты и общеучебные умения, навыки и способы деятельности освоения учебного предмета, дисциплины (модуля);


5 класс:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


6 класс:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.


Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (уровня).

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • знать несколько народных художественных промыслов России;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);


6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыка ми плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;




















Содержание учебной темы

Содержание

учебного раздела,

темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий, используемые при обучении

Формы

и темы

контроля

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 час.)

5 класс

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности. Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1 Древние корни народного искусства (9 час.)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм

1

Декоративно-прикладное искусство и человек

(вводный урок)

Ознакомление учащихся с новым учебным предметом. 

Устный опрос


2

Древние образы

в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Творческие и практические задания


3

Убранство русской избы

Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Творческие и практические задания


4

Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, пол -подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Творческие и практические задания


5

Конструкция и декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.

Творческие и практические задания


6

Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Творческие и практические задания





7

Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе — панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Творческие и

практические задания


8

Народные праздничные обряды

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.

Творческие и практические задания


9

Древние корни народного искусства (обобщение темы)

Ответы на вопросы (тесты). Викторины. Кроссворды. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.



Раздел 2 Связь времён в народном искусстве (7 час.)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

10

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

Творческие и практические задания


11

Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи:

сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.

Творческие и практические задания


12

Городецкая роспись

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приёмы городецкой росписи.

Творческие и практические задания


13

Хохлома

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

Творческие и практические задания


14

Жостово. Роспись по металлу

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка

Творческие и практические задания


15

Щепá. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией — чёрным перьевым контуром.

Творческие и практические задания


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные промыслы, о которых не шёл разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).

Творческие и практические задания


Раздел 3 Декор — человек, общество, время (11 час.)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

17

Зачем людям украшения

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Творческие и практические задания


18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Творческие и практические задания


19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Творческие и практические задания


20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (обобщение темы)

Ответы на  вопросы (тесты). Викторины. Кроссворды. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.



21

Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки различия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.

Творческие и практические задания


22

Одежда говорит о человеке

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же — выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Творческие и практические задания


23

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Творческие и практические задания


24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Творческие и практические задания


25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (обобщение темы)

Ответы на  вопросы (тесты). Викторины. Кроссворды. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.



26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Творческие и практические задания


27

Декор — человек, общество, время (обобщение темы)

Ответы на вопросы (тесты). Викторины. Кроссворды. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.



Раздел 4 Декоративное искусство в современном мире (8 час.)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

28

Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Творческие и практические задания






29

Современное выставочное искусство

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Творческие и практические задания


30

Ты сам мастер

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение в натуральную величину. «картона», т. е. эскиза будущей работы

Творческие и практические задания


31


Ты сам мастер

Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Творческие и практические задания


32

Создание декоративной композиции


Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов (проект).

Соленое тесто. Полимерная глина. Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение творческого проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Изготовление картона (вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину). Деление об­щей композиции на фрагменты.

Творческие и практические задания


33

Создание декоративной композиции

Деление об­щей композиции на фрагменты.

Творческие и практические задания


34

Декоративное искусство в современном мире (обобщение темы)

Ответы на вопросы (тесты). Викторины. Кроссворды. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.




35

Обобщение материала по темам года.

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.






Содержание

учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий, используемые при обучении

Формы

и темы контроля

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 час.)

6 класс

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Виды изобразительного искусства и основы его образного языка. Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1 Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 час.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

1

Искусство в жизни человека

(вводный урок)

Ознакомление учащихся с новым учебным предметом. 

Устный опрос


2

Изобразительное искусство.

Семья пространственных

искусств. Художественные материалы.

Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура).

Художественные материалы и их вырази­тельность в изобразитель­ном искусстве

Творческие и практические задания


3

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника.

Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы.

Творческие и практические задания


4

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

Свойства, характер, вид линий, ритм линий.

Выразительные свойства линии.

Условность и образность линейного изображения.

Творческие и практические задания


5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, тёмное, светлое, линия и пятно. Композиция.

Творческие и практические задания


6

Цвет. Основы цветоведения.

Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Творческие и практические задания


7

Цвет в произведениях живописи.

Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Творческие и практические задания


8

Объёмные изображения в скульптуре.

Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выполненные в разных материалах.

Творческие и практические задания


9

Основы языка изображения (обобщение темы).

Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Объёмно-пространственные изображения.

Творческие и практические задания


Раздел 2 Мир наших вещей. Натюрморт (7 час.)

История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественновыразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

10

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала.

Творческие и практические задания


11

Изображение предметного мира – натюрморт.

Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др.

Творческие и практические задания


12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Линейные, плоскостные, объёмные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция.

Творческие и практические задания


13

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих.

Творческие и практические задания


14

Освещение. Свет и тень.

Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих.

Творческие и практические задания


15

Натюрморт в графике.

Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А.Ф. Зубова,Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского.

Творческие и практические задания


16

Цвет в натюрморте.

Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюр морт. Художники- импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин,

В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта.

Творческие и практические задания


Раздел 3 Вглядываясь в человека. Портрет (11 час.)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественновыразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

17

Образ человека – главная тема в искусстве.

Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Фаюмские портреты. Скульптурные портреты древнего Рима.

Камерный портрет. В России. Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским

Творческие и практические задания


18

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого.

Творческие и практические задания


19

Изображение головы человека
в пространстве

Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

Творческие и практические задания


20

Портрет в скульптуре

Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульпторе Рима III века н. э.

Творческие и практические задания


21

Графический портретный рисунок.

Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения.

Творческие и практические задания


22

Сатирические образы человека.

Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) – творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А. народных художников СССР.

Творческие и практические задания


23

Образные возможности освещения в портрете.

Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин.

Творческие и практические задания


24

Роль цвета в портрете.

Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. В. Серов «Девочка с персиками».

Творческие и практические задания


25

Роль цвета в портрете.

Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства.

Творческие и практические задания


26

Великие портретисты прошлого.


Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.

Творческие и практические задания


27

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).

Галерея. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.



Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж (8 час.)

Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художниковпейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образновыразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

28

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи».

Творческие и практические задания


29

Изображение пространства.

Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Обратная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Беседа: «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века».

Творческие и практические задания


30

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. Высота линии горизонта. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Обратная перспектива Плоскость картины. Многомерности пространства.

Творческие и практические задания


31

Пейзаж – большой мир.

Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-Си, Ся-Гуй и др. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ван-Гойена, Я. Рейсдаля.

Творческие и практические задания


32

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж-настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Камиля Писсаро.


Творческие и практические задания



33

Пейзаж в русской живописи.


П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем». Крымские художники пйзажисты. И.К. Айвазовский.

Творческие и практические задания


34

Городской пейзаж.

Пейзаж в графике.


Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и др. Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и др

Творческие и практические задания



35

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва.   Язык и смысл.

(обобщение темы)

Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит.


Творческие и практические задания





часов

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

5 класс

Раздел 1 Древние корни народного искусства

9

Раздел 2 Связь времён в народном искусстве

7

Раздел 3 Декор — человек, общество, время

11

Раздел 4 Декоративное искусство в современном мире

8

Всего часов

35

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

6 класс

Раздел 1 Виды изобразительного искусства и основы образного языка

9

Раздел 2 Мир наших вещей. Натюрморт

7

Раздел 3 Вглядываясь в человека. Портрет

11

Раздел 4 Человек и пространство. Пейзаж

8

Всего часов

35

Тематический план







7