Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
(образовательная область «Искусство»)
для 2 Г класса
на 2013 – 2014 учебный год
(программа разработана на основе ФГОС второго поколения (2009), примерной основной образовательной программы начального общего образования (2011) и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская УМК «Начальная школа XXI века»)
Составитель:
Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов
Новоалтайск
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») разработана для 2 класса общеобразовательной школы по УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы по изобразительному искусству Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с использованием следующей нормативно-правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.
Примерная программа основного общего образования по технологии.
Авторская программа по технологии (Е.А. Лутцева – М.: Вентана - Граф, 2012).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2013-2014 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов; протокол №171 от 25.05.2012г.
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013г.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки. – М.: Вентана-Граф, 2013
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Обоснование выбора УМК:
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Цели уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
активизация самостоятельной творческой деятельности;
развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Методическая основа преподавания изобразительного искусства:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком проводятся экскурсии в художественные и краеведческие музеи, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Реализуя принцип системно-деятельностного подхода, автор программы использует в работе следующие педагогические технологии:
технология личностно-ориентированного образования;
игровые технологии;
технологии интегрированного обучения;
ИКТ технологии;
проблемное обучение;
здоровьесберегающие технологии.
Формы реализации программы:
фронтальная;
парная;
групповая;
индивидуальная
Методы реализации программы:
Способы и средства:
Формы и средства контроля
Основными формами текущего контроля являются:
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно программе, на изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 час в неделю (34 часа).
Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год
В авторскую программу изменения не внесены.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностным ориентиром содержания учебного курса является системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию учебного курса («знаниевый» компонент):
воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народностям;
развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве;
общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих усвоение содержания предмета;
воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
совершенствование индивидуальных способностей;
формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 час в неделю:
9 учебных недель первой четверти (9 часов);
7 учебных недель второй четверти (7 часов);
10 учебных недель третьей четверти (10 часов);
9 учебных недель четвёртой четверти (8 часов); т.к. урок изобразительного искусства в период с 28.04.2014 по 02.05.2014 выпадает на праздничный день.
Всего – 34 часа в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Содержание тем учебного курса
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,
Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика.
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
1
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
16
2
Развитие фантазии и воображения
11
3
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
7
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
Период
№ п/п
Кол-во час.
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащегося
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов) 1 четверть – 9 часов
02.09 –
06.09
1
1
1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение
Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения
Работа на плоскости
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.
Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).
Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.
Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур
09.09 –
13.09
2
1
2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму
Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.
Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.
Иметь представление о художественных средствах изображения
16.09 –
20.09
3
1
3. Зависимость цветовой гаммы от темы
Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне»
Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению
23.09 –
27.09
4
1
4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры
Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов
Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе
30.09 -
04.10
5
1
5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни
Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.
Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер
07.10 –
11.10
6
1
6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы
Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве.
Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями
Передавать наглядную перспективу.
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание
14.10 –
18.10
7
1
7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет
В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)
21.10 –
25.10
8
1
8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы
Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы»
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Участвовать в беседах, исследованиях.
Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.
Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры
28.10 –
01.10
9
1
9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде
Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу.
Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.
Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.
Создавать композиции с изображением человека
2 четверть (7 часов)
11.11 –
15.11
10
1
10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа
Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветреный день».
Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.
Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).
Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.
Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)
18.11 –
22.11
11
1
11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)
Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла»
Работа в объёме и пространстве
Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.
Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты
25.11 –
29.11
12
1
12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм
Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки
Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.
Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.
Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте
02.12 –
06.12
13
1
13. Равновесие в композиции.
Объёмно-пространственная композиция
Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька»
Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.
Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.
Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику
09.12 –
13.12
14
1
14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.
Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве
Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).
Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники»
Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.
Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).
Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.
Уметь проводить коллективные исследования
16.12 –
20.12
15
1
15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства
Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь
Декоративно-прикладная деятельность
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.
Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация
23.12 –
27.12
16
1
16. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве
Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Ковёр-самолёт».
Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики.
Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок
Развитие фантазии и воображения (11 часов) 3 четверть (10 часов)
13.01 –
17.01
17
1
1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения
Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом», «Чей корабль в гавани?».
Работа на плоскости
Создавать зрительные художественные образы.
Уметь работать с литературными произведениями
20.01 –
24.01
18
1
2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха
«Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений, реальных событий из жизни)
Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.
Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях
27.01 –
31.01
19
1
3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы
Примерные темы композиций: «Русалочка» (описание подводного мира),
Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.
Передавать в работе волшебство сказки
03.02 –
07.02
20
1
4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте
Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам)
Работа в объёме и пространстве
Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.
Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола
10.02 –
14.02
21
1
5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса
Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «День рождения»
Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.
Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе
17.02 –
21.02
22
1
6. Создание икебаны с использованием природных материалов
Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате»
Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах
24.02 –
28.02
23
1
7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции
Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке»
Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев
03.03 -
07.03
24
1
8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов
Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»
Декоративно-прикладная деятельность
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.
Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении
10.03 14.03
25
1
9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах
Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др.
Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы
17.03 –
21.03
26
1
10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция
Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки»
Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.
Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.
Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом
4 четверть (8 часов)
31.03 –
04.04
27
1
11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами»
Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.
Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (7 часов)
07.04 -
11.04
28
1
1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства
Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).
Коллективный проект «Архитектура моего города»
Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».
Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира
14.04 –
18.04
29
1
2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины
Средства художественной выразительности. Э. Мане, О. Ренуар, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк.
Встреча с художником (в мастерской, в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдение за работой художника над картиной, наброском, эскизом
Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.
Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).
Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни
21.04 –
25.04
30
1
3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве
Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д. Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С. Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров
Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.
Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)
28.04 –
08.05
31
1
4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования
Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич
Иметь представление о работе художника-иллюстратора.
Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».
Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам
12.05 –
16.05
32
1
5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России
Красота произведений декоративно-прикладного искусства
Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.
Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки
19.05 –
23.05
26.05 – 30.05
33-34
2
6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем
Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр)
Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.
Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить
общее в их работе.
Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника»
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
будут сформированы
Результат К концу обучения во втором классе ученик научится:
Уровни
низкий
сформирован
средний
ности
высокий
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, цвет, объём, фактуру; различать художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике, скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
5%
15%
80%
Ученик получит возможность для формирования
Результат К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
Уровни
сформиро-
ванности
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведения;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.
низкий
70%
средний
20%
высокий
10%
Личностные результаты:
будут сформированы
Результат К концу обучения во втором классе ученик научится:
Уровни
сформиро-
ванности
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров
низкий
10%
средний
50%
высокий
40%
- преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения
10%
50%
40%
- коммуникативным умениям с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах)
10%
50%
40%
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятие образа «хорошего ученик
10%
50%
40%
- уважительно относиться к мнению других
10%
50%
40%
- самоорганизованности
10%
50%
40%
Ученик получит возможность для формирования
Результат К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
Уровни
сформиро-
ванности
- использовать получаемую подготовку при изучении изобразительного искусства в учебной деятельности и при решении практических задач
низкий
15%
средний
50%
высокий
35%
- оценивать собственные знания и умения
15%
50%
35%
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными
задачами ученик самостоятельно успешно справился
15%
50%
35%
Метапредметные результаты:
будут сформированы
Результат К концу обучения во втором классе ученик научится:
Уровни
сформиро-
ванности
осваивать способы решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
визуально-образному мышлению, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
сознательно подходить к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
использовать речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории;
интересоваться искусством разных стран и народов;
понимать связь народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
целостно, гармонично воспринимать окружающий мир
нравственным и эстетическим чувствам;
представлять пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
низкий
10%
средний
50%
высокий
40%
Ученик получит возможность для формирования
Результат К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
Уровни
сформиро-
ванности
- работать в информационной среде
низкий
70%
средний
20%
высокий
10%
- принимать и сохранять учебную задачу
70%
20%
10%
- готовность слушать собеседника, вести диалог
70%
20%
10%
- адекватное оценивание результатов своей деятельности
70%
20%
10%
- устанавливать закономерности; использовать знаково-символические средства; обобщать, классифицировать информацию
70%
20%
10%
- понимать причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха
70%
20%
10%
- определять наиболее эффективный способ достижения результата
70%
20%
10%
- анализировать информацию
70%
20%
10%
- осуществлять текущий контроль своих действий по заданным критериям
70%
20%
10%
материально-техническое обеспечение программы
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых.
Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение
Электронные ресурсы по искусству, видеофильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.
Записи классической и народной музыки.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Для учителя:
Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2011
Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки. – М.: Вентана-Граф, 2013
Для учащихся:
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Лист внесения изменений и дополнений.
п/п Дата
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения