Рабочая программа по МХК 10-11класс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Принята

педагогическим советом школы

Протокол № 1

от «___» августа 20 года




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

Гордеева Е.И.____________

от «____» сентября 20 года





Рабочая программа

среднего (полного) общего образования

по искусству (МХК)

для 10-11 классов




Разработчик:

Аникиева Н.П.

учитель изобразительного искусства,МХК

первой квалификационной категории



п.г.т. Сафоново

2014г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по искусству (МХК) составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по искусству (МХК), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089

3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;

4.Учебного плана МБОУСОШ №5

5.Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.

В соответствии с учебным планом школы предмет «Искусство» (Мировая художественная культура) вводится в 10-11 классах. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Примерная программа предполагает обязательных 60 часов и 10 часов резерва. Итого 70 часов. Но в 10 классе 34 часа в год, а в 11 классе 33 часа в год. Поэтому за 2 года обучения получается 67 часов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном, филологическом профиле, а также универсальном.

Содержание распределено следующим образом:

В курс 10 класса включены темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса».

Раздел «Художественная культура Древнего мира» расширен на 3 часа из резерва, т.к. материал достаточно объемен.

Темы 10 класса «Художественная культура Китая. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных(конфуцианство, даосизм)представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине» и «Сплав философии и мифологии в искусстве Японии. Дзен-буддизм, синтоизм. Садовое искусство Японии(сад камней Реандзи в Киото)» перенесены в блок «Художественная культура Древнего мира»т.к. затрагивают вместе изучение культуры древнего Китая и Японии и средневекового Китая и Японии, изучаются на стыке тем блоков.

В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца XIX-XX веков». Первый раздел расширен на 3 часа из резерва, т.к. материал объемен.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.


Основное содержание программы

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.


Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края.


Учебно-тематический план








Перечень обязательных контрольных, самостоятельных работ.

10 класс


11 класс


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик 11 класса должен

Знать-понимать:

  • Основные виды и жанры искусства;

  • Изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • Шедевры мировой художественной культуры;

  • Особенности языка различных видов искусства;

Уметь:

  • Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выбора путей своего культурного развития;

  • Организации личного и коллективного досуга;

  • Выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • Самостоятельного художественного творчества.


Материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса.

  • Учебники

  • Альбомы репродукций по творчеству художников, коллекциям произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях

  • Учебные наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета

  • Раздаточные материалы для обучающихся – наборы открыток с репродукциями художников

  • Тесты

  • Наборы слайдов по предмету «Мировая художественная культура»

  • Магнитофон или музыкальный центр, записи классических музыкальных произведений

  • Телевизор, видеомагнитофон, DVDплеер, CDдиски,DVDдиски, видеофильмы

  • Компьютер, проектор, презентации.


Список литературы для педагогов и обучающихся.

  1. Примерная программа по Мировой художественной культуре.

  2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс . Учебник в 2-х частях.М.: Владос, 2008.

  3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс . Учебник в 2-х частях.М.: Владос, 2008.

  4. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся. М.Алпатов, М.Алленов, А. Баранов и др.; Сост. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, Владос, 1994,

  5. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.:1990.

  6. Алексеева В. В. Что такое искусство. М.:, 2010.

  7. Бирич И., Ломоносова М. Основы художественной культуры. М.: Владос,1990.

  8. Гнедич П.П. Всемирная история искусств М.: «Современник»,1998.

  9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М.:, 1996.

  10. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.:, 1998.

  11. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М.: 1993.

  12. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.:, 1993.

  13. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М.:, 1989.

  14. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.:, 1998.

  15. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: 1979.

  16. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.:, 1995.

  17. История Мировой культуры. Под ред.Л.В.Кашинской,В.В.Славкина.М.:,1996.

  18. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник.- М.: Вече, 1997.

  19. История русского искусства. Под ред. И.А.Бартенева, Р.И. Власовой.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Изобраз. искусство, 1987.

  20. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М.:1991.

  21. Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия «Краткие биографические словари». – М.: «Рипол классик», 2000.

  22. Кошмина И. В. Русская духовная музыка: История. Стили. Жанры: В 2 кн. М.:, 2011. — Кн. 1.

  23. С.Ломов. 50 биографий мастеров русского и западноевропейского искусства. Л., 1970.

  24. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 2010.

  25. Мириманов В. Б. Искусство и миф; центральный образ картины мира. М.:, 2010.

  26. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. М.:, 2010.

  27. Рогов А.П. Русская культура. М.: Просвещение, 2015.

  28. Рогов А.П. Русская иконопись. М.: Просвещение, 2015.

  29. Русская живопись – самые загадочные и таинственные шедевры. Авт.-сост. В.Надеждина. – Минск: 2010.

  30. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.:, 2009.

  31. Рынков Ю. В. Энциклопедия модернизма. М.:, 2010.

  32. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. – М.:,1996.

  33. Соколов А.С. Мир музыки в зеркале времен.М.:, 2015.

  34. Столович Л. Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности. М.:, 2009.

  35. Фенина С.Беседы о русских художниках. М: Русский язык,1990.

  36. «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).

  37. Интернет-ресурсы.

Календарно-тематическое планирование 10-11 класс.

10 класс

Первобытная магия. Роль мифа в культуре.



1

2.




Первобытная магия. Ритуал-основа синтеза слова,музыки,танца,изображения, пантомимы,костюма(татуировки),архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.Символика геометрического орнамента.Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Миф и современность(роль мифа в массовой культуре).

1

3.


Художественная культура Древнего мира – 11ч.

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий-свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

Месопотамский зиккурат – жилище бога.Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор – основные декоративные средства.Ворота Иштар.

1

4.



Древний Египет-культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти.

Презентация «Искусство Древнего Египта»,фото росписи гробниц,пирамиды Джосера, Хеопса,скульптурные портреты,маска Тутанхомона,статуи,сфинксы

1

5.



Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Фрагменты видеофильма о Египте,фото росписи гробниц,пирамиды Джосера, Хеопса,скульптурные портреты,маска Тутанхомона,статуи,сфинксы

1

6.



Модель Вселенной в Древней Индии-ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурао как синтез ведических,буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей»как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан(реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Видеозаписи и фото с фестиваля индийской культуры в Мурманске.Поэмы,буддистские храмы,поэзия.

1

7.



Художественная культура Китая.Воплощение мифологических(космизм) и религиозно-нравственных(конфуцианство, даосизм)представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине.

Иероглифы, Великая китайская стена, пагода Даяньта, живопись на шелковых свитках, поэзия, статуи Будды. Даосизм

1

8.



Сплав философии и мифологии в искусстве Японии. Дзен-буддизм, синтоизм.Садовое искусство Японии(сад камней Реандзи в Киото).

Презентация. Архитектура, живопись, скульптура, портреты, мифы, храмы, театр, единоборства,чайная церемония, «синтоизм», икебана, каллиграфия

1

9.



Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры,скульптуры,цвета,ритуального и театрального действия.

Афинский Акрополь, мифология греков, ордер.

Тест.

1

10.


2 четверть

Идеалы красоты Древней Греции. Панафинейские праздники-динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса.

Мирон «Дискобол»,Ника Самофракийская, Венера Милосская.

1

11.



Слияние восточных и античных традиций в эллинизме(гигантизм,экспрессия, натурализм):Пергамский алтарь.

Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

1

12.



Слава и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения(Колизей), храм Пантеон-основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения(Колизей), храм Пантеон-основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.Собор Св.Петра в Риме. Ватикан.

1

13.



Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Древнего мира».

Контрольный тест.

1

14.


«Художественная культура Средних веков»-10ч.

Древнерусский крестово-купольный храм. София Константинопольская-воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия. Иконография.Притчи Иисуса.

Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика)


1

15.



Стилистическое многообразие воплощения единого образа:киевская,владимиро-суздальская,новгородская и московская школы.

Православный храм.София Киевская, церковь Покрова на Нерли, церковь Спаса на Ильине, от Спасского собора Спас-Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском.

Былины, иллюстрации, картины В.Васнецова


1

16.



Икона и иконостас. Творчество Ф.Грека и А. Рублева. Специфика символического языка и образности.

Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф.Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А.Рублева («Троица»).

1

17.


3 четверть

Ансамбль Московского Кремля-символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.

Видеофильм «Московский Кремль», музыкальные фрагменты. Летописец.

1

18.



Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).

Два типа христианской культуры. Романский и готический стиль в архитектуре. Орган.

1

19.



Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета(витраж),

литургической драмы.

Основные особенности готической архитектуры, витраж.

1

20.



Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.)

Италия, Испания, Англия и др.

1

21.



Мусульманский образ рая в комплексе Регистана-синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого,полихромного узора.

Древний Самарканд. Ислам, коран,

декоративность, ритм,

мечеть, минарет, арабеска

1

22.



Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).


Григорианский хорал, знаменный распев.

Творчество М.С.Березовского, Д.С.Бортнянского. Русские народные мотивы.

1

23.



Обобщающий урок-дискуссия на тему: «Восток глазами Запада».

Урок-дискуссия. Тест.

1

24.


«Художественная культура Ренессанса»-10ч.

Возрождение в Италии. Флоренция -воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города. (Данте,Джотто,Ф.Брунеллески,Л.Б.Альберти,литературно-гуманистический кружок Лоренцо Медичи).

Данте,Джотто,Ф.Брунеллески,Л.Б.Альберти,литературно-гуманистический кружок Лоренцо Медичи.

1

25.



Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан).

Леонардо да Винчи,Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан и их произведения.

1

26.



Северное Возрождение.

Презентация. Сообщения.

1

27.


4 четверть

Пантеизм-религиозно-философская основа Гентского алтаря Я.ван Эйка.

Видеофильм.


1

28.



Идеи Реформации и мастерские гравюры А.Дюрера.

Презентация.

1

29.



Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло.

Видеофильм.


1

30.



Актуальность идей Возрождения и гуманистических идеалов.

Урок-дискуссия


1

31.





Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Презентация.

1

32.



Театр В.Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.

Просмотр и обсуждение киноверсий произведений В.Шекспира.

1

33.



Обобщающий урок по теме: «Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения».

Урок-семинар. Контрольный тест.

1

34.


Культурные традиции родного края-1ч.

Культурные традиции родного края.

В.Зубицкая.,А.Сергиенко, Н.Духно и др.Урок-экскурсия в Мурманский областной художественный музей.

1







11 класс

2.




Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия.

Презентация «Эпоха барокко»

1

3.



Архитектурные ансамбли Рима – национальные варианты барокко.(Площадь Св.Петра Л.Бернини)

Фрагмент видеофильма. Площадь Св.Петра Л.Бернини

1

4.



Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей – национальные варианты барокко.( Зимний дворец, Петергоф, Ф.Б.Растрелли)

Презентация. Зимний дворец, Петергоф, Ф.Б.Растрелли


1

5.



Пафос грандиозности в живописи П.П.Рубенса.

Презентация. «Барокко и великий Рубенс»

1

6.



Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма 17века в живописи.

Презентация, сообщения обучающихся, анализ

произведений мастера

1

7.



Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии.

«Орфей» К.Монтеверди, И.С.Бах. Орган

1

8.



Классицизм- гармоничный мир дворцов и парков Версаля.

Фрагменты видеофильма. Презентация.

1

9.



Образ идеального города в ансамблях Парижа и Петербурга.

Фрагменты видеофильма. Презентация. Тест.

1

10.


2 четверть

От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н.Пуссена, Ж.Л.Давида, К.П.Брюллова, А.А.Иванова.

Н.Пуссен, Ж.Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов

1

11.



Формирование классицистических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А.Моцарт («Дон Жуан»), Л.ван Бетховен («Героическая симфония», «Лунная соната»).

В.А.Моцарт «Дон Жуан», Л.ван Бетховен «Лунная соната», «Героическая симфония»

Значение классицизма для развития музыки

1

12.





Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф.Шуберта) и опере («Летучий Голландец» Р.Вагнера).

Ф.Шуберт «Лесной царь», Р.Вагнер «Летучий Голландец»



1

13.



Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф.Гойи и Э.Делакруа, образ романтического героя в творчестве О.Кипренского.

Ф.Гойя, Э.Желакруа, О.Кипренский

1

14.




Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

М.И.Глинка

1

15.



Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской и русской школ.( Г.Курбе, О.Домье, И.Е.Репин, В.И.Суриков)

Г.Курбе, О.Домье, И.Е.Репин, В.И.Суриков.

Сравнительный анализ.

1

16.



Социальная тематика в русской реалистической живописи.

Художники-передвижники. Тест.

1

17.


3 четверть

Развитие русской музыки во второй половине 19 века (П.И.Чайковский)

П.И.Чайковский и «Могучая кучка»

1

18.



Урок-дискуссия «Реализм без границ».

Роль художественного языка в искусстве, соотношение искусства и реальной жизни. Тест

1

19.


«Художественная культура конца 19-20вв.» - 15 ч.

Основные направления в живописи конца 19 века: абсолютизация впечатления в импрессионизме. (К.Моне)

К.Моне. Видеофильм

«Мастера- импрессионисты»

1

20.



Постимперессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В.ван Гога и П.Гогена, «синтетическая форма» П.Сезанна.

Винсент ван Гог, Поль Сезанн, Поль Гоген.

1

21.



Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А.Гауди, особняки В.Орта и Ф.О.Шехтеля.

собор Святого Семейства А.Гауди, особняки В.Орта и Ф.О.Шехтеля. Тест

1

22.



Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М.А.Врубеля)и музыке(«Прометей» А.Н.Скрябина).

цикл «Демон» М.А.Врубеля, «Прометей» А.Н.Скрябина.

1

23.



Художественные течения модернизма в живописи 20 века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П.Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В.Кандинский),иррационализм подсознательного в сюрреализме (С.Дали).

Кубизм П.Пикассо, абстрактное искусство В.Кандинского, сюрреализм С.Дали.

1

24.



Художественные течения модернизма в живописи 20 века.

А.Матисс, К.Малевич

1

25.



Архитектура 20 века: Башня III Интернационала В.Е.Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.Э.Ле Корбюэье, музей Гуггенхейма Ф.Л.Райта, ансамбль г.Бразилиа О.Нимейера.

Башня III Интернационала В.Е.Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.Э.Ле Корбюэье, музей Гуггенхейма Ф.Л.Райта, ансамбль г.Бразилиа О.Нимейера.

1

26.



Театральная культура 20 века:режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, эпический театр Б.Брехта.

Режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, эпический театр Б.Брехта. Тест.

1

27.


4 четверть

Стилистическая разнородность в музыке 20 века:от традиционализма до авангардизма и постмодернизма.(С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке)

С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке

1

28.



Синтез искусств – особенная черта культуры 20 века: кинематограф («Броненосец Потемкин» С.М.Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф.Феллини), виды и жанры телевидения.

Кинематограф «Броненосец Потемкин» С.М.Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф.Феллини, телевидение

1

29.



Синтез искусств – особенная черта культуры 20 века: дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл(«Иисус Христос-Суперзвезда»Э.Ллойд Уэббер).


Рок-музыка Битлз «Желтая подводная лодка», Пинк Флойд «Стена», электро-акустическая музыка (лазерное шоу Ж.М.Жарра)

1

30.



Рок-музыка( Битлз «Желтая подводная лодка», Пинк Флойд «Стена»), электро-акустическая музыка (лазерное шоу Ж.М.Жарра).

Массовое искусство.

Битлз «Желтая подводная лодка», Пинк Флойд «Стена», лазерное шоу Ж.М.Жарра.

Современное массовое искусство. Дизайн.


1

31.



Массовое искусство.

Художники современности А.Шилов, И.Глазунов, Н.Сафронов

1

32.



Культурные традиции родного края.


Итоговая контрольная работа (тест)

1

33.





Культурные традиции родного края.


Художники Заполярья.

Посещение художественного музея. Обсуждение.

1