Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте.
Цель: создание условий для формирования представлений об основах композиции в жанре натюрморт;
закрепить, полученные знания в практической деятельности;
Формировать навыки коллективной работы в группах;
Продолжать развивать умение оценки деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Тип урока: освоение новых знаний и способов действия.
Методы: создание проблемной ситуации – ситуации предположения, наглядно-иллюстративные, рассказ, практическая деятельность.
Оборудование: схемы «Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте», экспозиционный стол с предметами для составления натюрморта, три задрапированных стола для составления натюрмортов, магниты трех цветов: зеленые, желтые, красные для самооценивания результатов деятельности.
План:
Актуализация знаний (кроссворд).
Создание проблемной ситуации.
Изучение нового материала.
Разрешение проблемной ситуации.
Практическая деятельность.
Анализ.
ХОД УРОКА
Предлагаю посмотреть слайды с произведениями изобразительного искусства
Звучит музыка Вивальди. Идет показ слайдов.
-Сейчас вашему вниманию для просмотра было предложено несколько произведений изобразительного искусства
И вы уже наверняка поняли, о чем пойдет речь на уроке.
- Пожалуйста, назовите вид изобразительного искусства, представленный на слайдах.
Дети: Эти произведения искусства относятся к графике.
Учитель: А что такое графика?
Дети: Черно-белое изображение карандашом, тушью, углем, сангиной, акварелью.
Учитель : А с помощью, каких выразительных средств показывают художники свои мысли и чувства в графике? Назовите средства выразительности в графике.
Дети: Линия, штрих, пятно, силуэт.
Учитель: Мы с вами выяснили чем и как работают художники в графике . А теперь скажите мне ,что же изображено на картинах и о чем нам повествуют авторы.
Дети: На картинах изображен натюрморт.
Учитель: Какие картины мы относим к жанру натюрморт?
Дети: Это изображение предметов.
Учитель: Что пытались сказать художники, рисуя предметы быта.
Дети: Художники показали поэзию быта, нарисовав предметы окружающие нас в повседневной жизни.
Учитель: Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное течение , художники раскрывают нам жизнь своего времени.
Итак тема нашего урока: «Натюрморт в графике».
Для следующего этапа урока я предлагаю вам поделиться на три группы с помощью жетонов.Каждая группа проходит к своему задрапированному демонстрационному столу.
Задание для каждой группы:
составить из предметов, находящихся на экспозиционном столе натюрморт. (Выполнение работы детьми). Рассмотреть композиции натюрмортов, предложенные каждой группой.
Как вы думаете, все ли группы составили натюрморты верно? (Обсуждение).
Как вы считаете, что нужно знать, чтобы правильно составить натюрморт? (правила построения натюрморта, основы композиции).
Это и есть цель нашего урока: познакомиться с основами композиции, правилами построения натюрморта и закрепить это в практической деятельности, выполнив эскиз натюрморта.
Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами, - рисунок им необходим как этап работы. Однако рисунок может быть самостоятельным графическим произведением.
Художнику-графику бывает достаточно очень простых средств – карандаша, фломастера или ручки, чтобы создать замечательную графическую композицию.
Но существуют законы композиции по которым художники и создают свои произведения.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Это первое правило построения натюрморта.
Правила построения натюрморта (стр. 33)
Тематическое единство предметов. ( Если поставить рядом с овощами книгу, постановка будет выглядеть нелепой.)
Разнообразие предметов. (В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету. Два одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого. Но также надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна. Но разумный контраст большого и малого, светлого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового подчеркивает особенности каждой формы, усиливает выразительность.
Целостность. (Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составлять единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением.)
Композиционный центр. (В натюрморте должен быть композиционный центр – основной, главный, центральный предмет. Обычно находится он на втором плане.)
Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.
Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал. Композиция натюрморта может быть вписана и в любую другую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат.
(Рассмотреть схемы композиционного расположения предметов)
Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций построенных симметрично. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, неуравновешенность частей композиции. Подобных схем может быть много.
Предметы натюрморта не обязательно располагают по схеме. Это зависит от того, какого образа хочет достигнуть художник.
Разрешение проблемной ситуации.
Проанализировать созданные группами натюрморты и исправить ошибки, опираясь на полученные знания
Практическая работа.
Импровизация разных натюрмортов из ряда предметов, не собранных в натюрморт, стоящих на экспозиционных плоскостях.
(физкультминутка : закрыли глаза-отдохнули от работы. Не смотрим на работу. Посмотрели на работу соседа, на доску и вернулись к своему изображению.)
Анализ.
Тематическое единство.
Разнообразие предметов.
Целостность.
Композиционный центр.