МБОУ СОШ №29
г. Северодвинска
Интегрированный урок алгебры и искусства в 8 классе.
Тема урока:
«Знаменитые русские музеи»
Учитель высшей квалификационной
категории Афанасьева Нина Ивановна
Учитель первой квалификационной
категории Дюкарева Ольга Николаевна
Интегрированный урок алгебры и искусства в 8 классе.
гТема урока: «Знаменитые русские музеи»
Цели урока:
Познакомить с историей создания музеев.
Рассмотреть известные картины художников.
Показать значимость изобразительного искусства в цифрах, применение математических методов в искусстве, обобщить знания по алгебре.
Задачи:
совершенствовать навыки решения задач с помощью уравнений и навыки графического представления статистической информации.
совершенствовать внимание, навыки само - и взаимоконтроля, графические навыки
совершенствовать навыки работы в группе
Материалы к уроку: компьютер, презентации, фотографии музеев, знаменитых картин художников, комплекты задач, миллиметровая бумага, чертёжные инструменты.
Ход урока.
I. Организационный момент, постановка целей.
Учитель искусства: Вступительное слово: «Год искусства». Учащиеся разбиваются на группы в соответствии выданным картинкам музеев. Учитель подводит учащихся к формулировке цели урока.
Выступления о музеях. По 2 мин. На музей - 8 мин
II. Основная часть урока.
Ученик: Государственная Третьяковская галерея.
"Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Картины будут принадлежать всему народу". П. М. Третьяков.
Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 г. г.) - потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме. Первоначально он собирал гравюры иностранных художников и картины старых голландских мастеров. С 1856 года Павел Михайлович сосредоточил свой интерес на произведениях русской школы.
Датой основания галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрёл первое произведение - картина художника Николая Шильдера «Искушение», которая отличалась глубиной жизненной силы.
Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.
В конце 1890-х годов, почти перед кончиной, П.М. Третьяков приобретает древние иконы XV – XVII веков, заложив основу редкостного по богатству собрания древнерусской живописи – гордости галереи.
В 1892 году П.М. Третьяков передал свою коллекцию, состоящую из 1287 картин, в дар Москве.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.
После октября1917-гоколлекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.
После его смерти коллекция составляла около 60 предметов, в данный момент насчитывает около 4000 единиц.
Ученик: Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже.
Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи» Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.
К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах
Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея.
Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.
В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.
Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге - это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.
Ученик: Государственный Русский музей. Решение основать в Петербурге публичный музей русского национального искусства было принято еще Александром III, но в жизнь это решение воплотил уже его сын. 13 апреля 1895 года Николай II подписал указ "Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом". В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось в марте 1898 года. К этому моменту его коллекция включала 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (гравюры, акварели и рисунки), а также около 5000 изделий декоративно-прикладного искусства древней Руси и икон, составивших "музей христианских древностей". Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.
За первые 10 лет существования Русского музея его собрание возросло почти вдвое. После революции за счет перераспределения произведений русского и мирового искусства между музеями коллекции Русского музея стремительно умножились. В этот период в Русский музей были переданы многочисленные частные коллекции.
В настоящий момент в коллекцию Русского музея входит около 400.000 экспонатов, в числе которых произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, нумизматики, а также ценные архивные материалы.
Ученик: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства.
Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.
Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая 1912 г. В 1923 г. принимается решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея западной живописи. В 1924 г. открываются первые залы новой картинной галереи.
В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Пуссена и Давида.
В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, в 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина.
Во время Великой Отечественной войны часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск.
С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, подготовка к развертыванию экспозиции. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.
После Второй мировой войны в музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии, некоторые ценности остались в ГМИИ.
В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся гордостью и экспозиции ГМИИ.
В музее находятся, принадлежавшие И. Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» П. Пикассо.
Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.
Учитель алгебры: Задачи на представление статистической информации
Первые экспонаты для своей галереи Третьяковы приобрели в 1854 году. Это 11 графических листов и 9 картин. К 1867 году в галерее находилось 1276 картин русских художников, 84 картины иностранных мастеров, 471 рисунок и 10 скульптур. В 1917 году музей насчитывал около 55000 экспонатов, а в наши дни там находится более 100 000 предметов искусства. С помощью полигона покажите изменение количества экспонатов в Третьяковке за годы её существования.
В государственном музее Эрмитаж представлено 2 картин, 2 скульптур, 70 графических работ, 26 предметов памятников прикладного искусства. Постройте круговую диаграмму распределения предметов искусства в этом музее.
В 1898 году в Русском музее Санкт-Петербурга было 445 произведений живописи, 111 скульптур, 981 графический лист и около 5 000 произведений декоративно-прикладного искусства. Покажите на одной столбчатой диаграмме процентное и количественное распределение предметов искусства в Русском музее.
Распределение посетителей музея имени А.С. Пушкина по возрасту представлено в таблице:
- Возраст (лет)
10-20
20-40
40-60
60-80
Количество посетителей (тыс. человек)
300
600
500
100
Постройте гистограмму, характеризующую распределение посетителей этого музея по возрасту. Замените интервал его серединой и определите средний возраст посетителя.
Результаты прикрепляются на доску магнитами 5 мин.
Учитель искусства: Сейчас послушаем сообщения о картинах великих художников, хранящихся в музеях.
Ученик: Картина Иванова «Явление Христа народу».
В основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе.
Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему.
Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию.
По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие.
Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.
Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам.
Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга.
Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника.
Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см.
Ученик: «Девочка на шаре» Пабло Пикассо «Девочка на шаре» - одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо. На картине всего две основные фигуры – балансирующая на шаре хрупкая девочка и сидящий на кубе могучий атлет. Это произведение воплощает принципиальные различия и одновременно неразрывную связь мужского и женского начал, движения и статики, гибкости и силы. В соотношении фигур наблюдается интересный оптический эффект. Если закрыть атлета, балансирующая девочка тут же зрительно утрачивает равновесие, и создается впечатление, что она падает с шара. Если закрыть девочку, атлет оказывается «прикован» к кубу, и кажется, что он никогда не сможет подняться.
Ученик: «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы» признаны одной из лучших работ Эдгара Дега на тему балета. Особенность работ этого художника – необычные ракурсы, которые создают впечатление, будто художник «подсматривает» за своими персонажами с самых неожиданных точек зрения. «Голубые танцовщицы» - не просто воплощение грации и изящества прекрасных девушек, но и глубоко символичное, концептуальное произведение. По мнению исследователей, его главная особенность в том, что на полотне изображены не четыре девушки, а одна в различных фазах своего движения, иллюстрирующего бесконечный круговорот не только танца, но и самой жизни.
Ученик: Рембрандт «Возвращение блудного сына». Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына, и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.
Ученик: Картина Брюллова Последний день Помпеи. 1833 г. Первым этапом создания данного произведения можно считать 1827 год. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» писалась долгих шесть лет. Художник, недавно приехавший в Италию отправляется осматривать древние развалины Помпей, тогда же он делает первые эскизы и наброски для будущей картины.
Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Порой он утомляется настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы, и его даже приходится выносить из его мастерской на руках.
И вот, в 1833 году Брюллов наконец-то готов представить картину Последний день Помпеи публике. Парижская академия искусств заслуженно вручила Карлу Брюллову похвальную золотую медаль. Силы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери.
Слева в картине мы видим в суматохе от происходящего скопившуюся на ступенях гробницы группу людей. Интересно, что в испуганной толпе мы можем узнать и самого художника, наблюдающего за трагедией.
Видим мы и людей, которые пытаются вынести из гибнущего города все самое необходимое. Снова картина Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам противостояние. С одной стороны – это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они помрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности.
В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но есть здесь и человек, не столь благородный. Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.
Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую.
На холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что запечатлен целый мир, переживающий гибель. Рассматривая ее, мы видим, как ведет себя население нашего мира пред ликом смерти.
Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник.
Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр.
Учитель алгебры: Задачи на составление уравнений
О какой картине задача? Решение задач с помощью уравнений. 10 мин
Размеры. Одна из знаменитейших картин Третьяковской Галереи была написана известным русским живописцем Александром Андреевичем Ивановым. Художник трудился над полотном ровно двадцать лет. Оно является самым большим в музее. Площадь картины составляет 40,5 м2. Определите её размеры, если длина больше ширины на 2,1 метра. Можно ли поместить это произведение в школьном кабинете, размеры которого 4х6х3?
Краски. Эту картину Пикассо написал в свой так называемый «розовый период». Потому что именно такие оттенки преобладали в картинах художника. Чтобы получить красные цвета используют красящие вещества (пигменты) краплак, ультрамарин розовый и кадмий красный. Все эти краски дают насыщенный, густой цвет. Чтоб получить бледные прозрачные тона в краску добавляют растворитель. Тюбик краплака красного содержит 40 г растворителя. После того как к нему добавили 50г растворителя, получили краску, в которой содержание растворителя возросло на 20. Сколько пигмента было в краске?
Билеты. Чтобы увидеть эту картину, ценители искусства приезжают в этот музей со всего мира. Группа школьников потратила на посещение музея 2400 рублей. Если бы школьники пошли в музей в дни акции, то на эту же сумму смогли бы пойти на 4 человека больше, так как по акции билеты на 50 рублей дешевле. Сколько рублей стоит билет в дни акции?
Реставрация. После Великой Отечественной Войны многие произведения искусства нуждались в реставрации. Особенно долго мастера трудились над этой картиной. Реставратор и его ученик, работая вместе, восстановили её за 6 месяцев. Сколько времени потребовалось бы каждому из них для реставрации этой картины, если известно, что мастеру требуется на 5 месяцев меньше, чем его ученику?
Рассказ о картинах; одновременно по одному человеку от группы записывают решения на доску - 8 мин
Учитель алгебры: Проверка решений по готовым со слайдов.
Учитель искусства: А сейчас проверим вашу внимательность с помощью теста:
Распредели картины по музеям, добавь название картины.
Фамилия, имя ______________________
[pic] А. Иванов
___________________
[pic]
Русский музей
[pic] П. Пикассо
___________________
[pic]
Эрмитаж
[pic] Рембрандт
____________________
[pic]
Третьяковская галерея
[pic] К. Брюллов
____________________
III. Подведение итогов.
Учитель искусства: Сегодня на уроке мы познакомились с русскими музеями и некоторыми картинами. Вы решили много задач, связанных с искусством. Если хорошо справились с заданиями, поднимите красный смайлик, если не совсем хорошо, зелёный. Спасибо за урок.