Конспект по ИЗО Единство конструкций и декора в народном жилище. (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСЕНТИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству



«Единство конструкций
и декора в народном жилище.
Коллективная работа. Проект: «вот моя деревня»



5 класс

[pic]


Выполнила: Полетуева Светлана Борисовна

учитель изобразительного искусства



Аксентис

2014 год















Уроки 2–3

Единство конструкций
и декора в народном жилище.
Коллективная работа «вот моя деревня»

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.

2. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

3. Развивать творческую и познавательную активность.

4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).

5. Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

1. Слайд-фильм «Кижи. Музей-заповедник деревянного зодчества».

2. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.

3. Шаблоны-развертки для выполнения модели избушки (раздаточный материал).

4. Художественные материалы для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки.

5. Музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны.

6. Схема-таблица с изображением русской избы.

План урока 2

1. Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба» с демонстрацией слайд-фильма «Кижи».

2. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.

План урока 3

1. Постановка художественной задачи.

2. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи избушки по собственному эскизу.

3.Оформление коллективной композиции «Вот моя деревня» с использованием индивидуальных работ учащихся.

4. Подведение итогов и выбор экскурсоводов для беседы в начальных классах с демонстрацией своей работы.

Ход урока

Музыкальный эпиграф.

Вводная беседа учителя.

Учитель. С давних времен голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и псковичей на вече, предупреждал о появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон позовет на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон выведет тебя к жилью.

[pic]

Кижи

О каком же событии в жизни человека рассказывают эти перезвоны?

14 октября – праздник Покрова Святой Богородицы. К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где уже шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби. Села наполнялись обычным в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С Покрова наступало время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.

Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.

Знакомство с основными элементами жилища.

Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.

Были и чужие мертвые – «навьи души» – это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.

Но есть у человека надежная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость», – говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.





Русская изба:

1 – тесовая кровля;

2 – охлупень (шелом, конек);

3 – слеги;

4 – причелина;

5 – слуховое окно;

6 – волоковое окно;

7 – красное окно;

8 – щипец (фронтон);

9 – курица;

10 – сливень

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.

[pic]

Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, – все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем – это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!

[pic]

Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина.

Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, – полотенце – полуденное солнце в зените.

[pic]

[pic]

Причелины «Хляби небесные»

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

Постановка художественной задачи.

Учитель. А теперь давайте посмотрим ваши иллюстрации к сказкам. Найдите избы или терема. Решите, какой из них вы нарисуете, а на следующем уроке сделаете его объемную модель из бумаги.

Кто-то выберет дом «трех медведей», кто-то дом из сказки «Колобок», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», а кто-то «избушку на курьих ножках» Бабы Яги. Выбирайте.

[pic] [pic]

«Колосок» «Лисичка со скалочкой»

[pic] [pic]

Практическое выполнение задания.

На 3-м уроке учащиеся работают над изготовлением модели своей избушки. При работе используются шаблоны, а вот декоративное решение ими выбирается самостоятельно.

Работа носит индивидуальный характер, но учитывая возрастные особенности учеников класса, может выполняться в малых группах (2–3 человека).

Развертка для изготовления модели избушки

[pic]

Оформление коллективной композиции

В конце урока на заранее подготовленном учителем фоне (формат А1) ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название («Сказочная», «Загадочная», «Пряничная» и др.).

Фоном можно выбрать лесную опушку, берег реки, зимний пейзаж и т. п.

Подведение итогов.

Готовые работы можно использовать для проведения экскурсии в начальных классах с рассказом о русском народном деревянном зодчестве.