МБУДО «ЦДТ «Приокский»
Методическая разработка серии занятий по теме «Хохлома» для детей 6-7лет
В методической разработке представлен интегрированный цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с хохломской росписью. Каждое занятие включает теоретический материал по теме, игровые ситуации, практические задания по развитию речи, рисованию, работе с наглядными материалами и пособиями.
Занятия проводятся в рамках раздела «Народное творчество» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький волшебник».
Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин социального, научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного творчества и искусства. Люди возвращаются е своим истокам. Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей.
Задачи:
1.Вызвать у детей интерес к народной культуре. 2.Создать условия для приобщения к народной культуре на начальном этапе. 3.Расширить кругозор детей знаниями о хохломской росписи. 4.Формировать навыки техники исполнения хохломской росписи. 5.Развивать творческое воображение. 6.Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру. 7.Прививать чувство любви к культуре своего народа. 8.Обучать детей выполнять рисунки в традициях народного промысла «Золотая Хохлома»
Начальный блок состоит из шести занятий, по два на каждую тему. Занятия проводятся два раза в неделю: на первом – ознакомление с темой, на втором – усложнение рисунка и закрепление материала. Первая тема – орнаментальные полосы, вторая тема – травный орнамент, третья тема – примеры травных кустиков.
Материалы:
Образцы декоративно-прикладного искусства – изделия мастеров Хохломы (ложки, миски, чашки, ваза).
Выставка к уроку: иллюстрированный материал о Хохломе.
Образцы предметов декоративно-прикладного искусства мастеров Хохломы, Городца, Палеха, Дымки.
Бумага белая, бумага, тонированная в желтый или красный цвет, черная акварель, гуашь, кисти, палочки.
Все занятия проводятся приблизительно к одному плану с добавлением усложнений и пояснений. По первой теме идет ознакомление и объяснение основных элементов росписи, показ образцов орнаментальных полос. Обводки, бордюры, украешки, кромки, пояски – все названия указывают на назначение этих простых орнаментов: «обвязать» изделие, дополнить ими основной орнамент. Иногда для украшения золотого бока чаши достаточно одного пояска.
На следующем занятии по теме травного орнамента рассказываем о правилах изображения простейших травных кустиков. Далее – с углублением, добавлением и усложнением материала.
План занятия
Организационный момент.
Беседа о красоте хохломского растительного орнамента.
Повторение сведений о растительном узоре в народном искусстве.
Объявление темы занятия. Рассматривание изделий с хохломской росписью.
Работа с красками.
Сравнительный анализ растительного орнамента Хохломы и Городца.
Сообщение нового о художественной ценности «травного орнамента» или «травки» в хохломских изделиях.
Объяснение упражнения на изображение «травки».
Самостоятельная работа обучающихся.
Подведение итогов занятия.
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали родные природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски выполненные. К ним относится и Хохлома.
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях клубнику, малину, ежевику, крыжовник, черную и красную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды.
Но мастер вовсе не стремится показать растения в точности такими, какими мы видим их в природе. Хохломские изображения декоративны – они в общем виде передают красоту живой природы. Это орнаменты – украшение предметов.
Сегодня на занятии мы будем учиться у хохломских мастеров видеть красивое в окружающем мире и в своих рисунках передадим изящную форму веточек, которые мы рассматривали на предметах народной утвари.
Вся сложность предстоящей работы заключается в том, что нарисовать красивые веточки надо одним черным цветом.
Я организую выставку с целью провести изобразительную викторину. Поэтому репродукции и изделия Хохломы чередуются с изображениями или изделиями тех промыслов, с которыми обучающиеся знакомились ранее. Здесь и предметы с городецкой росписью, и палехской, и дымковской.
Во время беседы-повторения, которая протекает в форме быстрой и веселой викторины, возможны вопросы.
Кто покажет на выставке изделия народных художников из Хохломы?
Какие краски любят применять хохломские мастера?
Покажите цветы и листья в украшении изделий не хохломских мастеров.
Как называются эти изделия?
Какие излюбленные мотивы родной природы изображены на всех изделиях?
Как называется такой узор или орнамент?
Материалы выставки убираю, чтобы сосредоточить внимание обучающихся на красоте хохломского травного узора. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и больше кустиков. «Травка» отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежных озер и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «Осочка».
«Травка» обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи делают эту роспись особенно живой и изящной.
«Травка» - самостоятельный вид росписи, она обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягоды, цветы, птиц и рыб. Такой орнамент называют «травным» или именем ягоды или цветка.
Перед обучающимися раскрывается один из секретов творчества хохломичей – как пишется травка, с тем, чтобы дети сами попробовали свои силы в ее изображении.
Основные элементы травки: удлиненные изогнутые былинки, штрихи-травинки, кустики, стебель травки, на котором посажены ягодки.
Главная особенность и привлекательность хохломской травки в том, что она написана сразу кистью. Узор получается мягкий, легкий и подвижный.
Начертание крупных завитков-травинок – напоминает исполнение девушек в городецкой росписи: нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки. Штрихи-травинки у основания кустика наносятся легкими движениями кончика кисти, без нажима (заточенная палочка). Используют и тычок, который обмакивают в краску и наносят горошины-ягоды.
Показав обучающимся последовательность выполнения травки: стебель, удлиненные, согнутые былинки, предлагаю им поупражняться самим. Ребята работают самостоятельно. Основное назначение этого упражнения – открыть новый художественный строй орнамента, в котором доминирует ритм травяной росписи.
С помощью хохломского искусства обучающиеся по-новому познают красоты родной природы. Такого чуда они еще не видели ни в одном изделии народных промыслов.
Итог занятия
Мы познакомились с красотой хохломского растительного «травного орнамента».
Научились приемам изображения палочкой и кистью линий разной толщины, которые могут передать красоту живых растений.
Закрепили графические умения в передаче ритма несложных элементов.
Углубили эстетические познания о народном творчестве; активизировали творческое воображение.
Выполнили практическое задание, обсудили результаты.
И на последней паре занятий мы закрепляем понятие о травных кустиках.
Травка – «царица» хохломской росписи: это беспредельно разнообразные и полные изящества черные и красные «кустики» на золотой поверхности. В хохломской росписи травка заполняет, прежде всего, треугольные пространства, куда органично вписывается травный кустик. Начинать его можно с длинного усика, вокруг которого потом припишутся капельки. А можно - и с жирного листочка. Лучше не «загонять» его глубоко в угол, а то затем будет трудно приписывать вокруг него капельки.
В хохломском орнаменте могут изображаться любые стилизованные ягоды: малина, крыжовник, смородина, рябина. Художники всё время ищут новое. Так в хохломской орнамент включаются грибы, одуванчики и даже горох.
Приложение 1 [pic] [pic]
8