Мировая художественная культура ФГОС 5-6класс по учебнику Данилова Г.И.Программы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Календарно-тематическое планирование по МХК в 6 классе

Сюжеты и образы Ветхого Завета.


Коммуникативные:


Регулятивные:


Познавательные:




1.

Введение. Библия – Книга книг.

Библия – величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый Завет.

Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства.



2.

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Сотворение мира.

Первые строки Библии о сотворении мира и отражение этого события в различных видах искусства.

Умение описывать Создание жизни – главное творение Бога. Символическое понятие Рая.

Умение творение мира и его символический смысл.

Умение видеть в обычном борьбу Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи



3.

Жизнь первых людей на Земле.

Жизнь первых людей в раю. Сюжет грехопадения и его смысл (на примере произведений искусства.)

Умение раскрывать образ первых людей.

Описывать сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл.

Умение формировать представление о сотворении мира.



4.

Каин и Авель.

Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Особенности художественных интерпретаций сюжета и образов.

Умение характеризовать образ Авеля как прообраз Христа в средневековом искусстве; Каина – бунтарь, усомнившийся в величии Бога.

Умение описывать легенду об Авеле и Каине – преступление против кротости и смирения, её поучительный нравственный смыл.



5.

Всемирный потоп.

Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Сила человеческих чувств и эмоций в произведениях искусства.

Умение характеризовать процесс всемирного потопа, на основе художественных произведений искусства.

Описывать поучительный смысл легенды о всемирном потопе.



6.

Вавилонская башня.

Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. Интерпретация сюжета в произведениях искусства и литературы.

Объяснять смысл и происхождение фразеологических оборотов столпотворение и смешение языков.

Описывать поучительный смысл библейской легенды о вавилонской башне.



6.

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама.

Сюжет «Ветхозаветная Троица» и его художественное воплощение в произведениях искусства.

Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога.

Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях.



7.

Жертвоприношение Авраама.

Сюжет» Ветхозаветная Троица» и его художественное воплощение в произведениях искусства.

Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога.

Умение собирать информацию , изучать исторический материал.

Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства.



8.

Чудесный сон Иакова. Обобщающий урок.

Сюжет жертвоприношения Авраама и особенности его воплощения в произведениях изобразительного искусства. Поэтическая интерпретация сюжета.

Описывать сюжет «Благословения Иакова» в художественных произведениях, живописи.

Описывать образ Ревеки, сумевшей обманом получить благословение для любимого сына.

Характеризовать путь Иакова в Месопотамию, видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо.

Описывать образ Иакова – избранника Бога.



9.

Чудесный сон Иакова.

Сюжет чудесного видения Иакова. Характерные особенности его художественной интерпретации.

Описывать образ Иосифа и его братье на основе художественных произведений искусства.

Характеризовать дальнейшую судьбу Иосифа.



10.

Иосиф и его братья.

Основные этапы жизни Иосифа и их воплощение в произведениях искусства. Покорность Иосифа судьбе и его великодушие.

Высказывать суждения о творческой работе одноклассников.

Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства.



11.

Мечты о Земле обетованной.

Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения. Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл.

Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений.

Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле обетованной. Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей.



12.

Скрижали Моисея.

Сюжет поклонения золотому тельцу. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. Образ библейского пророка в произведениях искусства.

Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений.

Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле Обетованной.

Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей.



13.

Самсон, раздирающий пасть льва.

Богатырь Самсон – судья народа израильского ( на примере произведений искусства) Самсон и Далила.

Описывать образ Самсона – судьи израильского народа, на основе художественных произведений.

Описывать образ Самсона и Давида, на основе живописи и художественных произведений.



14.

Саул – царь Израиля и Давид.

Великая миссия Саула и его достойного преемника Давида. Поединок Давида и Голиафа, его поучительный смысл. Образ Давида в скульптурном шедевре Микеланджело. Легенда о Давиде и Ионафане.

Описывать образ Саула – царя Израиля.

Описывать образ Давида.

Характеризовать образ Саула и Давида, опираясь на произведения литературы и живописи.

Собирать информацию изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства.



15.

Псалмопевец Давид.

Особый поэтический дар Давида. Книга псалмов, ее художественное своеобразие и особая популярность. Музыкальные интерпретации псалмов Давида.

Описывать образ Давида.

Характеризовать образ Давида, опираясь на произведения литературы и живописи. Уметь видеть в обычном , будничном, необыкновенное, особенное, оригинальное



16.

Мудрость царя Соломона.

Обобщение тем четверти.

Избрание Соломона царем Израиля. Художественные достоинства «Песни песней». Понятие о жанре притчи. Суд Соломона, легенда о строительстве храма в Иерусалиме. Соломон и царица Савская.





Характеризовать ход избрания Соломона царём Израиля.

Описывать образ Соломона, на основе художественных произведений; легенду о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства




2.Раздел.

Сюжеты и образы Нового Завета.(20ч.)






17.

Рождение и юность Марии.

Детство и юность Марии. Отражение сюжета в произведениях изобразительного искусства.

Описывать жизнь Марии в иерусалимском храме.

Характеризовать образ Марии, на основе художественных произведений искусства



18.

Благая весть.

Благая весть архангела Гавриила Деве Марии. Особенности интерпретаций сюжета в истории мирового искусства. Сравнительный анализ произведений.

Описывать сюжет Благовещения в известных произведениях искусства.

Сравнивать произведения итальянских художников эпохи Возрождения на сюжет Благовещенья.

Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства.



19.

Чудесное рождение Христа.

Величие и особая значимость сюжета чудесного рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в древнерусской живописи.

Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание.

Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской.

Характеризовать процесс исцеления Христа.

Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле.

Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий



20.

Поклонение волхвов.

Особенности трактовки сюжета поклонения волхвов в произведениях мирового искусства и их сравнительный анализ.

Описывать библейскую основу сюжета поклонения волхвов (пастухов).

Характеризовать особенность художественного воплощения библейского сюжета в произведениях искусства



21.

Образы Сретения.

Символическое звучание сцены встречи Иисуса с благочестивым старцем Симеоном в произведениях мирового искусства.

Описывать встречу Иисуса со старцем Симеоном.

Объяснять почему Сретение является одним из самых торжественных христианских праздников.

Характеризовать Сретение в произведениях искусства.



22.

Бегство в Египет.

Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Драматизм и мастерская передача эмоционального душевного состояния героев в сцене Бегства в Египет.

Объяснять причину гибели младенцев иудеским царём Иродом.

Описывать процесс спасения младенца Иисуса.

Высказывать суждения о творческой работе одноклассников



23.

Проповедь Иоанна Крестителя.

Основные вехи жизни Иоанна Крестителя. Особенности трактовки образа библейского пророка в истории мирового искусства.

Описывать детство Иисуса; проповеди Иоанна Крестителя; на основе произведений искусства. Описывать о рождении, детстве и проповедях Иоанна Крестителя.

Высказывать суждения о творческой работе одноклассников.



24.

Крещение.

Христианский канон Крещения в произведениях древнерусского искусства. Праздник Крещения на Руси. Особенности воплощения сюжета в эпоху Возрождения.

Описывать канон Крещения на основе произведений христианского искусства; изменения Крещения в современном мире

Умение анализировать собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства.



25.

Творимые чудеса.

Сюжет об искушении Христа дъяволом. Брак в Кане Галилейской – первое божественное проявление чудодейственной силы Иисуса. Чудесный улов рыбы, воскрешение дочери Иаира, чудо со статиром.

Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание.

Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской.

Характеризовать процесс исцеления Христа.

Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле.



26.

Нагорная проповедь.

Обобщение тем четверти.

Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь – суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Особенности интерпретации сюжета «Преображения» в произведениях искусства.

Описывать начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов.

Описывать знаменитую встречу Христа с фарисеем Никодимом.

Характеризовать причины убеждённости Христа к согласию непримиримых противников.



27.

Притчи Христа.

Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле. Притча о блудном сыне, Притча о слепом и поводыре.

Описывать развитие понятия о жанре притч.

Описывать евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственную основу.

Характеризовать притчу о сеятеле и её глубокий иносказательный смысл.

Характеризовать притчу о блудном сыне



28.

Тайная вечеря.

Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Многообразие художественных трактовок сюжета и их сравнительный анализ.

Описывать интерпретацию сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства.

Описывать предсказания о предательстве и первое причащение апостолов.

Характеризовать «Тайная вечеря», опираясь на картины и художественные произведения.

Описывать понятия истина, величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.



29.

Моление о чаше.

Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая и живописная интерпретация сюжета.

Описывать чувство одиночества и предчувствия гибели Христа в произведениях искусства.собирать информацию , изучать исторический материал.



30.

Что есть истина?

Христос перед судом Пилата. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. Величие и благородство человеческого духа.

Описывать Иисуса Христа и его противников; процесс казни Иисуса Христа; облик Христа в произведениях искусства

Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства

Владеть специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изученного курса.



31.

Страсти Господни.

Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование его терновым венцом. Величие и трагизм земных страданий Иисуса Христа в различных видах искусства.

Описывать страсти Господни и крестный путь на Голгофу; бичевание Христа и коронование терновым венцом.

Описывать образ Христа, несущего крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость.



32.

Распятие.

Распятие – один из самых трагичных и возвышенных сюжетов мирового искусства.

Описывать распятие – один из самых трагичных и высоких образов мирового искусства; немногословность и ёмкость евангельского повествования о мученической смерти Христа.

Характеризовать эволюцию Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи.

Описывать общность и различия в его изображении, использование условного языка символов.

Описывать средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи.



33.

Снятие с креста.

Снятие с креста и погребение Иисуса. Особенности развития и интерпретации сюжета в истории мировой живописи.

Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса.

Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей.

Уметь видеть в обычном ,будничном. Необыкновенное, особенное, оригинальное.



34.

Пьета.

Пьета (оплакивание) – изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Трагическое звучание темы смерти в истории мирового искусства.

Описывать Пьету – изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном.

Характеризовать образ Богоматери, на основе художественных и живописных произведений.

Высказывать суждения о творческой работе одноклассников.



35.

Воскрешение и Вознесение Христа.

Обобщающий урок года.

Явления воскресшего Христа ученикам и его чудесное Вознесение – важнейшие темы произведений мирового искусства.

Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса.

Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей.

Знать характер и специфику древнего искусства.