План-конспект урока по изобразительному искусству Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План-конспект урока изобразительного искусства 8 класс Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Цели и задачи:

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с дизайном как средством создания пространственно – вещной среды интерьера.

  • Дать представление об историчности и социальности интерьера.

  • Охарактеризовать стиль Ар-нуво и Ар-Деко. Выявить различия данных стилей в интерьерах.

  • Применять знания особенностей стиля Ар-нуво при создании дизайна мебели для девочки и стиля Ар-Деко для мальчика.

Развивающие.

  • Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности.

  • Учитывая гендерный подход формировать навыки групповой работы и принятия коллективного решения.

  • Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.

  • Развивать умения ориентироваться в мире вещей.

Воспитывающие.

  • Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера.

  • Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира.






Слово учителя.

1. Вступление

Настоящим миром вещей, конечно же, является не город, а здание. Внутри помещения вещи — главные действующие лица. Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т.е. интерьера, определяется его архитектурным решением. Замысел здания не сводится лишь к созданию его внешнего вида — экстерьера, не менее значимо конструирование внутреннего пространства. Поэтому интерьер и стиль наполняющих его вещей во многом диктуется архитектурой (например, форма дверного проема, придуманная архитектором, определяет вид и стиль двери и, соответственно, дизайн дверной ручки; потолок с его лепниной определяет облик светильников и т.д.).

Интерьер — синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды. Назначение помещения определяет стиль интерьера и дизайн вещей, находящихся в нем. Поэтому интерьеры офисов и театров, вокзалов и больниц, научных лабораторий и заводских цехов, станций метро и стадионов, не говоря уже о жилых помещениях, столь непохожи друг на друга.

2. Ход урока

Сегодня я предлагаю вам самим попробовать себя в роли дизайнеров. И у нас будет непростая задача: нам нужно создать элемент интерьера, а именно комод в комнату для девочки и комод в комнату для мальчика в предложенных нам стилях.

(Комо́д (фр. commode — «удобный») — предмет мебели с выдвижными ящиками для хранения одежды)

Вещь и интерьер историчны и социальны. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует свое понимание красоты и устройства интерьера.

На сегодняшнем уроке рассмотрим два исторических стиля: Ар-нуво и Ар-деко. Для начала нам предстоит узнать что это за стили и какова их история.

Сколь близки эти стили, столь же они противопоставлены друг другу, равно как мужчины и женщины.

Итак, обратимся к истории стилей Ар-нуво (в русском понимании Модерн (современный),Югенстиль, Тиффани, Либерти, Макинтош)) и Ар-деко

В 80-ые годы 19-ого века появился кардинально новый стиль. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон. [pic]

Г. Обриста «Удар бича»



Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.







Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн [pic]

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Сам термин «Ар-деко» появился как сокращение названия выставки «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», состоявшейся в Париже в 1925 году. На выставке были представлены различные предметы искусства в новом стиле. [pic]

Однако стиль выделился еще до выставки — в самом начале 20-ых. После аскетизма военной поры людям захотелось роскоши, красоты, дороговизны, а также гордости за стремительную индустриализацию и достижения в науке. Все это отразилось в новом стиле, а выставка дала ему название. Стиль впитал в себя многие веяния той эпохи. Ар-деко эклектичен: в нем присутствуют этнические мотивы. И связано это с появлением возможности путешествовать по миру, с громкими археологическими находками (например, в 20-ых годах была открыта гробница Тутанхамона). В стиле Ар-деко нашли отражение черты греко-римского классицизма, искусства древних государств, таких как Вавилон, Ассирия, Древний Египет, элементы культуры Ацтеков Мексики и особенности Африканского дизайна.

В интерьерах Ар-деко много источников света, и связано это, конечно, с появлением электрического освещения. Строительство небоскребов тоже вдохновляло дизайнеров: силуэты высоких зданий угадываются в оформлении стен, перегородок и других интерьерных объектов.

Одним словом, Ар-деко — это стиль своего времени, яркое его отражение.

Итак, из исторических сведений уже стало понятно какой стиль выбрать для комода для девочки, а какой комода для мальчика? (Ар-нуво для девочки, Ар-деко для мальчика)

А теперь давайте определим основные черты данных стилей (см. приложение 1).

3. Закрепление

Чтобы подвести итоговый анализ стилей, предлагаю воспользоваться знакомым нам приемом Синквейн. (Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(1 строка у мальчиков - Ар-деко, у девочек - Ар-нуво)

Ар-нуво

Волнистый, изогнутый

Вьется, плывет, увлекает

Поражает замысловатостью линий

Женственный

Ар-деко

Угловатый, геометричный

Впечетляет, возвышает, обрамляет

Стиль своего времени

Индустриален

Отлично справились, молодцы!

4. Практическая работа

Я, думаю теперь нам стало понятно в каком стиле нам предстоит работа. Итак, задание для девочек: имея комод в стиле Ар-нуво (выдается шаблон) нам нужно его декорировать, так чтобы он соответствовал своему стилю. Задание для мальчиков: Сконструировать внешнюю форму комода в стиле Ар-деко и декорировать его при необходимости.

Как говорится одна голова хорошо, а две лучше, предлагаю работать в паре.

5. Подведение иготов.

Предлагаю сделать выставку работ. Итак, мы с вами оказались в настоящем мебельном магазине. Прошу оценить свои работы. У вас получились интересные работы и главное они будут уместно смотреться в соответствующем интерьере.

И напоследок хочу сказать, что нельзя назвать эти стили чисто мужским и чисто женским, они создавались и служили роскошной обителью обоим полам.

Спасибо за внимание и творческих успехов!

Ар-нуво

Ар-деко

Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность. [pic]

Зигзагообразные формы, зигзаг как орнамент, зигзагообразная укладка плитки (елочкой). [pic]

Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина. [pic] [pic] [pic]

Геометричность, чистые линии, угловатость, элементы хай-тека [pic] [pic]

Орнаментальность — яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

[pic] [pic]

Sunburst. Это важный элемент декора в стиле Арт Деко. Sunburst — солнечные лучи. Лучи встречаются в Ар Деко повсеместно: и в формах, и в декоре, и в отделке. С лучами связана и полосатость многих элементов: на полосы делится, например, спинка дивана; полоской отделываются стены; используется полосатый декор. [pic]



[pic]

Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии—особая прелесть модерна.

[pic] [pic]

Ступенчатость. Дизайнеры 20-ых годов вдохновлялись формами зиккурата — многоступенчатыми сооружениями, которые были типичны для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры. Sunburst и ступенчатость часто объединяются в одном элементе: солнечные лучи расходятся ступенями. [pic] [pic]


Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому. [pic] [pic]

Трапециевидность. Многие детали имеют форму трапеции: спинки мягкой мебели и стульев, зеркала, окна, декор дверей и многое другое. Трапециевидность, ступенчатость и sunburst тоже зачастую являются стилеобразующими компонентами одного элемента.

[pic]

Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение. [pic] [pic]




Кривые линии. Искривления чаще геометрические, в отличие от плавных линий, характерных для Ар Нуво. Если это округлое искривление, то оно довольно резкое. [pic] [pic]


Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла). [pic]

Клавиши пианино. Чередование темных и светлых полос встречается повсеместно. Даже те самые лучи sunburst часто делают темными и светлыми, давая отсылку к музыкальному инструменту. [pic]


Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

[pic]

Рамочность, контурность. Поверхности часто украшаются линией контрастного цвета, повторяющей контур этой поверхности. Многие поверхности обрамляются. Этот прием позволяет добиться четкости контуров, подчеркнуть стилеобразующую для Ар-деко геометричность.

[pic]

Основные цвета.

Палитра, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.

Из материалов используется:дерево, камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью



[pic]


Основные цвета.

Основная цветовая палитра — нейтральная. Это серые, бежевые и коричневые тона. Это черный, белый и серебристый цвета. Это оттенки металла и загара. Остальные цвета если и вводятся, то скупо и очень приглушенно: прежде всего, это зеленый, красный, бордовый, голубой, золотой. В целом преобладают цвета натуральной кожи, земли, камня и т.п.

Из материалов используется: дерево, инкрустированное дерево, алюминий, стекло, лакированные поверхности, нержавеющая сталь, натуральная кожа, шкура зебры, глянцевая каменная или керамическая плитка

[pic]

Мебель. [pic]

Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.





Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок. [pic]

Часть мебели может быть стеклянной — это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.

Мебель. [pic]

Диваны и кресла могут быть кожаными. Спинки кресел, диванов и стульев зачастую имеют трапециевидную форму. «Лучевая» форма характерна и для них. По цвету однотонная, бывает имитирующая расцветку шкуры зебры или с геометрическим рисунком.

Диваны и кресла в форме бочонков

Для ар-деко характерна меблировка буфетами, комодами и тумбами. Обычно они лакированные, блестящие. Деревянные предметы мебели могут быть украшены инкрустацией или росписью в стиле Арт Деко.

Мебель может иметь форму трапеции, трапеции с лучами с лучами или многоступенчатую форму. [pic] [pic]