Тема урока № 14 Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления
Мотивированность
Возможность проверить
ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА
«БОЛЬШОЙ КОРОЛЕВСКИЙ СТИЛЬ» ЛЮДОВИКА ХIV
Версаль
КЛАССИЦИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ
Никола Пуссен «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика»
Классицизм как вторая стилевая система XVII века («Вера без эксцессов» – предопределение развития культуры).
Художественные формы и идеалы государственности – «Большой королевский стиль»
Эволюция Версаля: Луи Лево, Жюль Андуэн-Мансар, Андре Ленотр.
Никола Пуссен – самый прославленный художник классицизма. Мир античных мифов «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» и философская глубина пейзажей.
1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2. Посмотреть с необычной точки зрения на взаимодействие тенденций барокко и классицизма
3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство XVII века.
4. Поиски новых культурологических смыслов
- ведем диалоги;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- работаем с тестами;
- рисуем схемы в тетради;
- записываем определения;
- выполняем задания учебника и учителя;
- работаем с искусствоведческими текстами;
Технологическая карта урока № 14 - 11 класс
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Планируемые результаты
УУД
Организационный момент
Отвечают на вопрос, что они знают о Людовике XIV и Версале, размышляют о том, что политику определяет культура, а не политика культуру.
Настраивает учащихся на знакомство с КЛАССИЦИЗМОМ как со второй стилевой системой XVII века, распространившейся в Англии и Голландии и особой ее формой во Франции, связанной с победой абсолютизма и «верой без эксцессов».
Задает эмоциональный тон урока, подводя итог размышлений на тему, политика определяет культуру или культура политику.
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Знакомятся с материалом учебника (стр.91-)
Записывают в тетрадь фамилии архитекторов и создателя регулярного парка версальского дворцового комплекса
Расставляет акценты
Важнейшая черта классицизма - обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону (Идеалы государственности потребовали художественных форм, которые бы ассоциировались с величием правителей древних греков и римлян).
На художественное произведение стали смотреть как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
Появляется «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров (Эволюция Версаля: Луи Лево, Жюль Андуэн-Мансар, Андре Ленотр).
В живописи основные элементы моделировки формы - линия и светотень, локальный цвет четко выявляли пластику фигур и предметов, разделяли пространственные планы картины.
Никола Пуссен (1594-1665) – самый прославленный художник классицизма. Его работы - мир античных мифов «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» и философская глубина пейзажей.
Задание 1 «Классицизм. Барокко. Найди соответствие»
Задание 2. «О взаимодействии и полемике между двумя стилевыми системами XVII века»
Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ (история, литература)
Закрепление нового материала
Участвуют в обсуждении работ одноклассников
- Направляет и корректирует процесс обсуждения выполненных учащимися заданий 1,2,3
- Проверяет записи в тетрадях об архитекторах и создателе регулярного парка версальского дворцового комплекса
Задание 3. «Пуссен - основоположник классицизма»
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Контроль
Участвуют в блиц-опросе.
- Проводит мини-блиц опрос:
1. Назовите ведущие стилевые направления XVII века?
2. В чем заключается сходство двух ведущих стилевых направлений XVII в.?
3. Одновременное развитие двух стилевых систем состоялось при наличии одной значительной художественной концепции (ее ярко воплотил Рембрандт). О чем идет речь?
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия
Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока
Направляет рефлексию
Метапредметные
- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 1. «Классицизм. Барокко. Найди соответствие»
Прочтите текст
Заполните таблицу соответствий, вставив в нужный столбец соответствующую цифру
Небольшая справка
Идеалы государственности потребовали художественных форм, которые бы ассоциировались с величием правителей древних греков и римлян, важнейшая черта классицизма - обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.
Классицизм, развивался в острополемическом взаимодействии с барокко.
На художественное произведение стали смотреть как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания).
Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя).
Общие
1. Демонстрация роскоши и богатства.
2. Повышенная эмоциональность.
3. Динамизм.
4. Благородная простота.
5. Стремление к идеальности.
6. Рационализм.
7. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.
8. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий.
9. Спокойствие и утонченность.
10. Воплощение лучших образцов античности.
11. Иррационализм, мистика, экспрессия.
12. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.
13. Ясность и лаконичность.
Задание 2. «О взаимодействии и полемике между двумя стилевыми системами XVII века»
Прочтите текст.
Найдите и подчеркните в тексте предложения, где речь идет о взаимодействие двух стилевых направлений в искусстве XVII века.
Выпишите их в тетрадь.
Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя).
Со 2-й половины 17 в, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (работы Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале). Появляется, так называемый, «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров. Версаль (1624-1687) – любимая загородная резиденция Людовика XIV
Версаль - главный город департамента Сены-и-Уазы, расположен в 17 км от Парижа и является пригородом Большого Парижа. Версаль знаменит превосходным дворцовым ансамблем с великолепными садами, в которых находятся множество изумительных скульптур, фонтанов и бассейнов. Версаль является одной из самых посещаемых сокровищниц Франции. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Аполлона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры. Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены. Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона.
Задание 3. «Пуссен – основоположник классицизма»
Прочтите текст
Внимательно посмотрите на работы Пуссена
Найдите в учебнике или Интернете названия работ, подпишите их
Сгруппируйте работы по жанрам. Назовите жанр
Французский живописец и рисовальщик, основоположник классицизма, мастер исторического жанра.
Учился у К. Варена и других французских художников; с 1624 г. жил в Риме (в 1640-1642 гг. - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и А. Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.
Никола Пуссен стал основоположником искусства классицизма, стиля, в основе которого лежит преклонение перед античностью, убеждение в абсолютном совершенстве его художественных решений, его идеала гармонически развитого человека.
Пуссен воплощал идеи своего времени в образах античных героев, видя в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры деяний граждан древности в назидание современникам.
В античности художник находил как бы осуществленными свои мечты о справедливом общественном устройстве, о благородном человеке, поступками которого управляют не инстинкты и страсти, а твердый и спокойный разум. Долг перед отечеством он полагал превыше всего. По мнению Пуссена, в основе всякого творчества прежде всего должен быть разум.
Именно разум диктует художнику принципы и закономерности художественной формы, определяет ее стройную логику, выражающуюся в ясности построения композиции, обозримости ее, четкости ритмов и гармоничности цветовых пятен.
С 1620-х гг. Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи ("Смерть Германика", 1626-1627 гг), поэтические композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягкого и гармоничного колорита ("Ринальдо и Армида", 1625-1627 гг., "Танкред и Эрминия", 1630-е гг., ; "Парнас" 1630-1635 гг.,).
Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х гг. ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека ("Аркадские пастухи", около 1629-1630 гг.; "Нахождение Моисея", 1638 г., Лувр, Париж).
С 1650-х гг. в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого ("Отдых на пути в Египет", 1658 г., "Великодушие Сципиона", 1653 г.
[pic] [pic] [pic] [pic]
1 2 3 4
Справочный материал для преподавателя:
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЯ Демонстрация роскоши и богатства. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.
Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.
АРХИТЕКТУРА
Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.
Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.
ИНТЕРЬЕР
Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.
Мебель массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.
Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.
Мебель максимально функциональна и конструктивна.
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА
Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.
Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.