Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………..………...…...3
Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………...…...15
Содержание тем учебного курса………………………………………………………………………………………..…16
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе………………………………..….32
УМК………………………………………………………………………………………………………………………....33
Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………………………………………………...34
Список литературы………………………………………………………………………………………………………....42
Приложение:
Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………...….1
Психолого-педагогическая характеристика класса (группы) ……………………………………………….….9
Списки тем для проектных, исследовательских и творческих работ учащихся
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Искусство: Содержание искусств» для 9 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
примерной образовательной программы по искусству, утвержденной Министерством Образования и Науки РФ;
основной образовательной программы гимназии;
учебно-методического комплекса Г.И.Даниловой.
Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 2014, 2015 и 2016 гг. и соответствующих требованиям ФГОС.
В Программе предусмотрено развитие обозначенных в ФГОС основных видов деятельности учеников и выполнение целей и задач, поставленных ФГОС.
Целью учебного предмета «Искусство» в основной школе является раскрытие воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влияния на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров.
Главными задачами предмета «Искусство» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися шедевров отечественного и мирового искусства, анализ художественных произведений, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать произведения искусства;
овладение учениками алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственных текстов культуры;
развитие творческих способностей школьников, умения адекватно выразить себя в различных видах творчества;
овладение учащимися важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта изучения текстов культуры в учебной деятельности;
речевое самосовершенствование школьников.
Достижение поставленных целей и задач предполагает включение ученика в творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении учеником новых качеств личности:
потребности в расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений искусства;
умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою позицию, аргументировать ее, при наличии интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.
Образовательная область
Предмет «Искусство» относится к предметной области искусства.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 9-х классов, обучающимся на базовом уровне. Особенностью общеобразовательной программы является гуманитарная составляющая, реализуемая за счет комплекса привлекаемых смежных предметных дисциплин, а также методов и средств, используемых на уроках, видов и форм внеурочной деятельности. Углубление изучения предмета осуществляется также за счет внеклассной работы по предмету и проектной деятельности учащихся.
Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания.
Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека.
Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства – процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество в зависимости от уровня подготовки класса), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
В программе учитывается специфика развития регионального развития культуры. Особое внимание уделяется культуре Санкт-Петербурга (приоритет отдается произведениям искусства, созданным в Петербурге: драматическим, оперным и балетным постановкам петербургских театров; скульптурным и архитектурным памятникам города и т.п.) с целью дать учащимся почувствовать уникальность и неповторимость этих произведений. Внимание уделяется также театрам и другим культурным объектам города. Особое внимание уделяется Санкт-Петербургу как городу мировой культуры, а также памятникам, сосредоточенным в его музеях.
Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между разными культурами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культуре своей страны, своего города и культурам других народов, вызывает естественную потребность освоения духовного потенциала искусства и культуры.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и воспитательных целей и задач курса.
Образовательные цели и задачи курса:
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия и содружества.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Место и роль предмета в учебном плане. Срок реализации программы – 1 год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом гимназии на изучение курса «Искусство» в 9 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, что согласуется с авторской рабочей программой и соответствует контингенту и качественной характеристике обучающихся.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления.
Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры на уроках «музыки» и «изобразительного искусства» (5 – 7 классы) к пониманию и осмыслению основных видов и законов развития искусства (8 – 9 классы).
Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным этапом, готовящим школьников к изучению курса «Искусство» в средней школе.
Главные приоритеты изучения предмета в 9 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка пространственно-временных (синтетических) видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Интегрированный курс «Искусство» для 9 класса направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении таких видов искусства как театр, кино, опера, балет, эстрада, цирк, телевидение, мультимедиа и т.п. Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, об их содружестве, а также способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности. Большое внимание уделяется также эстетическому развитию и формированию вкуса обучающихся. Неотъемлемой частью освоения курса является использование информационно-компьютерных технологий, а также сетевое взаимодействие.
Особое внимание здесь уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Структура курса «Искусство» в основной школе и место в нем курса «Содружество искусств» (9 класс)
(звездочкой* отмечены курсы, которые, в соответствии с программой Г.И.Даниловой, могут осуществляться за счет факультативных часов или кружковых занятий)
5 класс*. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной и славянской мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мирового искусства.
6 класс*. «Вечные образы искусства. Библия». В центре внимания – Библия – величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача – показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, возникших в древнейшую эпоху, запечатленных и озвученных в произведениях различных видов искусства. Таким образом, в курсе античной, славянской и библейской мифологии, изучаемом в 5 – 6 классах, основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы.
7 класс*. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса – обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения. Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытии их внутренней сущности и характерных особенностей; различиях между культурами разных стран, нашедших отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире. В 7 классе особое внимание уделяется человеку-творцу в художественной культуре народов мира, осознанию ценности и места отечественного искусства, уважительному отношению к культуре других народов и стран.
8 класс. «Виды искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.
9 класс. «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.
Применяемые методики и технологии:
Для реализации учебных задач используются следующие методики:
методики развития восприятия произведений искусства,
различные приемы интерпретации произведений искусства,
сопоставительный анализ произведений искусства,
синтез традиционных и инновационных методов изучения произведений искусства и художественного текста.
Технологии:
технология развития критического мышления,
игровые технологии,
технологии творческих мастерских построения знаний,
технология проблемного обучения,
тестовые технологии контроля обученности,
проектные технологии.
Формы деятельности обучающихся на уроке:
групповые,
индивидуальные,
фронтальные,
в парах,
самостоятельные.
Планируемые результаты обучения.
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования особое внимание обращено на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
Регулятивные результаты:
умение определять цели и задачи учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
развитие регуляции учебной деятельности;
умение работать по плану, сверяясь с целью;
развитие опыта сотрудничества в совместном решении задач;
приобретение и развитие опыта рефлексии
Познавательные результаты:
умение находить нужную информацию в различных источниках;
выявление причинно-следственных связей;
владение смысловым чтением;
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
поиск аналогов в искусстве;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
умение представлять информацию в различных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема) в том числе с использованием ИКТ (презентация, видеофильм, слайд-шоу)
Коммуникативные результаты:
формирование умения излагать своё мнение;
умение понимать позицию другого человека;
умение различать в речи другого человека мнения, доказательства, факты;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
умение создавать устные и письменные тексты;
применение различных способов преодолевать конфликты;
использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения.
Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Система оценки достижений учащихся
Вводный, промежуточный полугодовой, итоговый годовой контроль предполагается проводить в виде теста. По желанию учащихся контроль может осуществляться в виде проектной или реферативной работы (выбор темы осуществляется в соответствии с предложенными учителем темами, а также в соответствии с темами, предложенными в учебнике).
Тематический контроль осуществляется средствами УМК.
Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения курса искусства. Контроль может осуществляться в устной, письменной форме и в виде практической работы.
Текущий контроль осуществляется преимущественно в устной форме и в виде практических работ. Промежуточный контроль проводится в форме письменных и практических работ. В качестве итогового контроля проводится тестирование. Инструментарием для оценивания результатов обучения является балльная система.
При оценке качества знаний учащихся учитываются:
- характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;
- качество знаний (полнота, глубина, гибкость, системность, прочность);
- сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;
- умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
- опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и решать их, формулировать гипотезы);
- самостоятельность оценочных суждений.
Критерии оценки знаний и умений учащихся:
оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося,
оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
объем знаний по учебному предмету,
понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
степень систематизации и глубины знаний,
действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
содержание навыков и умений,
точность, прочность, гибкость навыков и умений,
возможность применять навыки и умения на практике,
наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
активность участия;
умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
самостоятельность;
оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
«Отлично» – ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«Хорошо» – ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«Удовлетворительно» – ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«Неудовлетворительно» – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Проверка сформированности универсальных учебных действий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В курсе используется текущий, периодический и итоговый контроль.
Контроль осуществляется в устной и письменной формах, а также в виде практических и творческих работ.
Устный контроль
пересказ материала учебника;
описательный рассказ с опорой на иллюстрацию;
рассказ от имени очевидца событий;
изложение фактического материала по составленному плану;
изложение материала с использованием модуля (определенного алгоритма);
задания на сравнение и сопоставление;
фронтальный опрос.
Письменный контроль:
письменные задания на знание терминов, понятий;
использование тестов;
написание творческих сочинений, эссе, статей, стихотворений;
анализ произведений искусства.
Практические работы:
Работа с документами, с репродукциями произведений искусства;
Просмотр фрагментов кинофильмов, спектаклей с последующим анализом;
Прослушивание аудиофрагментов с последующим анализом или ответами на поставленные вопросы;
Составление таблиц;
Составление схем;
Составление опорных конспектов;
Составление планов ответа;
Использование ЦОР;
Урок – экскурсия.
Нетрадиционные формы контроля:
составление и разгадывание кроссвордов;
урок-викторина;
составление презентаций и слайд-шоу;
подбор демонстрационного материала;
творческие работы различного характера.
Учебно-тематический план
П/п Темы и разделы курса
Кол-во часов на изучение раздела
Кол-во часов на изучение темы
-
Введение. В мире искусств.
1
1
Синтетические искусства: их виды и особенности.
18
-
Пространственно-временные виды искусства.
2
-
Азбука театра.
2
-
Актер и режиссёр в театре.
2
-
Искусство оперы.
1
-
В мире танца.
1
-
Страна волшебная – балет.
1
-
Искусство кинематографа.
2
-
Фильмы разные нужны…
2
-
Экранные искусства: телевидение, видео.
2
-
Мультимедийное искусство.
1
-
Зрелищные искусства: цирк и эстрада.
2
«Под сенью дружных муз».
15
-
Изобразительные искусства в семье муз.
2
-
Художник в театре и кино.
2
-
Архитектура среди других искусств.
1
-
Содружество искусств и литература.
2
-
Музыка в семье муз.
1
-
Композитор в театре и в кино.
1
-
Когда опера превращается в спектакль.
1
-
В чудесном мире балетного спектакля.
1
-
На премьере в драматическом театре.
1
-
Как рождается кинофильм.
1
-
Взаимодействие искусств в будущем.
2
Итого
34
34
Содержание тем учебного курса
«Содружество искусств» 9 класс (34ч)
Название тем учебного курса
Содержание учебных тем
Виды деятельности учащихся
Метапредметные
Предметные
-
Введение.
В мире искусств.
Бесконечный и разнообразный мир искусства. Классификация видов и жанров искусств. Основные эстетические категории (повторение и обобщение изученного материала). Обзор Интернет-источников по предмету.
с точки зрения художественного
и технического совершенства;
их создателей;
• участвовать в исполнении фрагментов опер (мюзиклов, театрализации современных песен
и др.);
качестве актера, режиссера, художника, композитора, звукорежиссера, аранжировщика,
ведущего, музыкального или литературного редактора (по выбору учащегося);
участвовать в создании экранного произведения (видеофильм, видеоряд, видеоклип) в качестве актера, режиссера, сценариста, музыкального редактора и т. д.;
разрабатывать проекты различных классных и школьных мероприятий (тематических, конкурсных, итоговых, юбилейных и т. д.) с применением возможностей кино-, театрального и хореографического искусства;
сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кинофильма (видеоклипа, видеоряда и т. д.), в постановке театрального спектакля (фрагмента, мюзикла), современного танца;
принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и др.)
понимать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актера и др.);
рассуждать о значении театра в жизни современного общества;
о современных театральных и хореографических постановках, экранизациях литературных произведений;
Синтетические искусства: их виды и особенности (18ч)
-
Пространственно-временные виды искусства.
Пространственно-временные (синтетические) виды искусства. Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и сохранение своеобразия и самостоятельности каждого из его видов. Причины тяготения искусств друг к другу, их взаимное дополнение. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства (линии, звучание, краски). Создание целостной художественной картины мира средствами всех искусств.
-
Пространственно-временные виды искусства.
У истоков теории синтеза искусств. Синкретический характер искусства первобытного человека. Идея синтеза искусств в эпоху Возрождения, создание сложной системы видов и жанров искусства.
Идея синтеза искусств в творчестве немецких романтиков рубежа XVIII – XIX вв.
Синтез искусств в храме.
Синтез искусств в эпоху модерна. Практическое воплощение идеи синтеза искусств в поэзии Серебряного века, музыке А. Скрябина и живописи А. Лентулова. Синтетический «театр будущей эпохи» В. Мейерхольда.
Архитектурный конструктивизм XX века. Проблема синтеза искусств в произведениях дизайна.
-
Азбука театра.
Театральное искусство, его особая притягательная сила. Театр как один из древнейших видов искусства. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Рождение театра в эпоху Античности.
Условный характер театрального искусства.
Драматургия – основа театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве.
-
Азбука театра.
Сиюминутность драматического действия и рождение сценического образа – главная отличительная черта театрального искусства. Зритель как активный участник происходящего на сцене.
Синтетический характер театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы).
Взаимосвязь театра, литературы и кино.
-
Актер и режиссёр в театре.
Мастерство актера: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной им роли, включать его в происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания.
Понятие об амплуа актеров (герой, комик, трагик, злодей, простак, влюбленный, резонер, инженю, травести).
Профессия актера: от древности до современности.
К.А. Станиславский об основных принципах актерской игры. Внутреннее и внешнее «перевоплощение» актера в сценический образ – вершина актерского искусства. Понятие «сверхзадачи» и «сквозного действия».
-
Актер и режиссёр в театре.
Искусство «перевоплощения» в игре выдающихся актеров театральной сцены. Режиссер – профессия XX в. Его основные задачи и роль в создании театрального спектакля. Режиссер как интерпретатор драматургического материала. В.И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера.
Актерская трактовка и режиссерская концепция. В репетиционном зале театра.
Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.
-
Искусство оперы.
Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Соединение драматургии и хореографии (балет), изобразительного искусства (костюмы, грим, декорация) и музыки.
Италия – родина оперы. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери – пролог к дальнейшему развитию оперного искусства.
От «drama per musica» к французской опере-серии Ж. Б. Люлли. Основные оперные жанры. Опера-буффа (комическая опера) и ее национальные разновидности. Лирическая опера. Опера-сказка. Лейтмотив. Сольная ария (ариозо) как основная вокальная форма классической оперы.
Роль хорового пения в осуществлении авторского замысла и организации сценического действия. Выдающиеся реформаторы оперной сцены: К. В. Глюк, Д. Верди, Р. Вагнер, М. Мусоргский, Э. Уэббер.
-
В мире танца.
Танец – один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Танец в искусстве древних цивилизаций, его эволюция в различные культурно-исторические эпохи. Место танца в ряду других искусств.
Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер искусства хореографии. Средства выразительности танца. «Живая пластика» человеческого тела как основной материал для создания танцевального образа. Движения и позы, темп и ритм, мимика и жесты, композиция – важнейшие элементы танца. Многообразие искусства хореографии.
Основные виды танца: сценический и фольклорный. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.
-
Страна волшебная – балет.
Балет как вид музыкально-театрального искусства, воплощенного в хореографических образах. Понятия «танец» и «балет», их главные различия. Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности. Классический танец – основа балетного искусства. Сочетание танцевальных движений Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро – основные жанры классического танца.
Роль поэтической метафоры и обобщения в создании художественного образа классического танца. Что можно выразить и передать на языке балетного искусства? Возникновение балета в эпоху Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель арте. Смена стилей и направлений в истории балетного искусства. Ж. Новер – выдающийся реформатор балетного искусства.
От дивертисмента – к современному балетному спектаклю. Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. Выдающиеся деятели балетного искусства.
-
Искусство кинематографа.
День рождения десятой музы – Кино. Стремление художников прошлого передать иллюзию движения. Кинематограф – искусство, рожденное научно-технической революцией. Фотографическая природа кино. От «живых фотографий» немого кино к впечатлениям современного зрителя.
Специфика киноязыка. Искусство кадра и монтажа, план, ракурс. Искусство, объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие.
-
Искусство кинематографа.
Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Место кино в ряду других искусств. Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств. Выдающиеся актеры и режиссеры кино. На съемочных площадках, в павильонах и мастерских киностудий.
-
Фильмы разные нужны…
Виды кино и их жанровое разнообразие.
Документальное кино как вид кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кинохроники, ее любимые образы и сюжеты. Документальное кино как средство массовой информации. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры документального кино: публицистическое, научно-популярное и учебное.
Анимационное (мультипликационное) кино, его рисованные, живописные или кукольные образы. Любимые «герои» мультипликации. Использование принципа покадровой съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации.
-
Фильмы разные нужны…
Художественное (игровое) кино. Традиционные жанры игрового кино: эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм.
Популярные жанры современного кино: фэнтези, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, «мыльная опера». Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино.
-
Экранные искусства: телевидение, видео.
Экранные искусства – важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Использование средств художественной выразительности других видов искусств.
Телевидение, его возникновение и этапы развития. «Закон непосредственных человеческих контактов» – главная отличительная особенность телевидения.
-
Экранные искусства: телевидение, видео.
Кинематограф и телевидение. Роль режиссера на телевидении. Основные циклы телевизионных передач: информационные и общественно-политические, художественные и публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые телесериалы.
Современное телевидение и его образовательный потенциал (интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг).
Особенности телевизионного изображения подвижных объектов, принцип последовательной трансляции элементов изображения. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Основные жанры видео: видеоклипы, видеофильмы, рекламные видеоролики. Специфика их создания, связь с киноискусством. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека.
-
Мультимедийное искусство.
Компьютер как инструмент художника. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Виды компьютерного искусства. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Процесс создания компьютерной музыки. Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов.
Компьютерная графика как область художественной деятельности человека. Ее использование в полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, создании спецэффектов в кинематографе, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Основные компьютерные программы, используемые для оформления и верстки книг и журналов.
Компьютерная анимация – сочетание компьютерного рисунка и движения. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика создания трехмерных анимационных фильмов.
Мультимедиа. Соединение возможностей двухмерной и трехмерной графики, музыки, кино и книги. Интерактивный перформанс как произвольное и творческое использование технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания «виртуальной реальности». Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера). Трехмерная графика З. Рыбчинского.
Компьютерные игры, их особая популярность и зрелищность. Веб-дизайн. Создание интернет-сайтов как образец нового направления творческой деятельности. Специфика разработки и размещения (публикации) интернет-сайтов. Особенности навигации в пространстве Интернета.
-
Зрелищные искусства:
цирк и эстрада.
Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Цирк как одно из древнейших искусств мира. От римского Колизея к цирку XX столетия. Объединяющее начало циркового искусства, его непреходящее значение в жизни человека.
Новейшие достижения современного циркового искусства. Цирковое искусство – синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и иллюзиона. Выдающиеся «звезды» манежа.
-
Зрелищные искусства:
цирк и эстрада.
Эстрада как вид искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль конферанса или несложного сюжета в создании эстрадных шоу-программ и концертов.
Под сенью дружных муз (15ч)
Виды деятельности учащихся
Метапредметные
Предметные
-
Изобразительные искусства в семье муз.
Живопись и скульптура, содружество «молчаливых искусств». Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй, пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса.
Графическая основа живописи на примере первобытных наскальных росписей, ранних античных и средневековых миниатюр.
Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством.
и звук как «первоэлемент» образного смысла;
при подготовке и проведении
литературно-музыкальных композиций;
в различных видах художественного творчества;
участвовать в создании экранного произведения (видеофильм, видеоряд, видеоклип) в качестве актера, режиссера, сценариста, музыкального редактора и т. д.;
принимать участие в постановке школьных театральных спектаклей или их фрагментов в качестве актера, режиссера, художника, композитора, звукорежиссера, аранжировщика,
ведущего, музыкального или литературного редактора (по выбору учащегося);
и т. д.);
сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кинофильма (видеоклипа, видеоряда и т. п.), в постановке театрального спектакля (фрагмента, мюзикла), современного танца;
принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.);
и современности;
в области кино, театра
и хореографии;
о современных театральных и хореографических постановках, экранизациях литературных произведений;
-
Изобразительные искусства в семье муз.
Живопись и художественная фотография, сходство и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии. Постепенное освоение фотохудожниками метафорического языка живописи.
Изобразительные искусства и танец. Экспрессия танца в изобразительном искусстве Античности. Танец в скульптуре и живописи Индии. Народный танец в картинах П. Брейгеля («Крестьянский танец») и Ф. Малявина («Вихрь»). Э. Дега – «живописец танцовщиц».
«Музыкальность» живописи. «Почетный досуг» в обществе музыканта в эпохи Античности и Возрождения. «Певцы изящества и красоты» в живописи XVII – XVIII вв. Диалог любви и музыки. Натюрморты с музыкальными инструментами в творчестве художников XX в.
-
Художник в театре и кино.
Театральный художник и его особая роль в создании художественного образа спектакля. Театральный художник – интерпретатор авторского замысла и главной идеи спектакля.
Искусство сценографии. Основные компоненты театрально-декорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Использование аудио-, видео- и компьютерных технологий. Театрально-декорационное искусство – изобразительная режиссура спектакля. Зависимость изобразительного решения спектакля от его вида и жанра. Особенности декораций в драматическом, музыкальном и кукольном театре.
Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и макетов к выбору окончательного решения. Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства.
Богатейшая «палитра» современной системы художественного оформления спектакля.
-
Художник в театре и кино.
Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Художник-постановщик как создатель пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа кинофильма. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры.
Кинодекорации и их отличие от театральных. Павильонные декорации и натура.
Выдающиеся мастера – художники кино.
-
Архитектура среди других искусств.
Архитектура и изобразительное искусство. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древнего Египта и Греции. Статуя в гробнице фараона и в храме античного божества. Самостоятельное значение монументальной скульптуры в архитектурном оформлении пространства. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент (атланты, кариатиды). Сближение архитектуры с монументальной живописью.
Готический собор как синтез изобразительных искусств и архитектуры. Познавательная, художественная и архитектоническая функция скульптуры в готическом храме.
Витражи, фрески, мозаика и их роль в декоративном оформлении собора. Контраст между внешней суровостью и великолепием внутреннего убранства в византийском и древнерусском зодчестве.
Роль иконостаса в организации архитектурного пространства. Живопись в архитектуре барокко. «Живопись, поглотившая архитектуру», в творчестве мексиканских художников-монументалистов.
Архитектура – «застывшая музыка», «каменная симфония», «музыка в камне».
Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий.
Архитектура и театральное искусство.
Поиски и эксперименты в театральном и строительном искусстве XX в. Идея создания универсального театра. Декорационная архитектура.
-
Содружество искусств и литература.
Литература как универсальная форма эстетического познания и освоения мира. Литература и живопись. «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова.
Феномен китайской и японской живописи. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории мирового искусства.
Графика – «самая литературная живопись». Единство слова и изображения. Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации.
-
Содружество искусств и литература.
Литература и скульптура. Скульптурный образ как источник вдохновения для поэта и писателя.
Литература и музыка. Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы, звукопись, мысль, эстетическое чувство). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Музыкальные страницы литературных произведений.
Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты. Литература в театре и кино. Литературная пьеса – основа драматического спектакля. Специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. Лучшие театральные постановки последних лет на сюжеты литературных произведений.
«Кино – видимая литература», их общность и различие. Любимые экранизации художественной классики.
-
Музыка в семье муз.
Воздействие музыки на изобразительное искусство. Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. «Музыкальность» живописи. Колорит и ритм – музыкальное начало живописи. Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средствами. Полифонический характер музыки. «Живописная» музыка.
Музыка – «невидимый танец», а танец – «немая музыка». Ведущая роль музыки в придворном театре французского классицизма. Сценический танец Айседоры Дункан: единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой.
-
Композитор в театре и в кино.
Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля и кинофильма, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев. Романтическая мелодрама в отечественном и зарубежном театре. Единство драматического действия и музыки. Жанр водевиля и его особая популярность в русском театре XIX в.
Создание комического или трагического эффекта средствами музыки. Любимые мелодии театральных спектаклей. Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа.
Содружество режиссера и композитора. Мастера отечественной музыкальной комедии. «Музыкальный сценарий». Жанр киномюзикла в отечественном и зарубежном кинематографе. Любимые мелодии отечественного кино. Саундтреки к популярным отечественным и зарубежным фильмам.
-
Когда опера превращается в спектакль.
Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики. Исторический роман и опера.
Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (сочинение мизансцен, определение стилистики, назначение актеров-исполнителей и работа с ними, обсуждение эскизов декораций с художником-оформителем, организация репетиций).
Роль художника в оформлении оперного спектакля. От знакомства с либретто – к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле.
Основные функции дирижера в оперном спектакле. Организация работы с оркестром. Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера – инструмент, воспроизводящий музыку, его роль в создании сценического образа. Выдающиеся оперные певцы.
-
В чудесном мире балетного спектакля.
Балетный спектакль – содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Композитор и балетмейстер – главные творцы и создатели балетного спектакля. Выдающиеся хореографы современности.
Музыка – душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. «Балет – та же симфония». П. Чайковский как музыкальный реформатор балетного искусства.
Балет и литература. Либретто – словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Обращение к шедеврам мировой литературной классики различных жанров. Образы балета в поэзии А. Пушкина.
Балет и изобразительное искусство. Балет – «ожившая скульптура», «самое красноречивое из зрелищ». Балет И. Стравинского «Жар-птица» как синтез музыки и изобразительной пластики. Танец В. Нижинского – реальное воплощение авторского замысла. «Жизнь в танце» лучших исполнителей искусства балета. Музыка красок в балетном спектакле.
Роль декораций и костюмов в создании зримого облика балетного спектакля. Л. Бакст как один из самых «балетных» художников. Художники-декораторы современности. Основные вехи балетного костюма: от пышных нарядов придворного танца к современным силуэтам. Художники-модельеры современности.
-
На премьере в драматическом театре.
Литературный источник драматического спектакля. Обращение к мировой классике и произведениям современных драматургов. Использование литературных произведений различных жанров. Писатель – сорежиссер спектакля. Постановки пьес А. Чехова в истории драматического театра. Режиссерский замысел и основные этапы его осуществления. Драматургический конфликт – основа сценического действия. Определение конфликта – начало работы режиссера над постановкой спектакля. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценического образа. Роль репетиций в создании слаженного коллектива актеров и наиболее полного воплощения авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры. Мастерство в создании мизансцен. Организация массовых сцен. Генеральная репетиция спектакля. Роль театрального художника и композитора в создании художественного образа драматического спектакля. Премьера драматического спектакля – итог плодотворной деятельности, праздник всего театрального коллектива. Любимые постановки драматического театра.
-
Как рождается кинофильм.
Создание кинофильма – коллективный художественно-творческий процесс. Основные этапы работы над фильмом: подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный.
Роль сценариста в создании кинофильма. От «эмоционального» и «жесткого» сценария – к литературному.
Литературный сценарий – «зримая проза» будущего кинофильма. Отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Литературный сценарий в творческом преломлении режиссера, художника, оператора и актера.
Кинорежиссер – создатель и организатор единого художественного процесса. Содружество режиссера и сценариста, создание режиссерского сценария (покадровая запись съемок, метраж каждой сцены, характер освещения, особенности работы оператора). Съемочный и монтажный период фильма. Особенности озвучивания (запись «чистого звука» и шумов).
Мастерство кинооператора в создании зримого образа фильма. Выбор съемочной техники, специальных эффектов и ракурсов. Изобразительное искусство – источник операторского мастерства. Живописные основы создания кадра. Особенности съемки на натуре и в павильоне с декорациями. Художественные средства выразительности: неожиданный ракурс, укрупнение детали, специальное освещение. Использование приема «субъективной камеры».
Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Актерская кинопроба. Роль каскадеров в процессе съемок фильма. «Звезды» мирового кинематографа.
Продюсер и его роль в создании кинофильма (участие в организации финансирования, отборе творческого коллектива, вопросы рекламы и будущего проката).
-
Взаимодействие искусств в будущем.
Дальнейший процесс взаимопроникновения смежных искусств. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Новые горизонты рекламы, промышленного и бытового дизайна. Научные достижения современности и их использование в создании произведений искусства.
Компьютерное искусство как объединяющее начало в перспективном развитии отдельных видов искусства. Компьютер на службе архитектурного проектирования, создания театральных декораций, мультипликации, музыкальных клипов.
Возможности электронной музыки в передаче различных звуковых эффектов (сочинение, исполнение, импровизация).
Цифровая фотография и ее новые технические возможности.
Интернациональный характер и расширение границ современного искусства. Обращение к вечным проблемам бытия и актуальным вопросам настоящего и будущего.
-
Взаимодействие искусств в будущем.
Кино XXI в. Создание Академии дигитального (цифрового) Голливуда. Зритель как творческий соавтор фильма. Видеоарт и экспериментальный кинематограф.
Будущее эстрады и шоу-бизнеса. Новые сюрпризы и неожиданные парадоксы искусства нового тысячелетия.
Художественное творчество – залог успешного развития искусства в будущем. Вечная и неослабевающая роль художника-творца.
Фестиваль творческих проектов по изученному курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, обучающийся должен:
Знать /понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства, художественные символы народов мира и уметь их различать;
единство и многообразие культур;
шедевры искусства и мировой художественной культуры;
свое место в мире художественной культуры и искусства и по отношению к культурологическим эпохам;
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
пользоваться различными источниками информации об искусстве и о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Выпускники основной школы научатся:
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
УМК
Данилова Г. И. Искусство 5 – 9 классы. рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Данилова Г. И. Искусство. 5 – 9 классы. Рабочие материалы.
Данилова Г. И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство: Мир и Человек в искусстве. 7 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство: Виды искусства. 8 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство: Содружество искусств. 9 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство. 10 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство. 11 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура (Искусство). 7 – 9 классы. Учебник (доп.)
Перечень учебно-методического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Примечания
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД КАБИНЕТА (книгопечатная продукция)
Материалы ФГОС: примерная программа «Искусство», рабочие программы по искусству
Д
Стандарт по искусству, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков искусства)
Д
Пособия входят в учебно-методический комплект по искусству, а также освещают различные разделы и темы курса.
Альбомы по искусству, репродукции.
Методические журналы по искусству
Д
Учебно-методические комплекты к программе по искусству, выбранной в качестве основной для проведения уроков
К
Комплекты учебников по программе Г.И.Даниловой.
В составе книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, есть по несколько экземпляров учебников из разных учебно-методических комплектов по искусству (МХК) для основной школы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству, включая кино, театр, хореографию и т.п.
П
Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности учащихся.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов
Д/п
Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии, музыкальный энциклопедический словарь, словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства.
Альбомы по различным видам искусства. Книги о художниках и художественных музеях. Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Д
Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской и проектной деятельности.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Учебно-наглядные пособия: таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Д/ф
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, кинорежиссеров, актеров, певцов, артистов балета ит.д.
Д
Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.
Портреты музыкантов-исполнителей
Д
Атласы и модели музыкальных инструментов
Д
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с основными тематическими линиями учебной программы
Д
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной, музыкальной, театральной и другой грамоте
К
Комплекты для раздачи
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА (цифровые образовательные ресурсы)
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники
Д
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов курса.
Электронные библиотеки по искусству
Д
Электронные библиотеки включающие комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек входят электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка, кино, театр и др.), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки создаются и размещаются на CD-ROM, либо создаются в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения).
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке, изобразительному искусству
Д/п
Цифровые компоненты учебно-методического комплекта, которые ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), или носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта.
Пособия для системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Д/п
Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную работу. В состав коллекции входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио-и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов размещается на CD или флеш-накопителях, а также будет создается в сетевом варианте.
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
Д/п
Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по различным видам искусства, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Д/п
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций и др.
Специализированные инструменты учебной деятельности
Д/п
К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе «Искусство», относятся, в частности, редакторы растровой и векторной графики, редакторы видео и аудиофайлов, система обработки звука и др.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением: со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением
Д
Принтер лазерный с запасным картриджем
Мультимедийный проектор
Д
Кабель VGA 6 м
Д
Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)
Д
Музыкальный центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР3, а также магнитных записей
Д
CD/DVD-проигрыватели
Телевизор
С диагональю не менее 72 см. (нет)
Видеомагнитофон
Нет
Слайд-проектор
Д
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон
Доска маркерная и набор-минимум для маркерной доски
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Д
Экран (на штативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,25 х 1,25
Фотоаппарат
Цифровая камера (нет)
Видеокамера
Нет
Графический планшет
Нет
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи по различным видам искусства
Д
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса
DVD-фильмы по различным видам искусства, в том числе памятникам архитектуры, художественным музеям, видам изобразительного искусства, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным технологиям, творчеству выдающихся отечественных и зарубежных художников и композиторов, кинорежиссеров, хореографов, театральных деятелей и т. д.
DVD-фильмы и видеозаписи оперных, балетных, театральных спектаклей, мюзиклов,
Д
По одному каждого наименования.
выступлений выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей (певцов, пианистов и др.), известных хоровых, оркестровых, театральных и других коллективов
Слайды (диапозитивы): произведения изучаемых видов искусства различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой культуры
Д
Произведения различных видов искусства
Слайд-альбомы по искусству
Д
Для изучения биографий композиторов, художников, театральных деятелей, кинорежиссеров, актеров и др.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
Столы
К
Стулья
К
Стеллажи для книг и оборудования
Д
Мебель для проекционного оборудования
Мебель для хранения таблиц и плакатов
Д
Кассетницы, плакатницы
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 – 7 экз.).
Дополнительные пособия
Комплекты портретов художников (выпуски 1, 2).
Комплекты портретов композиторов.
Репродукции картин известных художников в рамках.
Комплекты открыток и иного раздаточного материала.
Список основных цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства»
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Всеобщая история искусств: [link]
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методическое обеспечение учителя Искусства (МХК) – Папка, содержащая библиографические списки методических пособий и книг для учителя и учащихся, а также перечни периодических изданий по искусству, имеющихся в фондах учителя.
ЭОР издательского дома «Первое сентября» (электронные приложения к изданиям «Искусство», «Литература», «История» на CD и DVD и их библиографические описания).
Каталог методических материалов издания «Искусство» (библиографический перечень статей за 2004 – 2015 годы, составленный учителем)
ЭОР по искусству, литературе и истории (папка с перечнем CD и DVD, имеющихся в фондах учителя (более 500 наименований).
Перечень тематических папок с творческими работами учащихся (более 200 папок).
Демонстрационный материал по искусству (мировой художественной культуре) и смежным гуманитарным дисциплинам (Иллюстрированный каталог презентаций, выполненных учащимися в сотрудничестве с учителем).
Проверочные работы и тестовые задания.
Списки тем для проектных, исследовательских и творческих работ учащихся.