Исследовательская работа по теме Граттаж

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме «Граттаж как нетрадиционная техника рисования».













Выполнила: Евтюхина Яна

5вкласс

Руководитель: Симашко Наталия Михайловна,

учитель изобразительного искусства







г. Узловая, 2016







Оглавление

Введение…………………………………………………..3-4

I.Графика и её виды. Из истории граттажа.…………...………...5-11

II. Практическая часть. Техника граттажа. ………...…………….12-13

Заключение……………………………………………………..14

Использованнаялитература ……….………………………….15





































Введение



Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.

Повещенко О.

С раннего детства я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось мое увлечение нетрадиционными техниками рисования. Когда я занята творчеством, у меня улучшается настроение, я забываю обо всех неприятностях, ведь рисование невероятно увлекательное занятие. Ты можешь создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев.

Мне кажется, рисование свойственно всем также, как пение и танцы. Этому при желании могут научиться все, практически без исключения. Дети очень часто занимаются всеми этими видами творчества. И только взрослые могут помочь им заниматься тем, что может получаться легко и естественно.

А ведь именно рисование лучше всего показывает характер человека и рассказывает о внутреннем мире и может легко помочь найти общий язык с человеком, достаточно просто спросить: “Расскажи о своем рисунке?”.

Актуальность данной работы обусловлена тем,что  жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы  творческие  личности,   обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно развитие себя с помощью нетрадиционных техник рисования позволяет человеку стать креативнее , мобильнее и стать действительно разносторонней личностью.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что с помощью моего поэтапного объяснения процесса создания граттажа любой человек может успешно его выполнить.

Проблема исследования  заключается в том, что данная техника рисования для меня не достаточно известна.

Предметом исследования являются приемы исполнения картин в технике «Граттаж».

 На  основании  выше  изложенного  я  ставлю  перед  собой  следующуюцель:разработать картину в данной технике.

 Для реализации поставленной цели, мною были выдвинуты следующие задачи:

  1.  Изучить историю техники.

  2. Разработать поэтапный план создания картины.

  3. Выполнить готовую работу.

Объектом  исследования  является создание работы в технике граттаж .  

Для данной работы были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ техник и приемов выполнения картины

  2. Изучение тематической литературы. 































I.Графика и её виды.Из истории граттажа.

Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Наскальные и пещерные изображения датируются от 40 – 20 тыс. лет до н. э.

Материалом для красок служили органические красители (растения, кровь). В 12 тысячелетии до н. э. пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывалось их движение. Художники рисовали на стенах пещер сцены удачной охоты, тучные стада скота, позднее стали изображать богов. Так люди как бы призывали удач, просили у духов хорошей добычи на охоте. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу.

Графика (от греч. — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно. Бумага является главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

Гравюра – вид печатной графики, когда с одной печатной основы можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков.

На уроках изобразительного искусства мы занимались традиционными графическими техниками.

Техникирисования

1. Традиционные

2. Нетрадиционные

Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных инструментов, будут использоваться нетрадиционные : уголь, свеча, мелок, спица для вязания, зубная щётка, крупа, листья, травы, целлофан, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин и даже шоколад.



Граттаж – одна из разновы=идностей нетрадиционных техник рисования. Гратто-графия- способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапания.

Мнения художников относительно того, что такое граттаж, расходятся. Некоторые считают, что граттаж — это типичный вид гравюры. Ведь если считать гравюрой любое изображение, которое сделали путем нанесения штрихов и без помощи красок, то граттаж будет типичной гравюрой, точно так же, как и любой рисунок карандашом.

Но есть мнения, что техника граттаж — это лишь имитация гравюры. Ведь если считать гравюрой рисунок, нанесенный на твердую поверхность, то граттаж действительно будет лишь имитацией гравюры.

Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Использование ромбовидного резака.

Вы можете создавать тонкие линии, пользуясь наконечниками плоского или изогнутого инструментов. Если держать инструмент подобно лопатке и применять быстрые «копающие» движения, создается фактура из мелких точек. Проведи-те стороной плоского инструмента по поверхности листа картона для создания плотных, прямых вырезов в форме клина или в сторону нижней ее границы — для образования серии более тонких, несколько искривленных надрезов.

Использование резака в виде ножа.

Вы можете использовать наконечник любого резака типа скальпеля — для нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, вы создадите более широкие линии. С приобретением прак-тики вы будете способны варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.

Использование резака-зубила.

Если держать и пользоваться резаком подобно мастерку, он создает надрезы в виде конуса, чем-то напоминающие совок. Их размеры можно варьировать в зависимости от величины прилагаемого давления. Если держать инструмент вертикально и двигаться в направлении нижней границы листа, он создает длинные, четкие, прямоугольные надрезы. Кроме того, похожие надрезы выполняются по диагонали при использовании движения инструмента из стороны в сторону.

[pic]

Выполнение надрезов в форме «совка».

 Держите резак подобно садовому совку, выполняя «копающие» движения — надрезы образуют интересные фактурные эффекты.

[pic]

Эффект точек.

Крепко держите инструмент так, чтобы его ручка находилась под вашей ладонью и пользуйтесь им, расположив его под относительно тупым углом к поверхности.

[pic]

Создание линии с постепенным утолщением.

Если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.

[pic]

Штрихи, выполненные с помощью ромбовидного резака.



[pic]

Надрезы, выполненные с помощью резака в виде ножа.

[pic]

Создание эффектов многочисленных линий.

Полоска скоб степлера — тоже своего рода резак, только весьма необычный. Проведите ею по поверхности доски несколько раз.чтобы добиться эффекта, который практически невозможно получить одиночной линией. Это — быстрый способ создания повсеместной фактуры.

[pic]

Чисто линейная работа.

Одна из простейших, наиболее эффективных и в то же время сложных техник — рисунок на основе непосредственно с натуры. При этом виде работы повторные попытки исключены. На примере (справа) начальной точкой рисунка стал правый глаз девушки. Именно отсюда развивался простейший контурный рисунок — остальные черты лица, собственно абрис головы и, наконец, руки и грудь.

[pic]

Элементарный, непосредственный портрет. Тонкая белая линия вырезана на матовой поверхности густого черного цвета. Создан «светящийся» эффект, который свойствен лишь технике граттажа.

Влияние направления линии.

На этом наброске практически все линии, созданные резаком с лезвием ножа (за исключением формы в виде перевернутой буквы «S» на балконах), направлены вертикально или почти вертикально, но их ширина варьируется в зависимости от количества деталей. Занавес нарисован
Специальные эффекты, создаваемые при использовании направления линии. Широкие и тонкие линии создают акценты и вносят дополнительный свет.

Фактура, оживление и глубина.

Ниже представлена воссозданная иллюстрация 50-х годов, которая демонстрирует мощные графические качества техники граттажа. Она показывает, как просто обозначаются фактура и тональность — с помощью белой рубашки мальчика и среднего тона (полосатого) платья девочки. Шорты мальчика — частично в тени, частично — на солнце; этот эффект достигается при использовании тонких параллельных линий штриховки.

Вы можете видеть похожие тени на участках травы переднего плана и живой изгороди в отдалении. Диагональные линии в средней части неба направлены в сторону вытянутой руки девочки, направляя взгляд зрителя в сторону самолета в верхней левой части рисунка. Это движение в комбинации с движением двух летящих под самолетом птиц делает рисунок более живым.
широкими вертикальными линиями, в то время как юбки хористок образованы более тонкими линиями. Этот высококонтрастный эффект создает ощущение залитой искусственным светом сцены в пределах темного пространства театра. Такие драматические световые эффекты весьма характерны для граттажа.

[pic]

Работа над более четкими детализированным изображением

Если в результате работы довольно крупные участки изображения должны стать белыми, разумнее использовать белый вариант основы для граттажа. Нужно просто покрасить ее черной водонепроницаемой тушью для рисования на основе шеллака на участках, предназначенных для проработки, оставив другие участки нетронутыми. Вы должны дождаться полного высыхания туши и только после этого приступать к вырезанию изображения. В данном случае форма детеныша зебры была создана черной тушью и впоследствии процарапана таким образом, чтобы открылась характерная окраска животного. Окружающие участки — чистые, белые и не содержат никаких пятен. Если бы изображение создавалось на черной доске, на проработку заднего плана ушло бы значительно больше времени и в результате его поверхность не была бы столь чистой и аккуратной.

[pic]

Использование белой основы

Использование туши на белой основе в данном рисунке означает, что на белых участках не должно быть никаких следов от резака. На белую основу сперва была перенесена форма береговой линии и затем с помощью круглой колонковой кисти по-крыта черной тушью. После полного высыхания данного участка он был проработан лезвием резака-ножа. Выскребая края черной формы, художник постепенно определил линию волнорезов, лодок, фигуры людей и создал иллюзию, что все изображение было нанесено по черной основе.

[pic]



Техники и технологии граттажа весьма разнообразны, итак, приступим к практической работе.





















II.Практическая часть. Техника граттажа.

Изучая литературу я познакомились с приемами получения граттажа.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости.

Для начала мы попробовали затонировать лист бумаги цветными карандашами, а также использовали цветной картон.

Существуют три основных традиционных вида режущих инструментов, которые могут совмещаться со стандартными типами ручек для пера и прочие. Менее традиционные инструменты — от иголок до скоб стиплера и скальпеля — способны создавать различные эффекты. Что бы вы ни выбрали, инструмент должен быть остро заточен.

Для того, чтобы хорошо царапался рисунок бумага должна быть плотная (или картон).

Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон.

Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов. Обязательно предусмотрите плоское расположение листа картона, так как при сгибании он может переломиться, образовывать трещины.



Полезные советы :

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

Мы попробовали сделать работы фабричного производства - гравюры. Они тоже получились красивыми. Но есть огромный минус. Во-первых стоимость одного набора превышает сто рублей, во- вторых, у ребенка не развивается воображение, мышление, в- третьих мы считаем, что работы сделанные своими собственными руками несут частичку нашей души.



























Заключение

Я считаю, что техника граттажа весьма интересна и открывает ребенку простор в создании своей, индивидуальной картины. Причем она под силу даже самым маленьким. Все рисунки получаются очень яркими и красивыми, хотя и выполнены они черно-белыми красками с использованием тонированной основы. И изучая техники рисования и постигая их я считаю, что человеку нужно творить , воплощать в жизнь свои фантазии, радовать себя и своих близких.

На чистый лист легла твоя рука,

Взметнулась кисть, и ты теперь художник...

Копной волос взметнулись облака,

Манящий блеск в глазах оставил дождик...

Движение одно, другое... Нет...

Спешить не надо, на картине чувства...

И чей-то незнакомый силуэт

Предъявлен взору... Это ль не искусство!



















[link]

  • http://www.yaget.ru/styles/drawing/27-grattazh/61-vidi-tehnik-grattazha

  • 13