Рабочая программа
На 2015/2016 учебный год
Предмет: изобразительное искусство
Класс (ы) 5 Учитель: Гернер Р.И.
Рабочие ПРОГРАММЫ
«Изобразительное искусство»
5 - 9 классы
Под руководством Б.М.Неменского, 3 издание
АВТОРЫ: Б.М. Неменский, , Л.А. Неменская, Н.А. Горяева А.С. Питерских
Москва, Издательство «Просвещение», 2014 год
Руководитель проекта – народный художник России, академик РАО и РАХ Б. М. Неменский
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Цель программы – формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности. Предметная линия учебников под редакцией
Б.М. Неменского
Пояснительная записка Количество часов в неделю 1
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объёме 1 учебного часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально- пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения уОтечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным проступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семе5йной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки. Принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства.искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоиндентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы ХVП века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства ( используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале ( витраж, батик и т. п.);
Учебно-тематический план
Предмет ИЗО 5 класс
Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» (35 часов)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVП века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
УУД
Средства наглядности, перечень оборудования. Предметные результаты
Домашнее задание
Вид контроля
Дата
1четверть Тема: «Древние корни народного искусства».8 час.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
1
Древние образы в народном искусстве.
Урок изучения нового материала
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видетьв них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, уголь, сангина, бумага.
Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Учебник стр. 12-19
Ответить на вопрос: « Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»
2
Убранство русской избы.
Комбинированный урок.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративные убранства крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявления конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Задание: Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора.
Учебник стр.20-29
Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции.
3
Внутренний мир русской избы.
Комбинированный урок
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы в включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда);
коллективная работа по созданию общего подмалевка.
Учебник стр.30-35 Найти стихи о русской избе.
Фронтальный опрос (устно ). Просмотр, анализ и оценивание работ.
4
Конструкция и декор предметов народного быта.
Комбинированный урок.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.
Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Учебник стр.36-43. Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов).
Ответить на вопрос:»Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ.
5
Русская народная вышивка.
Комбинированный урок.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет)
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивке, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы
Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание). Учебник стр. 44-49.
Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества.
6-7
Народный праздничный костюм.
Комбинированный урок.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюма. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
.Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:
А) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;
Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили? Учебник стр. 50-59.
Просмотр и анализ работ.
8
Народные праздничные обряды. (обобщение темы).
Повторительно-обобщающий урок.
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.
Характеризовать: праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.).
Участвовать: в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать: народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять: себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Находить: общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять: ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере праздника Покрова, подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен.
.
Учебник стр.60-63Почему ни один народ не может жить без праздников?
Экспресс – выставка.
2четверть Тема: «Связь времён в народном искусстве». 8 час.
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
1,2
Древние образы в современных народных игрушках.
Урок изучения нового материала
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство форм и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
Размышлять, рассуждать: об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать: форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть: игрушки ведущих народных художественных промыслов.
Осуществлять: собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать: приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать: характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного их промыслов.
Материалы: глина иди пластилин.
Учебник стр. 66-75.
Анализ выполненных работ..
3
Искусство Гжели.
Комбинированный урок.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями». Сочетание мазка пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской или объемной формы нарядной гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Учебник стр. 76-81.
Анализ выполненных работ..
4
Городецкая роспись
Комбинированный урок
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки, и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.
Учебник стр. 82-85.
Анализ выполненных работ..
5
Хохлома.
Комбинированный урок
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка» - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая «кудрина».
Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.
Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.
Учебник стр.86-91.
Анализ выполненных работ..
6
Жостово.
Роспись по металлу.
Комбинированный урок
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовскогописьма.
Создавать фрагмент жостовской росписи и живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Учебник стр.92-95
Анализ выполненных работ..
7.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте
Комбинированный урок
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого , красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.
Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.
Объяснять что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.
Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
Осваивать основные приемы росписи.
Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.
Задание: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей
Учебник стр.96-103
Анализ выполненных работ..
8
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
(Обобщение темы)
Повторительно-обобщающие уроки.
Выставка работ и беседа на тему «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Задание:участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.
Повторение пройденного материала.
Анализ выполненных работ. Провести выставку работ.
3четверть Тема: «Декор – человек, общество, время». 12час.
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
1,2
Зачем людям украшения
Урок изучения нового материала.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом., определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д..
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, что значит украсить вещь.
Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран
Учебник стр.
106-107
Роль украшения на всём образном строе вещи – в ритме и рисунке орнамента.
3,4
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Комбинированные уроки
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, хука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.)
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Овладевать навыкамидекоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Задания: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.
Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.
Учебник стр.
108-117
Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства. Выполнить эскиз-импровизацию на тему «Алебастровая ваза».
5,6
Одежда «говорит» о человеке
Комбинированный урок
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное творчество Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному призна Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве ХVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожанками.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материалов по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Соотносить образный строй одежды с положением его владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линии стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки тканей, клей, ножницы.
Учебник стр. 118-123;
Учебник стр. 124-133
Создание декоративного панно «Бал в интерьере дворца».
7,8,9
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Комбинированный урок
. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические т негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы и эмблемы ч современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.
2. Изображение эмблемы класса, школы. Кабинета или спортивного клуба.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти
Учебник стр. 134-139
Создать герб своей семьи.
10,11,12
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
(Обобщение темы).
Комбинированный урок.
Урок закрепления пройденного материала.
Итоговая игра – викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины.
Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилическому признаку.
2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
На каникулах присмотреться к образцам современного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общественных зданиях разного назначения
Итоговая игра-викторина.
4четверть Тема: «Декоративное искусство в современном мире». 7 час.
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
1,2
Современное выставочное искусство
Урок изучения нового материала
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Задание: восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «Произведение говорит языком материала».
Учебник стр. 142-151
Учебник стр.152-161. Учебник стр. 162-167
Разработка эскизов и изготовление предметов из различных материалов.
3,4,5,6,7
Ты сам – мастер
Повторительно-обобщающий урок.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж.
Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы.
Нарядные декоративные вазы.
Декоративные куклы.
Проверочная работа
Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».
Задания: Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
Материалы: для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п.
Учебник стр. 168-189
Изготовление кукол, панно, витражей
Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.