федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №178»
«Согласовано» Руководитель ШМО
_____________/___________
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________201_г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
ФГКОУ «СОШ № 178»
_____________/_____________
ФИО
«__»____________201___г.
«Утверждаю»
Директор
ФГКОУ «СОШ № 178»
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________201_г.
Рабочая программа
по искусству для 9 класса
(наименование учебного предмета, класс)
основное общее образование
(уровень образования)
на 2016_ – 2017 учебный год
(срок реализации)
Составитель: Данилова Светлана Михайловна, без категории
(ФИО учителя, квалификационная категория)
Количество часов в год 34 , в неделю 1
Иркутск- 45
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Искусству для 9 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями;
Требованиями ФК ГОС 2004 года с изменениями на 23 июня 2015 г.;
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемым для общеобразовательных учреждений на 2016-2017 учебный год;
Уставом федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №178»;
Примерной программой основного общего образования по искусству;
Авторскими программами по искусству. 5-11 классы. Составитель Г.И. Данилова.- М.:Дрофа,2014;
Учебным планом образовательного учреждения.
Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Концепция (основная идея) программы - формирование целостного представления о роли искусства в процессе развития человечества, осознание общности разных видов искусства, активизация имеющегося опыта общения с искусством, применение комплекса знаний, умений, навыков при выполнении учебно-творческих задач. Развитие опыта и творческой деятельности, приобретение компетентности в культурно-образовательной, коммуникативной и социально-эстетических сферах.
Обоснованность (актуальность, новизна и значимость)- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.
Цель курса: Сформировать представление о развитии различных видов искусства .
Образовательные задачи курса:
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в искусстве, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места человека в искусстве на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Курс «Искусство» для 9 класса, направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка». Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности. Особое внимание здесь уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения Искусства в 9 классе, из расчета 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используется следующее учебное издание:
Искусство: Содружество искусств. 9 кл.: учебник/Г.И Данилова.-М.:Дрофа,2016
Содержание учебного курса
СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ (34 ч)
I. Синтетические искусства: их виды и особенности (12 ч) Пространственно-временные виды искусства. Пространственно-временные (синтетические) виды искусства. Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и сохранение своеобразия и самостоятельности каждого из его видов. Причины тяготения искусств друг к другу, их взаимное дополнение. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства (линии, звучание, краски). Создание целостной художественной картины мира средствами всех искусств. У истоков теории синтеза искусств. Синкретический характер искусства первобытного человека. Идея синтеза искусств в эпоху Возрождения, создание сложной системы видов и жанров искусства. Идея синтеза искусств в творчестве немецких романтиков рубежа XVIII—XIX вв. Синтез искусств в храме. Синтез искусств в эпоху модерна. Практическое воплощение идеи синтеза искусств в поэзии Серебряного века, музыке А. Скрябина и живописи А. Лентулова. Синтетический «театр будущей эпохи» В. Мейерхольда. Архитектурный конструктивизм XX в. Проблема синтеза искусств в произведениях дизайна.
Азбука театра. Театральное искусство, его особая притягательная сила. Театр как один из древнейших видов искусства. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Рождение театра в эпоху Античности. Условный характер театрального искусства. Драматургия — основа театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Сиюминутность драматического действия и рождение сценического образа — главная отличительная черта театрального искусства. Зритель как активный участник происходящего на сцене. Синтетический характер театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы). Взаимосвязь театра, литературы и кино.
Актер и режиссер в театре. Мастерство актера: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной им роли, включать его в происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания. Понятие об амплуа актеров (герой, комик, трагик, злодей, простак, влюбленный, резонер, инженю, травести). Профессия актера: от древности до современности. К. Станиславский об основных принципах актерской игры. Внутреннее и внешнее «перевоплощение» актера в сценический образ — вершина актерского искусства. Понятие «сверх задачи» и «сквозного действия». Искусство «перевоплощения» в игре выдающихся актеров театральной сцены. Режиссер — профессия XX в. Его основные задачи и роль в создании театрального спектакля. Режиссер как интерпретатор драматургического материала. В. Немирович-Данченко об искусстве режиссера. Актерская трактовка и режиссерская концепция. В репетиционном зале театра. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.
Искусство оперы. Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Соединение драматургии и хо реографии (балет), изобразительного искусства (костюмы, грим, декорация) и музыки. Италия — родина оперы. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери — пролог к дальнейшему развитию оперного искусства. От «drama per musica» к французской опере-серии Ж. Б. Люлли. Основные оперные жанры. Опера-буффа (комическая опера) и ее национальные разновидности. Лирическая опера. Опера-сказка. Лейтмотив. Сольная ария (ариозо) как основная вокальная форма классической оперы. Роль хорового пения в осуществлении авторского замысла и организации сценического действия. Выдающиеся реформаторы оперной сцены: К. В. Глюк, Д. Верди, Р. Вагнер, М. Мусоргский, Э. Уэббер.
В мире танца. Танец — один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Танец в искусстве древних цивилизаций, его эволюция в различные культур но-исторические эпохи. Место танца в ряду других искусств. Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер искусства хореографии. Средства выразительности танца. «Живая пластика» человеческого тела как основной материал для создания танцевального образа. Движения и позы, темп и ритм, мимика и жесты, композиция — важнейшие элементы танца. Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца: сценический и фольклорный. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.
Страна волшебная — балет. Балет как вид музыкально театрального искусства, воплощенного в хореографических образах. Понятия «танец» и «балет», их главные различия. Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности. Классический танец — основа балетного искусства. Сочетание танцевальных движений Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро — основные жанры классического танца. Роль поэтической метафоры и обобщения в создании художественного образа классического танца.
Искусство кинематографа. Первые шаги кинематографа. Кинематограф — искусство, рожденное научно-технической революцией. День рождения десятой музы — Кино (открытие братьев Люмьер). Мировой и отечественный кинематограф: имена и открытия. История кинематографа: от Вели- кого немого до современного кино. Средства выразительности кино. Специфика киноязыка. Кино — искусство кадра и монтажа, плана и ракурса. Искусство, объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие. Временное и пространственное измерение экрана (на примере известных киношедевров). Ритм, цвет и свет в киноискусстве. Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств (телевидение, видео, компьютерная графика). Кино в диалоге искусств. Синтетическая природа кинематографа и особенности его взаимодействия с другими искусствами. Фотографическая природа кино. От «живых фотографий» немого кино к впечатлениям современного зрителя. Живопись и кинематограф. Музыка как постоянный спутник кинематографа. Театр и кино: общее и различия. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Будущее кинематографа.
Фильмы разные нужны... Виды кино и их жанровое разнообразие. Документальное кино как вид кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кино хроники, ее любимые образы и сюжеты. Документальное кино как средство массовой информации. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры документального кино: публицистическое, научно-популярное и учебное. Анимационное (мультипликационное) кино, его рисованные, живописные или кукольные образы. Любимые «герои» мультипликации. Использование принципа покадровой съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Художественное (игровое) кино. Традиционные жанры игрового кино: эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм. Популярные жанры современного кино: фэнтези, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, «мыльная опера». Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино.
Экранные искусства: телевидение, видео. Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Использование средств художественной выразительности других видов искусств. Телевидение, его возникновение и этапы развития. «Закон непосредственных человеческих контактов» — главная отличительная особенность телевидения. Кинематограф и телевидение. Роль режиссера на телевидении. Основные циклы телевизионных передач: информационные и общественно-политические, художественные и публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые телесериалы. Современное телевидение и его образовательный потенциал (интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг). Особенности телевизионного изображения подвижных объектов, принцип последовательной трансляции элементов изображения. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Основные жанры видео: видеоклипы, видеофильмы, рекламные видео ролики. Специфика их создания, связь с киноискусством. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Мультимедийное искусство. Компьютер как инструмент художника. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Виды компьютерного искусства. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Процесс создания компьютерной музыки. Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов. Компьютерная графика как область художественной деятельности человека. Ее использование в полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, создании спецэффектов в кинематографе, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Основные компьютерные программы, используемые для оформления и верстки книг и журналов. Компьютерная анимация — сочетание компьютерного рисунка и движения. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика создания трехмерных анимационных фильмов. Мультимедиа. Соединение возможностей двухмерной и трехмерной графики, музыки, кино и книги. Интерактивный перформанс как произвольное и творческое использование технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания «виртуальной реальности». Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера). Трехмерная графика З. Рыбчинского. Компьютерные игры, их особая популярность и зрелищность. Веб-дизайн. Создание интернет-сайтов как образец нового направления творческой деятельности. Специфика разработки и размещения (публикации) интернет-сайтов. Особенности навигации в пространстве Интернета.
Зрелищные искусства: цирк и эстрада. Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Цирк как одно из древнейших искусств мира. От римского Колизея к цирку XX столетия. Объединяющее начало циркового искусства, его непреходящее значение в жизни чело века. Новейшие достижения современного циркового искусства. Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и иллюзиона. Выдающиеся «звезды» манежа. Эстрада как вид искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль конферанса или несложного сюжета в со здании эстрадных шоу-программ и концертов.
II. Под сенью дружных муз... (22 ч)
Изобразительные искусства в семье муз. Живопись и скульптура, содружество «молчаливых искусств». Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй, пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса. Графическая основа живописи на примере первобытных наскальных росписей, ранних античных и средневековых миниатюр. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством. Живопись и художественная фотография, сходство и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии. Постепенное освоение фотохудожниками метафорического языка живописи. Изобразительные искусства и танец. Экспрессия танца в изобразительном искусстве Античности. Танец в скульптуре и живописи Индии. Народный танец в картинах П. Брей геля («Крестьянский танец») и Ф. Малявина («Вихрь»). Э. Дега — «живописец танцовщиц». «Музыкальность» живописи. «Почетный досуг» в обществе музыканта в эпохи Античности и Возрождения. «Певцы изящества и красоты» в живописи XVII—XVIII вв. Диалог любви и музыки. Натюрморты с музыкальными инструментами в творчестве художников XX в.
Художник в театре и кино. Театральный художник и его особая роль в создании художественного образа спектакля. Театральный художник — интерпретатор авторского замысла и главной идеи спектакля. Искусство сценографии. Основные компоненты театрально-декорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Использование аудио-, видео- и компьютерных технологий. Театрально-декорационное искусство — изобразительная режиссура спектакля. Зависимость изобразительного решения спектакля от его вида и жанра. Особенности декораций в драматическом, музыкальном и кукольном театре. Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и макетов к выбору окончательного решения. Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Богатейшая «палитра» современной системы художественного оформления спектакля. Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Художник-постановщик как создатель пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа кинофильма. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Кинодекорации и их отличие от театральных. Павильонные декорации и натура. Выдающиеся мастера — художники кино.
Архитектура среди других искусств. Архитектура и изобразительное искусство. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древнего Египта и Греции. Статуя в гробнице фараона и в храме античного божества. Самостоятельное значение монументальной скульптуры в архитектурном оформлении пространства. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент (атланты, кариатиды). Сближение архитектуры с монументальной живописью. Готический собор как синтез изобразительных искусств и архитектуры. Познавательная, художественная и архитектоническая функция скульптуры в готическом храме. Витражи, фрески, мозаика и их роль в декоративном оформлении собора. Контраст между внешней суровостью и великолепием внутренне го убранства в византийском и древнерусском зодчестве. Роль иконостаса в организации архитектурного пространства. Живопись в архитектуре барокко. «Живопись, поглотившая архитектуру», в творчестве мексиканских художников-монументалистов. Архитектура — «застывшая музыка», «каменная симфония», «музыка в камне». Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Архитектура и театральное искусство. Поиски и эксперименты в театральном и строительном искусстве XX в. Идея создания универсального театра. Декорационная архитектура.
Содружество искусств и литература. Литература как универсальная форма эстетического познания и освоения мира. Литература и живопись. «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Феномен китайской и японской живописи. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории мирового искусства. Графика — «самая литературная живопись». Единство слова и изображения. Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации. Литература и скульптура. Скульптурный образ как источник вдохновения для поэта и писателя. Литература и музыка. Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы, звукопись, мысль, чувство). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Музыкальные страницы литературных произведений. Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты. Литература в театре и кино. Литературная пьеса — основа драматического спектакля. Специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. Лучшие театральные постановки последних лет на сюжеты литературных произведений. «Кино — видимая литература», их общность и различие. Любимые экранизации художественной классики.
Музыка в семье муз. Воздействие музыки на изобрази тельное искусство. Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. «Музыкальность» живописи. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средства ми. Полифонический характер музыки. «Живописная» музыка. Музыка — «невидимый танец», а танец — «немая музыка». Ведущая роль музыки в придворном театре французского классицизма. Сценический танец Айседоры Дункан: единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой.
Композитор в театре и кино. Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля и кинофильма, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев. Романтическая мелодрама в отечественном и зарубежном театре. Единство драматического действия и музыки. Жанр водевиля и его особая популярность в русском театре XIX в. Создание комического или трагического эффекта средствами музыки. Любимые мелодии театральных спектаклей. Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа. Содружество режиссера и композитора. Мастера отечественной музыкальной комедии. «Музыкальный сценарий». Жанр киномюзикла в отечественном и зарубежном кинематографе. Любимые мелодии отечественного кино. Саундтреки к популярным отечественным и зарубежным фильмам.
Когда опера превращается в спектакль. Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам миро вой литературной классики. Исторический роман и опера. Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (сочинение мизансцен, определение стилистики, назначение актеров-исполнителей и работа с ними, об суждение эскизов декораций с художником-оформителем, организация репетиций). Роль художника в оформлении оперного спектакля. От знакомства с либретто — к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле. Основные функции дирижера в оперном спектакле. Организация работы с оркестром. Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера — инструмент, воспроизводящий музыку, его роль в создании сценического образа. Выдающиеся оперные певцы.
Создание балетного спектакля. И рождается чудо спектакля… Балетный спектакль — содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Драматургия балетного спектакля. Балет и литература. Либретто — словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Шедевры мировой литератур- ной классики в балете. Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Балет и изобразительное искусство. «Жизнь в танце» исполнителей балета. Музыка красок в балетном спектакле. Выдающиеся хореографы современности. Роль актера (танцовщика) в воплощении сценического замысла. «Петрушка» — шедевр балетного искусства, пример синтеза искусств. Специфика балета: отсутствие литературного, живописного и музыкального первоисточника. Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С. П. Дягилев). Характерные особенности музыки и хореографии спектакля и их новаторский характер (И. Ф. Стравинский и М. М. Фокин). Создание живописного образа спектакля (А. Н. Бенуа). Актерское мастерство главных исполните- лей (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. А. Орлов). «Петрушка» — признанная классика мирового балетного искусства.
На премьере в драматическом театре. Литературный источник драматического спектакля. Обращение к мировой классике и произведениям современных драматургов. Использование литературных произведений различных жанров. Писатель — сорежиссер спектакля. Постановки пьес А. Чехова в истории драматического театра. Режиссерский замысел и основные этапы его осуществления. Драматургический конфликт — основа сценического действия. Определение конфликта — начало работы режиссера над постановкой спектакля. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценического образа. Роль репетиций в создании слаженного коллектива актеров и наиболее полного воплощения авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры. Мастерство в создании мизансцен. Организация массовых сцен. Генеральная репетиция спектакля. Роль театрального художника и композитора в создании художественного образа драматического спектакля. Премьера драматического спектакля — итог плодотворной деятельности, праздник всего театрального коллектива. Любимые постановки драматического театра.
Как снимается кинофильм. К экрану путь нелегок и нескор... Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом: подготовительный, съемочный, монтажный, монтажно-тонировочный. Продюсер и его роль в создании кинофильма (участие в организации финансирования, подборе творческого коллектива, решении вопросов о размещении рекламы и будущем прокате). Роль сценариста в создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Рабочий сценарий в творческом преломлении режиссера, художника, оператора и актера. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер — создатель и организатор единого художественного процесса. Содружество режиссера и сценариста, создание режиссерского сценария (покадровая запись съемок, определение метража каждой сцены, характера освещения, особенностей работы оператора). Мастерство кинооператора в создании фильма. Выбор съемочной техники и ракурсов, технологии создания специальных эффектов. Изобразительное искусство — источник операторского мастерства. Живописные основы создания кадра. Особенности съемки на натуре и в павильоне с декорациями. Художественные средства выразительности: неожиданный ракурс, укрупнение детали, специальное освещение. Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Особенности съемки трюковых сцен и роль каскадеров в процессе съемок фильма. Использование спецэффектов. «Звезды» мирового кинематографа. Монтаж и озвучивание фильма. Роль монтажера в определении порядка следования кадров и их продолжительности, отборе дублей и поиске оптимальных ритмических решений фильма. Специфика современного компьютерного монтажа и его вырази- тельные возможности. Определение метража будущей картины. Особенности тонировки (озвучивания) картины. Роль звукооператора в создании фонограмм (диалогов, музыкального фона, шумовых эффектов) будущего фильма. Продвижение фильма к зрителю (промоушн), организация и проведение рекламной кампании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
раздела Название раздела учебного курса
Количество часов на изучение раздела
-
Синтетические искусства: их виды и особенности
12
-
«Под сенью дружных муз»
22
Итого:
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
урока Тема урока
Планируемые сроки
Раздел 1: Синтетические искусства: их виды и особенности (12 ч.)
-
Пространственно-временные виды искусства
-
Азбука театра
-
Актер и режиссер в театре
-
Искусство оперы
-
В мире танца
-
Страна волшебная – балет
-
Искусство кинематографа
-
Фильмы разные нужны…
-
Экранные искусства: телевидение, видео
-
Экранные искусства: телевидение, видео
-
Мультимедийное искусство
-
Зрелищные искусства: цирк и эстрада
Раздел 2: «Под сенью дружных муз» (22 ч.)
-
Изобразительные искусства в семье муз
-
Изобразительные искусства в семье муз
-
Художник в театре и кино
-
Художник в театре и кино
-
Архитектура среди других искусств
-
Архитектура среди других искусств
-
Содружество искусств и литература
-
Содружество искусств и литература
-
Музыка в семье муз
-
Музыка в семье муз
-
Композитор в театре и кино
-
Композитор в театре и кино
-
Когда опера превращается в спектакль
-
Когда опера превращается в спектакль
-
Создание балетного спектакля
-
Создание балетного спектакля
-
На премьере в драматическом театре
-
На премьере в драматическом театре
-
Как снимается кинофильм
-
Как снимается кинофильм
-
Как снимается кинофильм
-
Заключительный урок
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений искусства;
шедевры искусства, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей искусства;
основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков (стартовый,текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по искусству в 8 классе:
Критерии оценивания:
1.Самостоятельность мышления и образность художественного языка.
2.Использование техник, с которыми познакомились на занятиях в классе и опыта изобразительной деятельности накопленной за время прохождения курса.
3.Прилежание.
4.Срок сдачи работы.
«4» | Проявил традиционное решение задания; использовал в работе мыслительные и изобразительные штампы; использовал техники, с которыми познакомились на занятиях в классе и опыта изобразительной деятельности накопленной за время прохождения курса; прилежание хорошее; сдал работу в срок. |
«3» | Прилежание удовлетворительное; сдал работу с опозданием. |
«2» | Работа не выполнена; прилежание не удовлетворительное. |
Критерии оценивания:
1.Полнота и правильность ответов.
2.Степень осознанности, понимания изученного.
3.Языковое оформление ответов.
Критерии оценивания:
1.Полнота и правильность ответов.
2.Степень осознанности, понимания изученного.
3.Языковое оформление ответов.
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести примеры из жизни.
Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений материала, но: излагает неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировок.
Не умеет обосновать свои суждения и привести примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
«2»
Обнаруживает незнание и непонимание основных положений материала.
Для получения четвертной аттестации (зачета) необходимо выполнение трех творческих заданий и четвертного теста в объеме не менее 60%
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данилова Г. И. Искусство 5—9 классы. рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Данилова Г. И. Искусство. 5—9 классы. Рабочие материалы.
Данилова Г. И. Искусство: Виды искусства. 8 класс. Учебник.
Данилова Г. И. Искусство. 7—9 классы. Учебник.
Искусство: Содружество искусств. 9 кл.: учебник/Г.И Данилова.-М.:Дрофа,2016
Примерная программа основного общего образования по искусству;
Требования ФК ГОС 2004 года с изменениями на 23 июня 2015 г.;
Устав федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №178»;
Учебный план образовательного учреждения.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2016-2017 учебный год;
Оборудование:
Технические средства
Мультимедиа проектор
Экран
Компьютер
Лист
корректировки рабочей программы
п/п
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения
по факту