Русская художественная культура эпохи просвещения.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник
Пушкин выразил в этих строках самую суть характера царя-реформатора Петра 1. За какое бы дело Петр не брался, он вникал во все его тонкости: собственноручно редактировал газеты и переводы книг, открывал школы, библиотеки и музеи, распределял дворян по учебным заведениям.
Пётр был чрезвычайно любознателен. В первоё своей заграничной поездке в 1697 году -1698 г. в составе (великого посольства), он сумел увидеть многое. В Голландии побывал в музеях, в госпиталях, воспитательных домах, театрах. За границей Пётр начал собирать произведения искусства и разнообразные раритеты.
Петра интересовали способы бальзамирования тела, он принимал участие в операциях по вскрытию трупов. Однажды заметив, что его русские спутники с брезгливостью наблюдают за этим, он заставил их разрывать зубами мускулы и сухожилия тела. Увидев работу гравера, царь засел за медную доску и выгравировал картину, изображающую торжество христианства над исламом. Известны и скульптурные, и архитектурные работы Петра.
С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям, сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Не получив систематического образования, он тем не менее хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, говорил по-голландски, понимал французский, немецкие языки. По некоторым сведениям, царь в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно.
В быту Пётр любил простоту и естественность. Нередко его можно было увидеть в штопанных чулках и стоптанных башмаках. Даже хорошего экипажа не было у царя. В случае надобности он брал его у Известного щеголя Москвы Сената Ягужинского. Не было у Петра и роскошных дворцов. Придворные торжества приходилось устраивать во дворце его любимца Меншикова.
День рождения российской прессы.
В конце 1702 или начале 1703 года произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел 1 номер первой русской печатной газеты «Ведомости». Правда, газета часто меняло своё название. Еще в 17 веке в Кремле выходила газета «Куранты». Однако она была рукописной, издавалась в одном экземпляре и предназначалась для узкого круга читателей - царя и его придворных. К тому же материалом для «Курантов» служит в основном извлечение из иностранных газет, переведенные на русский язык.
Поначалу «Ведомости» печатали в Москве.
Первая русская газета внешне мало походила на современную.
Выходили «Ведомости» не регулярно: от 1 до 70 номеров в год.
В 1708-1710г. в России перешли на новый шрифт - гражданский, который с некоторыми изменениями используется по сей день. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Изменившиеся графика начертания букв сделала их проще и понятнее.
Первые книги с арабскими цифрами вышли в 1703 году. Среди них был первый учебник «Арифметика». Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распростронение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700г. он выдвинул целую программу издания книг на славянском языке.
Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали развитие библиотечного дела. В 1814г. в Петербурге была освоена старейшая в России публичная библиотека, в состав которой вошли книжные собрания русских царей Московского кремля, издания, подаренные герцогами Голоштинским и Курляндским, и книги, конфискованные у опальных бояр.
Первый музей.
При Петре появился и первый музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Её экспонатами служили поначалу древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. В Данциге приобрел коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же у знаменитого доктора Рюйша, Петр купил уникальную анатомическую коллекцию заспиртованных человеческих уродцев. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями. Кунсткамера впервые была открыта для посетителей в 1719 г. Находится музей в высокой башне, где размещалась одна из первых обсерваторий в России.
Первая академия
В 1721 году Петр подписал указ о создании отечественной академии. Открылась российская академия после смерти Петра, которая объединяла научно-иссследовательские подразделения и учебно-педагогические – университет и гимназию и находилась академия на содержании государства. Создание академии положило начало не только науке но и высшему образованию в России.
Образование Петр ставил во главу угла всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы: навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая.
Обучение в школах давалось нелегко. Учебный день длился 8-9 часов, каникулы были непродолжительными – рождественские праздники зимой и один месяц летом. Учились по 10 лет. Применяли жестокие наказания: за пропуск занятий – розги, за воровство, пьянство, побег – арест, отправка на каторгу.
Перемены в быту.
Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание.
Энциклопедией культурного поведения стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Составитель этой книги неизвестен, он извлек из иностранных источников всё, что считал ценным и полезным для русских читателей. С начала 18 века много изменилось и в устной, и в письменной русской речи. Появилось обращение на «Вы», «милостивый государь» «господин мой».
В царствование Петра1 вошел в обиход новый юлианский календарь. Летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от Рождества Христова.
По-новому стало исчисляться время суток. Раньше было принято делить сутки на дневные и ночные часы: после восхода солнца начинался отсчет дневного времени, после захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. Были устроены часы: куранты на Спасской башне Кремля в 17 веке. В сутках количество часов стало 24.
Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру. Образование, наука, просвещение, искусство, быт развивались на протяжении 18-19вв. под знаком преобразований, начатых Петром1.
Человек и культура нового времени.
В культуре нового времени главенствует человек. В архитектуре главным сооружением стал дом, дворец – жилище человека, в живописи «царит» портрет, писателя интересуют в первую очередь человек. Особенно это проявилось в литературе. Большой популярностью пользовались небольшие приключенческие повести: «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «История о храбром российском кавалере Александре» и другие. Повести отражают свою эпоху и ее героев, которые совершили невероятные подвиги, построили новые города, создали развитую промышленность , сильную армию, флот, Разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю. Эти люди описаны в литературе, лица многих из них можно увидеть на старинных портретах.