Конспект интегрированного внеурочного мероприятия по ИЗО на тему «Чудо-сказка народного мастера» (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект интегрированного внеурочного мероприятия для учащихся 5 классов

Тема: «Чудо-сказка народного мастера»

(изучение народных промыслов в курсе «Изобразительное искусство» 5 класс

«География России» 9 класс)

Автор: Семёнова Лариса Владимировна- учитель изобразительного искусства МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»

Описание работы: материал для учителей и педагогов доп. образования.

Данное мероприятие является итоговым занятием по изобразительному искусству в 5 классе темы «Связь времен в народном искусстве», посвященного народным художественным промыслам России. Закрепляются знания по истории художественных промыслов, особенностями росписей рассматриваемых центров, знакомятся с народными промыслами Марийского края. Данное мероприятие проводится в виде состязания между командами двух пятых классов. Конкурсные задания чередуются с выступлениями учащихся 9 классов. Ведут программу учитель ИЗО и учитель географии. Жюри формируется из учащихся 9 классов и приглашенных учителей.

Форма: игра-путешествие

Цель: способствовать формированию познавательного интереса к национальной культуре, художественного вкуса, чувства уважения к истории своей Родины, обобщение и систематизация знаний через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи:

  1. Приобщение детей к культурным традициям своей Родины.

  2. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.

  3. Развивать художественно-творческие способности в области декоративно-прикладного искусства, стремления своими руками создавать красоту.

  4. Развивать навык поиска и получения необходимой информации по заданной теме.

  5. Развивать коммуникативные способности детей, умений выступления перед аудиторией.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся через творческую деятельность.

  7. Воспитывать чувство национального достоинства, развивать сознание того, что самобытная традиционная культура народа России – общее достояние нашего Отечества, его вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках.

Предварительная работа: подбор учащимися 9 классов информации по народным промыслам России с последующим составлением творческого отчёта по одному из видов народного промысла в виде презентации (Гжельская керамика, Хохломская роспись, Дымковская игрушка, народные промыслы республики Марий Эл); 5 классы формируют команды из 5 человек, придумывают название, девиз, готовят рассказ об изделии народного промысла, выполненного родственниками к конкурсу «Из бабушкиного сундука»

Необходимое оборудование и материалы: проектор, презентации учащихся 9 классов, плакаты «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго», изделия народных умельцев, выставка рисунков учащихся 5 классов, дымковские игрушки, изделия с национальной вышивкой, карта России, видеофильмы «Народные промыслы», «Тайна птицы Сирин», музыкальное сопровождение.

Материалы для команд: бумажные заготовки посуды, гуашь, кисти, баночка для воды.

Методы и приемы, применяемые на занятии:

  • cловесные – беседа, рассказ;

  • практические – выполнение творческого задания;

  • интерактивные – показ презентации и видео;

  • наглядный – демонстрация слайдов, предметов декоративного творчества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ;

  • уметь распознавать и использовать традиционные мотивы, выразительные средства орнаментальной композиции в эскизах росписи рассматриваемого народного промысла.

Метапредметные:

  • умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательных творческую деятельность, связанную с традициями;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее;

  • осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества;

  • развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений народных мастеров и работ учащихся;

  • уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Ход мероприятия

  1. Организационное начало мероприятия. Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни «Ох вы сени мои сени»

  2. Вступительная часть

Учитель№1:Добрый день уважаемые гости и ребята. Сегодня мы совершаем «творческое путешествие» по центрам народных промыслов нашей Родины. Учащиеся 9 классов познакомились с народными промыслами, изучая на уроках географии тему «Центральная Россия», а ребята 5 классов на уроках изобразительного искусства научились некоторым приемам народных умельцев. Входе этого путешествия команды5а и 5б классов покажут свои познания и умения, не будут скучать и болельщики. А помогут нам провести это путешествие учащиеся 9-х классов.

Учитель№2: Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту.

Мы приглашаем всех в путешествие по России в центры народных промыслов. Наш маршрут обозначен на карте. И начнется он с самого центра нашей страны- Московской области.

III. Основная часть

Гжель

Ученик: Гончарное ремесло издавна развивалась в России. Во многих областях России занимались этим видом промысла. Далеко за пределы России пронеслась слава о Гжельском фарфоре. Гжель-название одного из 30 сел, расположенных на удаление 50-60 км к северо-востоку от Москвы в Раменском районе. Мастера гжели производят изящные чайники, чашки, кувшины, вазы и тарелки которые радуют глаз и греют душу. Многоцветная роспись в сочетании с золотом украшает чайные сервизы, вазы для цветов - это гжельская майолика. Особенно славится белая гжель с господством в ней синего кобальта. Кобальтовый цветок расправляет лепестки и смотрит на мир с белого как снег фарфора. Под тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травки – усики; взметнули синие крылья стрекозы и бабочки ; синие птицы поют свои песни кобальтовому цветку. А начинается все так. (Просмотр видеофильма «Народные промыслы» часть «Гжель»).

Учитель№1 : А теперь пора познакомимся с командами – участницами (команды представляют себя - название, девиз)

Конкурс «В мастерской художника по росписи»

Представьте на некоторое время , что вы гжельские умельцы. Как вы украсите свое изделие. (Учащиеся получают бумажные заготовки кувшина и выполняют роспись)

Во время занятий русские умельцы не только работали руками, но и сыпали прибаутками, и тогда лучше спорилась работа. Поможем и мы нашим умельцам.

Задание болельщикам:

- Восстановите пословицу, поговорку со словом

1. «грамота»- «Грамоте учиться ….всегда пригодится », « Побольше грамотных ,… поменьше дураков»

2. «ум»- «Был бы ум,… будет и рубль», « Не будет ума ,….не будет и рубля», «Кто умнее, …тот достанет поскорее»

3. «язык» - «Бог дал два уха, …а один язык», « Язык- телу …..якорь», « Язык мой- …враг мой»

4. «наука»- «Ученье свет,… а неученье тьма», «Идти в науку- …терпеть муку», « Повторенье- ….мать ученья»

5. «числа»- «Один в поле ….не воин», « Семь раз отмерь, …..один раз отрежь», «У семи нянек …дитя без присмотра»

6. «ремесло»- « Новую одежду кроят,…. а старой примеряют» , « Кто что знает, …тем и хлеб добывает», «Не без ума, так и ….не без промысла» , «Пилить пилой- …..гнуться спиной», «Ходить у огня- обжечься, у воды замочиться, а у сажи –…. замараться», « Не учись безделью, а …учись рукоделью»

Ну, что ж- «Работа хороша, если в ней польза и душа».

Подводятся результаты работ команд.

Хохломская роспись

Учитель№2: Итак наше путешествие продолжается. Мы перемещаемся в Нижегородскую область.

Ученик: Издавна , делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревнях: Куличино, Семино, Хрящи и Новопокровское. Но зовут ее хохломской.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне! (В.Боков)

Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела к его порогу жар-птица он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек… Разве не из сказки появилась эта удивительная сказочная рукотворная красота? (Показывает на изделия из Хохломы)

Учитель: какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Ученик: хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Рисовали на поверхности своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину и никто не повторял их одинаково: чуть – чуть да и изменит очертания листа, по – другому изогнет веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера.

Ученица: Интереснейшее изделие –братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который назывался «братчиной». Когда нужно обсудить какое –либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом. Обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По старому преданию, это был цветок счастья. Но цвел он один раз в год в Иванов день. Тот кто сумел увидеть этот цветок , становился счастливым на всю жизнь. Поэтому хохломские изделия считаются , издавна хорошим подарком.

Учитель. А какой подарок сделали Вы другой команде?

Конкурс «Домашнее задание»

(команды обмениваются подарками - конкурсными работами , выполненными на уроках ИЗО по теме «Хохломская роспись»)

«Конкурс – ложкарей»

В больших количествах изготовляли ложки- ложка у каждого была своя. Ложки использовались и как музыкальные инструменты. Попробуем и мы наиграть несколько мелодий.

Учитель№1: Понравилось играть на ложках? Поиграем еще! Да в самые что ни на есть настоящие ИГРУШКИ. Следующий пункт нашего маршрута- Кировская область.

Дымковская игрушка

Ученик: читает стихотворение « Дымковская игрушка».

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость –изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фафанов.

Ученица: Издавна существует, раньше в слободе Дымково, а ныне на территории города Кирова, русский народный промысел Вятская или Дымковская игрушка. Дымковскую игрушку лепили из глины, обжигали в русской печи (отчего из труб шел темный дым. Вероятно, именно этот дым послужил своеобразным толчком для названия Дымковской слободы, а потом и дымковской игрушки. А вот после обжига фигурки, по грунту, ярко раскрашивали темперой , украшали сусальным золотом. Изображает вятская игрушка фигурки зверей, птиц, людей – всадников, дам в кринолинах, сказочные и бытовые сцены. Дымковская игрушка – это плод лёгкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Она выполняется легко, быстро и свободно, без каких либо поправок и исправлений. На всем лежит отпечаток непосредственности и живой импровизации, все свежо, выразительно, ярко и красочно. Делали глиняные расписные игрушки и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ. Традиционная Вятская ярмарка называлась «Свистунья» .

Конкурс «Инсценирование сказки»

Представьте, что вы оказались на такой ярмарке. Попробуйте сочинить и показать зрителям свою сказку, в которой героями станут ваши игрушки. (Команды разыгрывают маленькие представления, используя игрушки, выполненные на уроках ИЗО)

Учитель№1: Хороши ваши сказки. Захотелось и нам поиграть (накидывает платок, другой учитель берет корзину с фруктами, идут навстречу друг другу)

- Как дела? Где была?

- В Павловск ходила! Товар свой носила!

-Весь продала?

-Ой, спрос большой! Иду не с пустой сумой!

Ой , хороша-а!

Ученица- Ребята, а вы поняли о чем говорилось в этой сценке?

О каком центре народных промыслов шла речь? Что изготовляют местные мастерицы?

Ответ: - Павловопосадские платки

Итак, побываем в гостях у павловопосадских мастериц (просмотр видеофильма 4 мин)



Учитель№2: Пора возвращаться домой! Ребята , а какие народные промыслы развиты в нашей родной республике?

Ученица- рассказывает и демонстрирует изделия с национальной марийской вышивкой.

А какие изделия марийских промыслов есть в вашей семье?

Конкурс «Из бабушкиного сундука»

(команды показывают изделия, выполненные родственниками и коротко рассказывают о них)

Игра со зрителями .Учитель- а сейчас мы проведем викторину для зрителей. Победители получат призы, которые команды выполнили у вас на глазах.

  1. Игрушке этой на празднике отводилось особое место. Каких только свистулек не лепили мастера: конь, корова, уточка… А игрушка называется? (Дымковская)

  2. Праздник этот без игрушки было трудно представить, а называется он? (Свистунья)

  3. Тройка лошадей- популярная в Дымково. Называется такая тройка? (Кони-трехголовки)

  4. Петухи и индюки- обычные птицы, но благодаря мастерству, они превращаются в ...(в сказочных царь- птиц)

  5. Гжельские мастера любят писать на своих изделиях разные цветы, но одному сорту цветов они отдают предпочтение. Какому это цветку? (розе)

  6. Чем достигается выразительность и неповторимость цветов Гжели? (используется особый мазок- «мазок с тенями»)

  7. «Под фон», «Кудрина» -это названия орнаментов хохломской росписи, какой еще есть орнамент взявший свое название из мира природы? («Травка»)



IV Подведение итогов. Рефлексия. Слово предоставляется жюри. Награждение команд.

Сегодня, ребята. Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках нашей Родины. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя в наш быт мы становимся богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Эта красота создается добрыми людьми вроде бы из ничего, но это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей. Народному ремеслу можно научиться, окончив специальное училище в тех городах, где находятся центры народных промыслов, а в нашем городе это «Марийский политехнический техникум», где обучают росписи и резьбе по дереву, плетению кружев.





Учитель: Мы предлагаем вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. Перед вами лежат цветные фигурки: красный обозначает хорошее настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Поднимите фигурку, соответствующую вашему настроению (дети отражают свое настроение при помощи фигурок).

- Мы рады, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться. Наше путешествие закончилось, и пора попрощаться. До свидания, ребята.