Приложение к образовательной программе
основного общего образования
ГБОУ СО «СОШ № 2»
[link]
Инструментарий оценивания.
Тесты по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского
5 класс
Тема «Древние корни народного искусства»
1. Женская фигура – это символ:
А) плодородия б) воды в) солнца
2. Древо жизни в народном представление являлось символом:
А) растительных сил земли б) продолжением рода в) входом в иной мир
3. Какую часть дома человек связывал с землёй:
А) крыша б) клеть в) подклеть
4. Наличники украшают:
А) окно б) дверь в) крыльцо
5. Бревно, венчающее крышу дома:
А) охлупень б) причелина в) жёлоб
6. Что является самым почетным местом в доме:
А) печь б) красный угол в) сундук
7. Как называется мужская лавка в избе:
А) коник б) полавочник в) полати
8. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение:
А) оберег б) образ в) орнамент
9. Деревянный утюг:
А) черпак б) рубель в) туес
10. Что не является элементом прялки:
А) лопасть б) ножка в) ковш
11. Какой цвет в орнаменте русской вышивки был главный:
А) синий б) зелёный в) красный
12. Какая часть одежды не является женской:
А) сарафан б) повязка в) порты
Ответы: 1.а; 2.а; 3.б; 4.а; 5.а; 6.б; 7.а; 8.а; 9.б; 10.в; 11.в; 12.в.
Тема «Связь времен в народном искусстве»
1. Чем расписывают филимоновские игрушки:
А) кистью б) заострённой палочкой в) куриным пёрышком
2. Что обозначают узоры на карпогольских игрушках:
А) древние символы б) растительные формы
3. Чем грунтуют дымковские игрушки перед росписью:
А) мукой б) белой краской в) мелом, разведённым на молоке
4. Какой краской расписывают гжельские изделия:
А) охрой б) кобальтом в) умброй
5. Основные цвета хохломской росписи:
А) красный б ) синий в) черный
6. Какие цветы используют для Городецкой росписи:
А) ромашки б) купавки в) розаны
7. Краску, какого цвета применяют в мезенской росписи:
А) белую б) красную в) черную
8. Особенность богородской игрушки заключается в том, что она выполняется:
А) без росписи красками б) с использованием ткани в) наносится позолота
9. Расставь поэтапность выполнения росписи жостовских подносов:
А) тенёжка б) замалёвок в) бликовка г) уборка
10. Из какого материала изготавливают Полхов-Майданские изделия:
А) дерево б) глина в) стекло
11. Как называли весёлую весеннюю ярмарку, на которую свозили игрушки-свистульки:
А) Масленица б) Свистунья
12. Образ получеловека-полуконя, получивший распространение в карпогольской игрушке:
А) Полкан б) конюх в) пахарь
Ответы: 1. в; 2.а; 3. в; 4. б; 5.а,в; 6.б,в; 7.б,в; 8. а; 9.б,а,в,г; 10. а; 11. б; 12.а.
Тема «Декор – человек, общество, время»
1. Какой цветок в Древнем Египте почитался как символ плодородия, вечной жизни, радости:
А) астра б) нарцисс в) лотос
2. Украшение из кусочков различного материала (дерева, перламутра, полудрагоценных камней), врезанные в поверхность украшаемого предмета:
А) мозаика б) витраж в) инкрустация
3. Символ китайского императора, воплощение мудрости, миролюбивой силы, доброты:
А) дракон б) гриф в) лев
4. Широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья:
А) камзол б) кафтан в) мантия
5. Небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч:
А) платок б) веер в) косынка
6. Наука о составлении, истолковании, изучении гербов:
А) геральдика б) археология в) география
7. Отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т. д. :
А) корона б) герб в) щит
8. Надпись на гербе в виде краткого изречения:
А) девиз б) узор в) адрес
9. Художественный стиль в европейском искусстве конца 16 – середины 17 вв., чрезвычайно торжественный, парадный, пышный:
А) классицизм б ) барокко в) модерн
Ответы: 1.в; 2.в; 3. а; 4.в; 5.б; 6.а; 7.б; 8.а; 9.б.
Тема «Декоративное искусство в современном мире»
1. Изделия, изготовленные из природных глин:
А) керамика б) стекло в) бронза
2. Тканый ковер-картина ручной работы:
А) полотнище б) гобелен в) панно
3. Техника росписи тканей, рисунок на которую наносится ручным способом с использованием специальных красок:
А) вышивка б) витраж в) батик
4. Картина или орнамент, выполненные из маленьких кусочков камня, стекла или поливной керамики:
А) панно б) коллаж в) мозаика
5. Декоративная композиция в строго ограниченной плоскости (прикрепляют к стене архитектурного интерьера):
А) панно б) картина в) мозаика
6. Произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала:
А) коллаж б) витраж в) панно
7. Технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре:
А) мозаика б) панно в) коллаж
8. Предварительный рисунок:
А) эскиз б) контур в) эстамп
9. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие:
А) иллюстрация б) композиция в) репродукция
10. Условное, символическое обозначение понятия, идеи, посредством какого-либо условного знака или изображения:
А) эмблема б) витраж в) набросок
Ответы: 1.а; 2.б; 3.в; 4.в; 5.а; 6.б; 7.в; 8.а; 9.б; 10.а.
тематическое планирование с элементами содержания и характеристикой основных видов учебной деятельности.
Характеристика видов деятельности учащихся
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1.: «Древние корни народного искусства» (8 часов)
1
Тема: Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими предками.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
2
Тема: Декор русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличник и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
3
Тема: Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
4
Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства
5
Тема Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в вышивке.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
6
Тема: Народный праздничный костюм.
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ, образная модель мироздания. Северорусский (в основе - сарафан) и южнорусский (в основе понёва) комплекс женской одежды. Рубаха - основа женского и мужского костюмов. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
7
Тема: Народные праздничные обряды. Масленица.
Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение. Раскрытие символического значения обрядового действа на примере Масленицы. Тематическая картина бытового жанра, сюжет и содержание картины.
Задание: Рисование по памяти на тему «Праздник Масленица»
Материалы: карандаш, бумага, акварель, кисти.
Зрительный ряд: Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.
8
Тема: Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному празднику.
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.
Раздел 2.: «Связь времен в народном искусстве» (8 часов)
9
Тема: Древние образы в современных народных игрушках: дымковская игрушка.
Единство формы и декора в народной игрушке. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.
Задание: создание игрушки своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: гуашь и тонкие кисти для росписи.
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
10
Тема: Древние образы в современных народных игрушках: филимоновская игрушка. (Продолжение)
Задание: украшение эскиза игрушки декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: гуашь, кисти.
11
Тема: Древние образы в современных народных игрушках: каргопольская игрушк(Продолжение)
Задание: украшение эскиза игрушки декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: гуашь, кисти
12
Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
История развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями».
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материалы: бумага, кисти, синяя гуашь.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
13
Тема: Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
История развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны - традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: шаблон из картона разделочной доски, гуашь, кисти.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
14
Тема: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
История развития промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи форм цветов разного размера. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов. Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: Рисование на тонированной бумаге подноса по мотивам жостовской росписи.
Материалы: картон черного цвета, гуашь, кисти.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
15
Тема: Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
(форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом)
История развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Основные элементы декоративных композиций и травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
16
Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания изученных промыслов. Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Систематизация зрительного материала по определенному признаку.
Организация и обсуждение выставки работ учащихся, искусствоведческая викторина.
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Раздел 3.: «Декор — человек, общество, время» (10 часов)
17
Тема: Зачем людям украшения.
Украсить — значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиция. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
18
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (цветок лотоса, жук-скарабей, священная кобра, ладья вечности, глаз-уаджет и др.). Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы по мотивам древнеегипетских мастеров.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
19
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Различие одежд людей высших и низших сословий.
Задание: Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: бумага, графические материалы, гуашь, кисти.
20
Тема: О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
История возникновения и развития геральдики. Типы геральдических композиций. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Задания: Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
21
Тема: О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Тематическая картина исторического жанра. Построение пространства с одной точкой схода.
Задание: Рисование по представлению тематической картины исторического жанра на тему «Рыцарский турнир»
Материалы: бумага, графические материалы, акварель, кисти.
22
Тема: Символы и эмблемы в современном обществе.
Отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. в современном обществе. Различие функций древнего и современного орнамента.
Создание эмблемы класса или объединения.
Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти.
23
Тема: одежда говорит о человеке
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Одежда, костюм служит не только практическим целям, но и являются особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Символы императорской одежды.
Задание: Рисование по представлению человека в китайском национальном костюме.
Материалы: бумага, карандаш.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
24
Тема: Одежда Древнего Китая.
Задание: Рисование по представлению человека в китайском национальном костюме.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
25
Тема: Связь интерьера, мебели, одежды со стилем эпохи барокко (Западная Европа XVII век).
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века, совершенно не похожее на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII в. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце». (продумывание общей композиции, подбор разных по величине фигур людей в нарядных костюмах, построение интерьера с одной точкой схода)
Материалы: бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, журналы.
26
Тема: одежда говорит о человеке
Различение национальных особенностей орнаментов народов зарубежных стран.
Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта.
Задание: Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце». (вырезание разных по величине фигур людей в нарядных костюмах, изображение мебели и отдельных предметов)
Материалы: бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, журналы, ножницы.
27
Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: Выполнение различных аналитических творческих заданий с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма и т.п.
Материалы: бумага, клей ПВА, кисть для клея,
Участвовать в викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного.
Использовать в речи новые художественные термины.
Раздел 4.: «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)
28
Тема: Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного ДПИ.
Виды ДПИ и роль взаимосвязи материала, формы, содержания при их создании. Современное понимание красоты: керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, витраж. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ.
Виртуальное посещение музея в Суздале, в Кижах, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».
29
Тема: Проектная работа на тему «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства».
Подбор материалов для изготовления вазы или витража. Технология работы с выбранным материалом. Планирование постепенного поэтапного выполнения задуманного изделия или панно.
Задание: Создание эскизов декоративной вазы или витражной композиции для украшения интерьера. (по выбору учащихся)
Материалы: пластилин, бечевка, ленты, клей ПВА, витражные краски, гуашь, бумага.
30
Тема: Выразительное использование фактуры, формы, объема, цвета при создании предметов ДПИ. (продолжение)
Индивидуальная или коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Деление общей композиции на фрагменты при коллективной работе над витражной композицией.
Задание: Изготовление декоративной вазы или витражной композиции в конкретном материале.
Материалы: пластилин, бечевка, ленты, клей ПВА, витражные краски, гуашь, бумага.
31
Тема: Древние образы в произведениях современного ДПИ. (продолжение)
Индивидуальная или коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Задание: Украшение декоративной вазы древними образами: дерева, коня, птицы, матери-земли разнообразными материалами. Соединение готовых фрагментов витража.
Материалы: бисер, ракушки, мелкие пуговицы, паетки и другие украшения, витражные краски, гуашь, бумага, клей ПВА, ножницы.
32
Тема: восприятие формы предмета через его конфигурацию, величину, положение в пространстве.
Формы простые и сложные. Геометрические фигуры, лежащие в основе многообразия форм. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Изображение окружности в перспективе. Графическое изображение натюрморта.
Задание: Рисование с натуры натюрморта из предметов современного декоративного искусства.
Материалы: бумага, графические материалы.
Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.
Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать простую форму предмета как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры.
Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта.
33
Тема: восприятие формы предмета через его конфигурацию, величину, положение в пространстве. (продолжение)
Задание: Рисование с натуры натюрморта из предметов современного декоративного искусства.
Материалы: бумага, графические материалы.
34
Тема: ДПИ в жизни человека.
Искусство как эмоциональный опыт человечества. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ; в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».