Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского и нормативных документов: Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.

Примерная программа по изобразительному искусству конкретизирует содержание тем Государственного образовательного стандарта по предмету, определяет инвариативную (обязательную) часть учебного курса. Содействуя сохранению единого образовательного пространства, Примерная программа даёт возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

С целью развития краеведческой составляющей, предусмотренного нормативными документами, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с художественными промыслами Воронежской области, символикой города и творчеством художников-прикладников.

Особое внимание уделяется на отбор практических заданий для учащихся, так как выполнение учебно-творческих работ на плоскости не способствует развитию у школьников понимания взаимосвязи функции предмета с его формой и декором. Для решения этой задачи необходимо конструирование объёмной формы с последующим её декорированием.

Рабочая программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа - в неделю).





Планируемые предметные результаты освоения программы

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Обучающийся научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

  • понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;

  • определять произведения разных народных промыслов.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Обучающийся научится:

    • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

    • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии и передаче духовно-нравственного опыта поколений;

    • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;





Содержание предмета изобразительное искусство для 5 класса

Структура содержания курса изобразительного искусства для 5 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):

18















Раздел

Содержание учебного предмета

Формы организации и основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Древние корни народного искусства.

(3 часа)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к  пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,  пол — земля,  подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.







Раздел 2. Связь времён в народном искусстве.

(6 часов)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов. Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. 7 Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приѐмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


Раздел 3. Декор – человек, общество, время.

(4 часа)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства. Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.


Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.

(5 часов)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Создание декоративной работы в материале( творческий проект) В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками». • воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству; • развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения; • формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всѐм многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.); • развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.






















Календарно-тематическое планирование (18 часов)

Тема 1. «Древние корни народного искусства».


1.

Древние образы в народном искусстве.

1



2.

Народный праздничный костюм.

1



3.

Повторитель-обобщающий урок «Народные праздничные обряды».

1



Тема 2. Связь времён в народном искусстве.


1.

Древние образы в современных народных игрушках.

1



2.

Искусство Гжели. Истоки современного развития промысла.

1



3.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1



4.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1



5.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1



6.

Повторительно-обобщающий урок «Связь времён в народном искусстве».

1



Тема 3. Декор – человек, общество, время.


1.

Одежда говорит о человеке.

1



2.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

1



3.

Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Воронежа.

1



4.

Повторительно-обобщающий урок «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».

1



Тема 4. Декоративное искусство в современном мире.

1.

Современное выставочное искусство.

1



2.

Ты сам-мастер ДПИ.

1



3.

Ты сам-мастер ДПИ.

1



4.

Ты сам-мастер ДПИ.

1



5.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме года (семинар-выставка)

1