Разработка урока по МХК по теме Художественная культура мусульманского Востока:логика абстрактной красоты.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План-конспект урока по мировой художественной культуре.


Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна

Образовательное учреждение: МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан

Предмет: мировая художественная культура.

Тема урока:
Художественная культура мусульманского Востока:

логика абстрактной красоты.
Тип урока: изучение нового материала

Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.

Задачи:
• мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;
• развитие абстрактного и образного мышления;
• воспитание толерантности.

Формы организации работы детей:

  1. Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

  • Подготовить сообщения об архитектуре Востока.

  • Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.

  • Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции ( [link] ».

    Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎, манара, «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. (слайд 23).

    Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

    Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

    Учитель . Арабеска (Арабески) — вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).

    В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске — орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).

    Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
    Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
    ( Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
    Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

    Завершающая часть:

    Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

    Домашнее задание
    Первого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.

    Второго уровня:

    подготовить реферат об искусстве Востока.