Рабочая программа ИЗО 2 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

страница 57 из 57


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие цели основного общего образования с учетом специфики предмета.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности

Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Главный смысловой стержень программы - связь искусства с жизнью человека; роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества; значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Одной из главных целей преподавания искусства становится развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

рисование с натуры (рисунок, живопись);

рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

декоративная работа; • лепка;

аппликация с элементами дизайна;

беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;

индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;

процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития

Общая характеристика учебного предмета. Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, а также окружающего мира и математики.

На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, сознанию своих личных связей с искусством; развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.

В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и РАХ Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК| «Школа России»:

1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. - М.; Просвещение, 2012.

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.

3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2012.

4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы : метод, пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2012.

Описание места предмета изобразительное искусство в учебном плане. Согласно базисному (образовательному) плану МБОУ «Гимназия №32» на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч. в год (34 учебные недели; 1 ч в неделю).

Результаты освоения предмета изобразительное искусство.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа:

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированное эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой: творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя:

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных - средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории; • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

Тема «Ты и искусство» — важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

I ЧЕТВЕРТЬ. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ ( 9ч )

Основная задача — познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов.

Тема. Три основные краски, строящие многоцветие мира

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры). Формирование первичных живописных навыков.

Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.

Тема. Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия.

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.

Задание: изображение природных стихий — грозы, бури, извержения вулкана, дождя, тумана, солнечного дня — на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы с изображением резко выраженных состояний (гроза, буря и т. д.), произведения художников (П. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.

Тема. Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).

Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов осеннего леса и произведения художников на тему осени; наблюдение детьми природы.

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Осенняя песня (из цикла «Времена года»), А.Вивальди. Времена года. Осень.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Тема. Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка.

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).

Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов осеннего леса и произведения художников на тему осени; наблюдение детьми природы.

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Осенняя песня (из цикла «Времена года»), А.Вивальди. Времена года. Осень.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Тема. Выразительные возможности аппликации

Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).

Представление о ритме пятен. Наблюдение за ритмом листьев в природе — на земле, опадающем дереве.

Задание: создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) по памяти и впечатлению.

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.

Зрительный ряд: листья деревьев, слайды фрагментов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П.Чайковский. Сентябрь.

Литературный ряд: Ф.Тютчев. Листья.

Тема. Выразительные возможности графических материалов. Линия выдумщица.

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти).

Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды фрагментов зимнего леса (деревья, травы).

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Декабрь (из цикла «Времена года»).

Литературный ряд: М.Пришвин. Рассказы о природе; К.Паустовский. Первый снег.

Тема. Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес.

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти).

Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды фрагментов зимнего леса (деревья, травы).

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Декабрь (из цикла «Времена года»).

Литературный ряд: М.Пришвин. Рассказы о природе; К.Паустовский. Первый снег.

Тема. Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине.

Лепка из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания (а не путем соединения отдельных частей!). Задание: изображение животных родного края по впечатлению и памяти.

Материалы: пластилин, стеки.

Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе (корни, камни); слайды животных; скульптурные произведения, мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина.

Литературный ряд: В. Бианки. Рассказы о животных.

Тема. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы.

Задание: изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.) на фоне темной бумаги.

II ЧЕТВЕРТЬ. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7ч)

Тема. Изображение и реальность. Павлин.

Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Задание: изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке, деревне.

Материалы: гуашь (одна или две краски), кисть, цветная бумага.

Зрительный ряд: произведения искусства, фотографии с изображением зверей.

Тема. Изображение и фантазия. Сказочная птица.

Умение фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.

Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных, птиц и даже растений (сказочные персонажи: драконы, кентавры и др.).

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной или тонированной).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.

Тема. Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе Мастер Украшения учится у природы.

Задание: изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при по^°Щи линии (индивидуально по памяти).

Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь, бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы.

Тема. Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан.

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения

Задание: украшение воротничка для платья, кокошника, закладки для книги узором заданной формы.

Материалы: любой графический материал

Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, вышивок и др.

Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

Тема. Постройка и реальность. Подводный мир.

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл родных конструкций сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).

Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды самых различных построек , природных конструкций и форм.

Тема. Постройка и фантазия. Сказочный город.

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Задание: создание макетов фантастических зданий, конструкций — фантастического города. Индивидуальная, групповая Ра6о та по воображению.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов (Ле Корбюзье, Гауди); ученические работы прошлых лет. Тема. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.

Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

III ЧЕТВЕРТЬ. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (9ч)

Это центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие темы подводят к ней.

Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья-Мастера, т. е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием. Все последующие годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, в каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания.

Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Тема. Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.

Умение почувствовать и выразить в изображении характер природных стихий.

Задание: изображение моря.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации морских пейзажей разных по настроению

Тема. Выражение отношения к окружающему миру через изображаемые животных

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к сказке Р. Киплинга «Маугли» и другим книгам.

Литературный ряд: Р. Киплинг « Маугли».

Музыкальный ряд: К. Сен-Сане. Карнавал животных.

Тема. Выражение характера человека в изображении; женский образ

Возможности создания добрых и злых образов. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Задание: изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых.

Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.

Литературный ряд: А. Пушкин. Сказка о царе Салтане...

Тема. Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, баба-яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Зрительный ряд: скульптурные произведения С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековая европейская скульптура.

Тема. Изображение природы в разных состояниях

Природа может быть то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной — мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам.

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.) (индивидуально).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы; репродукции картин И. Айвазовского, изображающие разные состояния моря.

Музыкальный ряд: опера «Садко» и симфоническая сюита «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова или симфоническая поэма «Море» М. Чюрлениса.

Литературный ряд: А. Пушкин. Сказка о царе Салтане..., Сказка о рыбаке и рыбке.

Тема. Выражение характера человека через украшение

Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор). Разными будут украшения, например, у Царевны-Лебеди и бабы Бабарихи.

Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги.

Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов.

Тема. Выражение характера человека через украшение, конструкция и декор

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например, для праздника мы специально нарядно украшаем себя.

Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки, склеенные листы или обои.

Зрительный ряд: Н. Рерих. Заморские гости; иллюстрации И. Билибина к сказкам; произведения народного искусства.

Тема. Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев

Обобщение материала четверти. Беседа по теме четверти на фоне выставки детских работ за период четверти.

Обобщение может быть завершено обсуждением выставки совместно с родителями. К обсуждению должны быть подготовлены группы «экскурсоводов». Для этого педагог может использовать дополнительные часы.

Выставка, представление ее родителям (зрителям) должны стать событием для учащихся и их близких. Такая выставка будет способствовать закреплению в сознании детей важнейшего значения этой темы.

IV ЧЕТВЕРТЬ. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (9ч)

Знакомство со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

Начиная с этой четверти, на выразительность образных средств нужно обращать внимание детей постоянно: ты хочешь это выразить? А как, чем?

Тема. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Теплые и холодные цвета. Чудо коврик

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные.

Представление о теплом и холодном. Борьба цвета, смешение красок.

Задание: изображение угасающего костра — «борьбы» тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой; костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению).

Вариант задания: «Перо Жар-птицы» — краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются.

Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.

Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Тема. Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками — получение мрачных и нежных оттенков цвета.

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.

Задание: изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методические пособия по цветоведению.

Музыкальный ряд: Э.Григ. Утро (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»).

Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворения С. Есенина о весне.

Тема. Пятно-как средство выражения. Силуэт. Обобщение темы четверти. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки.

Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Весна», слайды с изображением веток, весенних мотивов.

Тема. Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри.

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция. Это можно рассмотреть на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы тяжело летят или легко.

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией.

Тема. Линия как средство выражения. Ритм линий . весенняя поляна.

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки.

Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Весна», слайды с изображением веток, весенних мотивов.

Тема. Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые... Умение видеть линии в окружающей действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев.

Задание: изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека: по впечатлению и памяти): нежные или могучие ветки; при этом надо акцентировать умение создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (хокку).

Тема. Ритм пятен, композиция- средства выразительности. Весна идет

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция. Это можно рассмотреть на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы тяжело летят или легко.

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией.

В музее у веселого художника. Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три Брата-Мастера. На урок приглашаются (по возможности) родители, другие учителя.

Зрительный ряд: детские работы, раскрывающие задачи каждой четверти, слайды, репродукции работ художников и произведений народного искусства, помогающие раскрытию тем.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 четверть. Чем и как работают художники? 9 часов.


1




Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна

Фронтальная работа - рассматривание репродукций

картин, беседа «Как

художник и поэт

чувствуют красоту».

Индивидуальная работа - работа гуашью в тетради, изображение цветов

или бабочки (по вы-

бору ученика).

Практическая работа - смешение

гуашевых красок

Анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством.

Познавательные: участвовать в практической работе,

анализировать, изображать по памяти и впечатлению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Что такое живопись? Первичные

основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой

круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила

безопасности на занятиях



2




Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия


Фронтальная работа - рассматривание репродукций

картин, беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

гуашью в тетради:

1) изображение солнечного дня;

2) изображение бури, грозы

Проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин; анализировать выполнение работы.

Познавательные: различать и сравнивать, анализировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи

учебной деятельности; оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями

ее реализации; адекватно воспринимать оценку.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, при-

знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).Различное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях



3




Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени

Фронтальная работа - рассматривание репродукций

картин, беседа, об-

суждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

восковыми мелками

и акварелью в альбоме. Изображение

осеннего букета

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой

работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

и работу одноклассников с позиции творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств

его выражения

Яркость восковых и масляных

мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возможности

этих материалов, особенности

работы ими.

Передача различного эмоционального состояния природы.

Правила безопасности на занятиях


4




Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка

Индивидуальная

работа - работа

восковыми мелками

на наждачной бумаге (изображение

сказочной рыбки).

Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ


Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.


Познавательные: использовать знание особенностей

работы на наждачной бумаге восковыми мелками при

создании творческой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную за-

дачу; планировать действие в соответствии с постав-

ленной задачей; адекватно воспринимать оценку учи-

теля; вносить необходимые коррективы в действие

по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

и работу одноклассников с позиции творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств

его выражения

Яркость восковых мелков, выразительные возможности наждачной бумаги, особенности

работы с этими материалами.

Правила безопасности на занятиях



5




Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев

Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная

работа — работа

с природным материалом на цветном

картоне. Составление композиций

из листьев (по желанию детей возможна парная

работа)

Сотрудничать с товарищами в процессе

совместной деятельности, анализировать работы.

Познавательные: овладевать техникой и способами

аппликации, развивать чувство цвета и композиции,

применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

и работу одноклассников с позиции творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств

его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи)

Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение

красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен.

Правила безопасности на занятиях


6




Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица

Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ, рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников.

Индивидуальная

работа - работа

тушью, пером в тетради. Превращение

пятен в птиц, зверей и разные волшебные существа

Проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать

работы.

Познавательные: определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать

разные способы работы пером и палочкой, сравнивать

выразительные возможности графики и живописи;

участвовать в обсуждении репродукций картин; дорисовывать линии и пятна.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять

учебные действия в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения

Что такое графика? Разнообразие

графических материалов. Красота и выразительность линии.

Тонкие и толстые, подвижные

и тягучие линии.

Выразительные возможности

линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа .Приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Правила безопасности на занятиях


7




Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес


Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников.

Индивидуальная

работа - работа

тушью, пером, па-

лочкой и акварелью

в альбоме. Изобра-

жение волшебного

леса


Проявлять художественно-творческое

мышление при рассматривании картин; обсуждать

работы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные

способы работы с пером и палочкой для решения

учебной задачи; участвовать в обсуждении репродукций картин художников-графиков; приводить примеры в качестве доказательства своей мысли; изображать, используя графические материалы, волшебный лес.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных

художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

Выразительные возможности

линии, точки, темного и белого

пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Приемы работы графическими

материалами (тушь, палочка,

кисть), тонирование бумаги.

Правила безопасности на занятиях


8




Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине

Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ,

практикум. Индивидуальная

работа - работа

с пластилином

Обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: применять технологическую карту

для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль

для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно

воспринимать оценку учителя; вносить необходимые

коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения

Скульптура, образный язык

скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор.

Выразительные возможности

различных художественных материалов, которые применяются


9




Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение

родного города с помощью неожиданных материалов


Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

гуашью, акварелью,

мелками, неожи-

данными материа-

лами. Изображение

родного города


Личностные: обсуждать и анализировать работы

с позиций творческих задач темы.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных

художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера,

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Красота различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь,

пластилин, бумага). Сходство

и различие материалов. Смешанные техники, неожиданные

материалы. Вид искусства

коллаж. Отличие коллажа и аппликации.

Художественные материалы

и их выразительные возможности.

Правила безопасности на занятиях



2 четверть. Реальность и фантазия 7 часов.


10




Изображение и реальность. Павлин



Проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. Фронтальная

работа — беседа,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников, об-

суждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

гуашью. Изображение павлина

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы

в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно

воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою

точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Реальность, анималистика.

Строение птиц. Пропорции частей тела птиц.

Характер выбранной птицы

в изображении.

Правила безопасности на занятиях



11




Изображение и фантазия. Сказочная птица

Фронтальная работа - беседа, рассматривание иллюстраций, изделий

художественных

промыслов с изображениями сказочных птиц, об-

суждение работ.

Личностные: проявлять эстетические потребности;

обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, придумывать

элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создании фантастического

образа; анализировать авторские работы, подмечать

оригинальность исполнения.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных

художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою

точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации

Роль фантазии в жизни людей.

Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение

элементов разных животных,

растений при создании фантастического образа. Творческие

умения и навыки работы акварелью.

Правила безопасности на занятиях


12




Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле


Фронтальная работа - беседа, рассматривание иллюстраций с изображениями паутины

в природе, обсуждение работ.

Индивидуальная

работа (по выбору

учащихся):

1 ) изображение

морозного узора

на стекле в рабочей

тетради;

2) рисование полета

снежинок на черном или синем кар-

тоне;

3) изображение

паутины в альбоме

гуашевыми красками

Проявлять эстетические потребности;

обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины

различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока ,приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения

Красота природы, разнообразие

ее форм, цвета (морозные

узоры, паутинки, наряды птиц,

рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе

(паутинки, снежинки и т.д.)с помощью графических материалов, линий.

Правила безопасности на занятиях


13




Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан


Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ,

рассматривание

иллюстраций женской одежды.

Индивидуальная

работа — работа

гуашью и акварелью в тетради,

украшение кокошника, сарафана

и блузки

Проявлять эстетические чувства, чувство

гордости за культуру Родины; анализировать работы.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины

различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока,

приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения

различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения

Преобразование природных

форм в декоративные для создания различных узоров орнаментов. Перенесение красоты

природы в жизнь человека

и преобразование ее с помощью

фантазии.

Приемы создания орнамента:

повторение модуля, ритмическое чередование элемента



14




Постройка и реальность. Подводный мир


Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ.Парная работа -

работа с цветной

бумагой на формате

А4, конструирование природных форм (рыбка, водоросли, черепаха,

медуза, улитка, ракушка)


Обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, которая по-

может собрать информацию для самостоятельного

решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать действие в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художественно-

творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную

Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Приемы тонирования бумаги.

Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе


15,16




Постройка и фантазия. Сказочный город (индивидуально-групповой проект)


Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ.

Групповая работа —

конструирование

из готовых форм,

работа с цветной

бумагой, пластилином, создание сказочного города


Владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать

работы.

Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную за-

дачу; планировать действие в соответствии с постав-

ленной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Природные формы и архитектурные постройки.

Приемы работы с бумагой.

Разнообразные конструкции.

Макеты фантастических зданий,

фантастического города



3 четверть. О чем говорит искусство? 9 часов.


17




Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы.

Море


Фронтальная

работа — беседа,

рассматривание

репродукций картин

известных художников, обсуждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

гуашью, акварелью.

Изображение моря

с передачей настроения природы


Проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы.

Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать

действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно

воспринимать оценку учителя; находить варианты

решения различных художественно-творческих задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать действие в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя.

Выразительные средства художественной деятельности для

передачи настроения в природе. Изображение разного по характеру моря. Природа в различных состояниях. Живописные мате-

риалы при изображении контрастных состояний природы.

Колористические навыки работы гуашью.


18




Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных

Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин

В. Ватагина, сравнение, анализ, обсуждение работ. Индивидуальная

работа - работа

простым карандашом, гуашью и черным фломастером. Изображение животного с передачей характера

Проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного

опыта, приводить примеры животных в различных

состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника

Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать действие в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художествен-

но-творческих задач.

Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре.

Животные в различных состояниях.

Устная зарисовка характеристика зверей.

Животное с ярко выраженным

характером и настроением.

Приемы работы простым карандашом.

Рисунки Е. Чарушина.


19,20




Образ человека и его характер (женский образ).




Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников, об-

суждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

в тетради цветными

карандашами. Изображение положи-

тельного и отрицательного женского

образа


Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализируя репродукции

картин и иллюстрации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и по-

шаговый контроль; адекватно воспринимать оценку

учителя; находить варианты решения различных

художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное

средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение

женских качеств характера: верность, нежность, достоинство,

доброта и т. д.

Противоположные по характеру

сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна Лебедь, добрая

и злая волшебницы).

Портретное изображение



21




Образ человека и его характер (в объеме мужской образ)


Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников, об-

суждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

с пластилином.

Лепка сказочного

героя

Обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности

объемного изображения мужского образа, применять

технологическую карту для решения поставленной

задачи; рассматривать репродукции картин известных

художников и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную за-

дачу; планировать действие в соответствии с поставлен-

ной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы

в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно

воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать

со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются

в скульптуре (дерево, камень,

металл и др.).

Создание образов из целого куска пластилина.

Приемы работы с пластилином

(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление. Передача

пластики движений.


22




Выражение характера человека через украшение


Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ.

Индивидуальная

работа - аппликация из бумаги. Украшение готовыхформ доспехов

и кокошников

Обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; рассматривать

иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную зада-

чу; планировать действие в соответствии с поставлен-

ной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художествен-

но-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания

Возможности использования

цвета, тона, ритма для передачи

характера персонажа.

Эмоциональная и нравственная

оценка образа в его изображении.

Обсуждение мужских качеств

характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. и влияние этих качеств на внешний вид человека. Приемы работы с цветной

бумагой


23




Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор


Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ.

Индивидуальная

работа — работа

гуашью в альбоме.

Обсуждать и анализировать работы;

проявлять эстетические потребности.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания

о цвете, ритме, характере. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать действие в соответствии с поставленной

задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художественно-

творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

признавать возможность существования различных

точек зрения и права каждого иметь свою, излагать

свое мнение и аргументировать свою точку зрения,

обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения

Украшения, имеющие разный

характер.

Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество .Декор.


24,25




Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают

дома для сказочных героев


Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная

работа - работа

с разными материалами. Изображение

дома доброй феи

и сказочной колдуньи


Обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения

частей образа из реального мира в сказочный; участвовать в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи, в ходе самостоятельной деятельности выбирать наиболее эффективные способы

и приемы работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку

учителя; находить варианты решения различных

художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения ,обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения

Художественный образ в архитектуре.

Восприятие архитектурного

образа в окружающей жизни

и сказочных построек.

Опыт творческой работы.

Техники и приемы работы

с разными изобразительными

материалами


26




Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо-коврик

Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников, об-

суждение работ.

Индивидуальная

работа - работа

гуашью в альбоме.

Изображение чудо-

коврика

Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждение репродукций картин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную зада-

чу; планировать действие в соответствии с поставлен-

ной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художественно

творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

признавать возможность существования различных

точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,

обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с по-

Средства художественной выразительности. Цветовой круг, теплые и холодные цвета.

Эмоциональная выразительность теплых и холодных цветов. Борьба и взаимовлияние

цвета в природе.

Колористические навыки работы гуашью


4 четверть. Как говорит искусство? 9 часов.


27




Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета


Фронтальная работа-беседу рассматривание репродукций

картин известных

художников, обсуждение работ. Индивидуальная

работа (в альбоме):

1-й вариант. Рисование букета цветов

с использованием

холодных и теплых

оттенков (акварель,

кисти, трубочка).

2-й вариант. Рисование пейзаж с использованием

теплых и холодных

оттенков (гуашь)

Проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с потавленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и по-

шаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

признавать возможность существования различных

точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения

Тихие (глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоциональная выразительность цвета – глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна и праздника. Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Состояние, настроение в природе, переданное с помощью тихих(глухих) и звонких цветов. Цвет

в природе, на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик»,

«волна», «пятнышко»)


28




Пятно как средство выражения. Силуэт

Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников, об-

суждение работ.

Индивидуальная работа (в альбоме) -

работа с гуашью

и черной бумагой.

Изображение силуэтных композиций

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставлен-

ной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художествен-

но-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

признавать возможность существования различных

точек зрения и права каждого иметь свою, излагать

свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения

Средства художественной выразительности. Силуэт.

Навыки работы с гуашью (под-

готовка фона) и бумагой




29




Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри

Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

иллюстраций, ре-

продукций картин,

обсуждение работ.

Индивидуальная

работа — изображение летящих

мыльных пузырей

восковыми мелками

или пастелью

Обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в решении проблемных

вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную зада-

чу; планировать действие в соответствии с поставлен-

ной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы ,с точки зрения содержания и средств его выражения

Ритм пятен передает движение.

От изменения положения пятен

на листе изменяются восприятие

листа, его композиция. Ритм.

Навыки работы с восковыми

мелками и пастелью


30




Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна


Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

иллюстраций, графических картин,

обсуждение работ.

Индивидуальная

работа (на альбом-

ном листе) - создание фона акварелью,

тушью. Изображение весенней

поляны

Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать работы.

Познавательные: применять имеющиеся знания

в ходе беседы и в ходе творческой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и по-

шаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

признавать возможность существования различных

точек зрения и права каждого иметь свою, излагать

свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения

Выразительные возможности

линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой


31




Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево

Фронтальная

работа - беседа,

рассматривание

репродукций кар-

тин известных

художников, обсуждение работ. Индивидуальная

работа (в рабочей

тетради). Дорисовывание деревьев, разных по характеру

Проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать работы

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты

решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность; находить варианты решения различных

художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения

Линии в окружающей действительности. Весенние ветви раз-

личных деревьев (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых

дубовых сучьев).

Создание художественного об-

раза при помощи определенного

материала. Простой карандаш

или черная гелевая ручка в работе.

Ветви деревьев с определенным

характером и настроением.


32,33




Ритм линий и пятен, композиция - средства выразительности. Весна

идет


Фронтальная

работа - беседа,

обсуждение работ.

Коллективная работа с разными

материалами (гуашь, пастель, бумага). Изображение

весеннего леса

и птиц.

Овладеть навыками коллективной деятельности, сотрудничать с товарищами в процессе

Коммуникативные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли

Познавательные: использовать полученные знания

в ходе творческой работы, выбирать (и доказывать)

наиболее эффективные способы и приемы работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и по-

шаговый контроль; вносить необходимые дополнения

и коррективы по ходу работы; адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции составляют основы

образного языка.

Роль различных средств художественной выразительности

для создания того или иного образа. Навыки работы с разными

материалами


34




В музее у веселого художника

Фронтальная работа — беседа, об-

суждение работ.

Индивидуальная

работа: 1-й вариант.

Принести самую

хорошую работу

и уметь ее представить.

2-й вариант. Украшение заготовки

закладки. Работа

с конструктором

(по замыслу ученика)


Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: выбирать и обосновывать средства

художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи, опираясь на полученные

знания, выбирать наиболее эффективные способы

решения поставленной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную зада-

чу; планировать действие в соответствии с поставлен-

ной задачей; рационально строить самостоятельную

деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

находить варианты решения различных художественно творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

с позиции творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения

Роль различных средств художественной выразительности

для создания того или иного образа













Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя / Н. А. Горяева. - М. : Просвещение, 1991.

2. Данилова, Л. Школа рисования / Л. Данилова, Н. Михайлова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.

3. Ковалъко, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. -М. : ВАКО, 2005.

4. Ладыгина, Т. Б. Стихи к осенним детским праздникам / Т. Б. Ладыгина. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

5. Ладыгина, Т. Б. Стихи к зимним детским праздникам / Т. Б. Ладыгина. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

6. Планируемые результаты начального общего образования /Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

7. Рисунок. Живопись. Композиция : хрестоматия / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М. : Просвещение, 1989.

8. Румянцева, Е. А. Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева. — М. : Айрис-Пресс, 2008.

9. Рутковская, А. Большая энциклопедия начальной школы : в 2 кн. : Русский язык. Математика. Чтение. Природоведение; Рисование + СВ-КОМ : Веселый английский (в зеленом портфеле) / А. Рутковская, Е. Спасская, М. Бойкина. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. -М. : Просвещение, 2011. - 33 с.

11. Шалаева, Г. П. Учимся рисовать / Г. П. Шалаева. - М. : АСТ : СЛОВО, 2010.

3. Наглядные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

7. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

4.Технические средства обучения.

1. СО / ВУО-проигрыватели.

2. Телевизор.

3. Аудиовидеомагнитофон.

4. Компьютер с художественным программным обеспечением.

5. Слайд-проектор.

6. Мультимедиапроектор.

7. Магнитная доска.

8. Экран (на штативе или навесной).

9. Фотокамера цифровая.

10. Видеокамера цифровая.

11. Графический планшет.

5. Экранно-звуковые пособия.

1. Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

2. Видеофильмы (ОУО-фильмы) и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Мольберты.

2. Настольные скульптурные станки.

3. Комплекты резцов для линогравюры.

4. Конструкторы.

5. Краски акварельные, гуашевые.

6. Краска офортная.

7. Валик для накатывания офортной краски.

8. Тушь.

9. Ручки с перьями.

10. Бумага АЗ, А4.

11. Бумага цветная.

12. Фломастеры.

13. Восковые мелки.

14. Пастель.

15. Сангина. 16. Уголь.

17. Кисти беличьи (№ 5, 10, 20).

18. Кисти из щетины (№ 3, 10, 13).

19. Емкости для воды.

20. Стеки (набор).

21. Пластилин / глина.

22. Клей.

23. Ножницы.

24. Рамы для оформления работ.

25. Подставки для натуры.

7. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей (комплект).

2. Гербарии.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. 4. Гипсовые геометрические тела.

5. Гипсовые орнаменты.

6. Маски античных голов.

7. Античные головы.

8. Обрубовочная голова.

9. Модель фигуры человека. 10. Капители.

11. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

12. Драпировки.

13. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.). 10. Капители.

11. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

12. Драпировки.

13. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.).

8. Игры и игрушки.

1. Театральные куклы.

2. Маски.