Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана на основе авторской программы Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Пороховской Г.А., Неретиной Л.В., Колякиной В.И. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2009 и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по изобразительному искусству.
В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Тип программы: базовая программа по изобразительному искусству.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Поровской Г.А., Неретиной Л.В. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.. Изобразительное икусство. 6 класс. М.: «Просвещение», 2013, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 - 2014 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено изучению художественных народных традиций в целостно пространстве культуры, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.
Цели программы: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
• воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;
• формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;
• формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;
• давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;
• раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;
• развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;
• формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
• активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;
• расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;
• продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.
Учебно-тематический план
Графика Декор. творчество
Скульптура
Изобразит. творчество
Живопись
Народное творчество
1.
Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве.
8
1
1
2
2
2
2.
Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира.
8
1
2
2
3
3.
Исторические реалии в искусстве разных народов.
10
4
2
2
2
4.
Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.
8
1
1
4
2
Резерв
1
Итого:
35
7
6
4
8
9
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства. 8 часов.
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 7 часов.
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 часов.
Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.
Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 11 часов.
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного искусства.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе учащиеся должны
знать:
центры традиционных художественных промыслов (Жостово, Нижний Тагил, Палех, Русский север, Сергеев Посад);
мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства;
разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность и пропорции, пространство, композиция);
построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближения тона);
виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;
взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи, её назначения, материал и орнамент;
особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, мелки тушь, перо, уголь, картон, цветная бумага, ткань и т.п.)
проявления синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля народов мира.
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений и различных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
различать произведения искусства различных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона;
видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;
использовать основы художественного изображения пространства (загораживания, уменьшение объемов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);
использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ;
передавать отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;
применять приемы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта;
проявлять умения участвовать в различных видах коллективной работы, связанных с проведением школьных праздников;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические пособия:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А., Неретина Л.В., Колякина В.И. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2009.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5 – 8 классы. М.: «Просвещение», 2012.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А., Неретина Л.В. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.. Изобразительное икусство. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2013.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2013.
Медиаресурсы:
1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М.: «Новый диск», 2001.
2. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. – М.: ЗАО «Интерсофт», 1998.
Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование учебного материала
6 класс
Выполнение с натуры осенних цветов в букете. Композиционные поиски, выбор живописных приемов в выражении собственного впечатления (лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона. Материалы: акварель, гуашь, бумага.
3
Многоцветие цветов в декоративной росписи.
1
Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков, объема. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России.
Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натуральных зарисовок.
Материалы: акварель, бумага, гуашь.
Блок 2. Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2 ч)
4
Искусство Жостова и Нижнего Тагила.
1
Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос. Разнообразие его форм. Средства художественной выразительности. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность.
Зарисовки – повтор элементов цветочной росписи подносов.
Материалы: гуашь, гуашь, бумага.
5
Твои любимые осенние цветы в росписи подноса.
1
Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием плафонной росписи.
Эскиз росписи подноса.
Материалы: гуашь.
Блок 3. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 ч)
6
Тема крестьянского труда и праздника в искусстве.
1
Осенины. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изо, музыка, поэзия) для отражения народного праздника.
Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд.
Материалы: по выбору учащихся.
7-8
Жатва.
2
Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященной крестьянскому труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявления цветом композиционного центра.
Выбор сюжета на темы «Уборка хлебов», « В поле», «Праздник урожая». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете.
Материалы: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др.
II четверть. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира.
Блок 4. Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира (5 ч)
9
Растительный орнамент Древнего Египта.
1
Древний Египет – родина растительного орнамента. Лотос, папирус, пальметта. Колорит Древнеегипетского искусства – белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета.
Зарисовки - повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента.
Материалы: тонированная или белая бумага, гуашь.
10
Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта.
1
Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Зарисовки – повтор отдельных зооморфных мотивов: жука-скарабея, сокола, шакала. Компоновка - вариация ленточных орнаментов с включением зооморфных мотивов.
Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.
11
Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции.
1
Вазопись и особенности ее декоры. Древнегреческая керамика. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками-керамистами. Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики.
Зарисовки – повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (вазопись). Передача характерных элементов орнамента (меандр, волюта, пальметта)
Материалы: карандаш, кисть, тушь (гуашь), бумага.
12-13
Современный керамический сосуд в твоем исполнении
2
Жизнь древних орнаментов в творчестве художников разного времени. Переосмысление орнаментов в современном искусстве.
Конструирование современных форм керамического сосуда (на основе пластиковой тары) и роспись по мотивам древнегреческого и древнеегипетского искусства. Лепка конструкции в материале по готовым формам.
Материалы: пластиковые упаковки (бутылки разных форм и пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть.
Блок 5. Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 ч)
14
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.
1
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действия в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность .
Вариант 1. Зарисовка атрибутов новогоднего карнавала: масок, костюмов разных стран. Использование цветного пятна как средства выразительности.
Вариант 2. Зарисовка украшения елки, новогоднего стола, сувениров, подарков (символика восточного календаря).
Материалы: бумага, акварель, гуашь, фломастер и др. по выбору учащихся.
15-16
«Новый год шагает по планете…»
2
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздника в разных культурах.
Эскизы костюмов Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой, маски различных народов мира.
Выполнение коллективной композиции «Карнавал». Передача новогоднего настроения, красочности действия. Использования средств художественной выразительности: смелых линий, многоцветных мазков, пятен.
Материалы: бумага, гуашь, тушь, цветные мелки и др.
III четверть. Исторические реалии в искусстве разных народов. 10 часов (январь-март)
Блок 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4 ч)
17
Каменные стражи Русской земли.
1
Кремли России – свидетели грозных событий прошлых времен, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России.
Выполнять зарисовки по памяти, представлению элементы древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы) с учетом связи крепости с ландшафтом.
Материалы: гуашь, мелки, фломастеры, бумага.
18
Рыцарский замок в средневековой Европе.
1
Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стилей. Синтез искусств.
Выполнять зарисовки по представлению главных архитектурных элементов средневекового замка или постройки романского или готического стилей.
Материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая и цветная.
19
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря.
1
Костюм средневекового воина. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др.
Зарисовки по представлению и описанию средневекового воина, своеобразия его снаряжения (конструкции, деталей, декора).
Материалы: тушь, перо, фломастеры, бумага.
20
Батальная композиция.
1
Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.
Иллюстрации к роману «Дон Кихот» Сервантеса, исторические французские и древнерусские миниатюры.
Составление коллективной композиции «Бой у крепостной стены средневекового города». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения.
Материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.
Блок 7. Прославление женщины в искусстве народов мира (2 ч)
21
Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве.
1
Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных эпох.
Выполнять схематические зарисовки по представлению женского лица. Передача характерных возрастных особенностей (юность, молодость, старость).
Материалы: простой карандаш, бумага, цветные мелки, бумага тонированная.
22
Личность женщины в портретно-исторической композиции.
1
Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа.
Выполнение портретно-исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров.
Материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага.
Блок 8. Народный костюм в зеркале истории (2 ч)
23-24
Народный костюм России как культурное достояние народов мира.
2
Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Народный костюм России в зеркале современной моды.
И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», Д. Левицкий «Портрет дочери в русском народном костюме», народная одежда разных регионов России (фото).
Зарисовки народных костюмов разных регионов России по выбору. Их сходство и различие.
Материалы: акварель, гуашь, цветные мелки. Белая или тонированная бумага.
Блок 9. Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в православной культуре (2 ч)
25-26
Разноликий хоровод.
2
Фольклорный фестиваль – праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ.
А. Тихов, В. Солдатова. Панно «Скоморохи», О. Булгакова «Представление».
Вариант 1. Разработка коллективной композиции «На фольклорном фестивале». Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита.
Вариант 2. Лепка рельефной плакетки.
Материалы: пластилин, коробочка – форма плакетки, стеки.
IV четверть. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 8 часов (апрель-май)
Блок 10. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 ч)
27-28
Прилет птиц.
2
Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева – древнейший промысел. Образ птицы – синтез мифологических представлений, легенд, сказок, творческой фантазии мастеров.
Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в группах с опорой на план проектируемого объекта.
Материалы: плотная бумага, белая или тонированная, ножницы.
29-30
Живая зыбь.
2
Образ водной стихии в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа.
Г. Курбе «Бурное море», К Моне «Впечатление», И Айвазовский «Черное море», А. Рылов «В голубом просторе» и др.
Работа над композицией пейзажа по памяти на темы: «Море спит», «Закат на море», «Шторм» и др.
Материалы: акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага.
Блок 11. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова (2 ч)
31-32
«Как мир хорош в своей красе нежданной…»
2
Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху.
И. Машков «Московская снедь. Хлебы», Л. Большакова «Пасхальный натюрморт», крашенки, писанки, открытки.
Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы.
Материалы: по выбору учащихся.
Блок 12. Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 ч)
33
«Поле зыблется цветами»
1
Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых.
Выполнять графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых для коллективного панно «Земля пробуждается».
Материалы: карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага.
34
«Радость моя, земля!»
1
Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы.
И. Шишкин «Травы», И. Левитан «Одуванчики»,наброски растений, животных , насекомых А. Дюрера, Ф. Толстого, И. Шишкина и др.
Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно). Создание декоративного образа на основе зарисовок предыдущего урока. Компоновка отдельных мотивов в единую композицию.
Материалы: тушь, перо, фломастеры, карандаши, мелки, бумага белая или тонированная.
35
Резервный урок.
1