Изобразительное искусство, 7 класс
ТЕМА УРОКА. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Цели деятельности учителя
Формировать представление о многообразии видов графического дизайна; учить соединению текста и изображения, творчески использовать элементы, составляющие конструкцию, и художественное оформление книг, журналов; развивать видение образа художественного оформления графической композиции
Планируемые образовательные результаты
Предметные ууд
Метапредметные ууд
Личностные ууд
• понимать и узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала;
• выбирать и использовать различные способы компоновки книжного разворота;
• создавать практическую творческую работу в технике коллажа;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные:
• осознавать познавательную задачу;
• выполнять учебно-познавательные действия в материальной форме.
Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разрежённость и сгущенность);
• определять цель (многообразие видов графического дизайна), адекватно излагать своё мнение в диалоге, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
• работать в группе, обмениваться мнениями, учиться понимать позицию партнёра;
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• уметь критически оценивать свою практическую деятельность, быть готовыми
к сотрудничеству с одноклассниками, осваивать новые виды деятельности;
• получать эстетическое наслаждение от художественного оформления графической композиции
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная. групповая и индивидуальная
Образовательные ресурсы
• Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/\viki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование
Цветная бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Полиграфия». Образцы книг и журналов
Основные понятия и термины
Полиграфия. Обложка. Стиль
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Проме-жуточ-ный конт-роль
1
2
3
4
5
6
7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала
- Посмотрите, у меня на столе чего только нет! Журналы, газеты, календари, фантики от конфет, красочные коробочки и пакеты, марки, деньги.
Я не просто так разложил здесь эти предметы! Надеюсь, что они подскажут вам тему нашего урока. Кто догадался?
- Графический дизайн ...
- Правильно. И начнём мы с полиграфии!
Рассматривают предметы. Опре-деляют тему урока
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности (многообразие форм графического дизайна).
Личностные: осознают ценность графического дизайна в повседневной жизни
II. Изу-чение нового материала
Объяснитель-но-иллюстратив-ный
- Полиграфическая продукция занимает важное место в нашем обиходе, работе и жизнедеятельности в целом. Не всем, пожалуй, известно, что дизайн полиграфии имеет глубокие исторические корни.
См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 68. Презентация «Полиграфия». (Слайды 2-7.)
- Мы познакомились с первыми книгами. Скажите, что особенного вы увидели в элементах, входящих в конструкцию древней книги? Чем они отличаются от современных изданий?
Как сегодня печатают книги?
См. ресурсный материал (2) к уроку на с. 69. Презентация «Полиграфия ». (Слайды 8-10.)
Получают необходимую информацию. Знакомятся с дизайном первых печатных книг. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят презентацию
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: узнают элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги; различают способы компоновки книги. Коммуникативные: корректируют своё представление о книгопечатании
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический
- Для дальнейшей практической деятельности вам необходимо разделиться на группы, и каждая группа выберет литературное произведение для графического макетирования. Работа начинается с эскиза, выполняемого каждым участником группы, затем после коллективного обсуждения выбирается наиболее удачный вариант. После этого каждый из участников выполняет 1-2 элемента книги, в которых выдержан выбранный стиль, формат и принцип расположения материала. Выполнение заданий: с. 45 учебника
Делятся на группы. Тянут жребий, группа выбирает литературное произведение. Выполняют коллективное проектирование книги
Индиви-дуальная, групповая
Познавательные: выбирают и используют различные способы компоновки книжного разворота; создают практическую творческую работу в технике коллажа. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: организуют работу в группе. Личностные: осознают свои творческие возможности
IV. Итоги урока. Рефлек-сия
Беседа в форме «вопрос ответ»
Организует анализ работ.
- В чём особенность стиля вашей книги?
- Какие правила использовали для соединения текста и изображения?
- Почему выбрали именно эти элементы для художественного оформления вашей книги?
- В чём особенность вашего макета?
Формулируют ответ, участвуют
в диалоге с учителем. Проявляют интерес к работам своих товарищей
Фронталь-ная, индивиду-альная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге, отвечая на вопросы.
Личностные: осознают свою позицию и представление о полиграфическом дизайне книги
Ресурсный материал к урокам 7-8
1. Можно утверждать, что дизайн возник одновременно с появлением первых печатных изданий, а также развитием печатных технологий.
Однако также стоит отметить, что современный полиграфический дизайн имеет общие черты не только с книгопечатанием, но еще и с живописью, скульптурой, а также другими видами классического искусства, история которых на сегодняшний день насчитывает не одно столетие. Полиграфия началась с книгопечатания. Книгопечатание, то есть размножение текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги или другого материала к покрытой краской печатной форме, пришло на смену медленному и трудоемкому процессу переписывания книг от руки. Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году. В Западной Европе книгопечатание возникло в конце XIV - начале ХУ вв. В этот период закладывались основы мировой торговли, перехода от ремесла к мануфактуре, и старый рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих потребностей. Он заменяется книгопечатанием. Вначале в Европе появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные карты, календари и т. д. Изобретателем печати с подвижных наборных литер в Европе был немец Иоганн Гутенберг (1400-1468). Точно установить время напечатания первой книги с наборных литер не удалось, и условной датой начала европейского книгопечатания этим способом считается 1440 год. Иоганн Гутенберг применил металлические наборные литеры. Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлял ась матрица. Потом в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли необходимое количество букв-литер. Буквы-литеры располагались в систематическом порядке в наборных кассах, откуда и вынимались для набора. Печатание книг на старославянском языке началось в конце ХУ века. Больших успехов добился белорусский печатник Георгий (Франциск) Скорина, печатавший книги в Праге в 1517-1519 ГГ. и Вильно В 1525 году. В МОСКОВСКОМ государстве книгопечатание возникло в середине XVI века. Основателем книгопечатания на Руси был Иван Федоров. Первая датированная книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (первая московская типография), была выпущена в 1564 году. Печатниками были Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.
2. Бумага в огромных рулонах по 300-1000 кг и шириной 60-150 см и более нарезается на листы. Параллельно этому изготавливаются печатные формы: лист алюминия толщиной примерно 0,3 мм с нанесённым на него специальным слоем. Этот слой выжигается лазером, и получается изображение. Потом в печатном цехе происходит печать. Большинство книг печатается в 4 цвета: голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный, Затем эти большие листы режутся на 2-3 части и складываются в 2-3 сгиба. Потом прошиваются нитками или склеиваются. К сшитым листам приклеиваются форзац и обложка, и книга выходит в свет.
Создать книгу - это искусство. Рассмотрим книгу с точки зрения искусства дизайна. Элементы книги многочисленны, и каждый имеет специальное название. Мы выделим самые значительные.
Форзац - это бумажный лист, скрепляющий переплёт со всем блоком страниц.
Шмуцтитул - лист, делящий книгу на части, разделы или главы. Содержит название и иллюстрацию.
Титульный лист - начальный разворот книги.
Разворот - две развёрнутые страницы, которые содержат примеры расположения текста.
Дизайн книги и журнала начинается с того, что художник создаёт макет. Свой замысел воплощает в эскизах, рисунках всего издания от обложки до последней страницы. Таким образом дизайнер находит художественное решение всех элементов книги - единое стилевое решение.
5