Художественные изделия и сувениры.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 13 г. ТОМСКА


634063, г. Томск, ул. С Лазо, 26/1, тел.: 8 (3822) 67-31-70, 67-31-69 факс: 67-31-70, e-maiI: [link] . Возникновение промысла художественных изделий из металла относятся произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные для использования в быту и как украшения. Наиболее древние металлические художественные изделия, найденные на территории России, относятся ко II—I тысячелетиям до н. э. В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Художественная обработка метала имеет много всевозможных способов обработки металлов. Но один из них уникален, и завоевал широкую популярность в Росси и за рубежом.

Жостово. Купец Филипп Никитьевич Вишняков открыл, в Жостове первую мастерскую в XIX веке первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. На более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари. Восприятие достижений разных промыслов помогло Жостовским мастерам выработать свой стиль, определённую живописную систему, послойного письма, цветочных композиций. В ХХ веке живописный декоративный букет на черном фоне, стал ведущим направлением в искусстве Жостова.

[pic] [pic] [pic] [pic]

Приёмы художественной обработки металлов

Чеканка - способ обработки металлов давлением, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканку, или выколотку, обычно производят на листовом материале в холодном или разогретом состоянии. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение. Чеканить можно в основном двумя способами: выколачивать на готовой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных подушках киянкой или круглым молотком. Помимо молотка выколачивают пуансонами и чеканами в виде металлических стержней с различными концами (боями). Разновидностью пуансонной чеканки является канфарение - выколачивание зернистой фактуры на поверхности металла. Чеканку используют и как чистовую отделку изделий художественного литья.

Гравирование - нанесение на поверхность твердых материалов рисунков, узоров и т.д. режущими граверными инструментами; выполняется специальным инструментом - штихелем. Техническими приемами резьбы по металлу могут быть выполнение рисунка контурной или штриховой линией различной ширины и глубины или гравировка с выбиранием участков поверхности, т.е. удаление фона около изображения.

Инкрустация или насечка - набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях, изготовленных из других материалов. При выполнении насечки рисунок наносят на поверхность изделия, согласно рисунку выбирают штихелями углубления, изготовляют инкрустационные детали и заправляют их на место.

Скань получается от скручивания тонких проволок, нитей, образующих так называемую веревочку. Сканью называют и гладкую проволочку, уплощенную посредством вальцовки. Скань изготовляют из серебра, меди, реже применяют золото. Отдельные детали сканого украшения соединяют друг с другом пайкой. Работы, в которых скань в виде ажурного узора или накладной детали набрана на основу металла, называются филигранными.

Эмаль (финифть) - прочное стеклообразное покрытие, бывает различных цветов. Покрытие наносят на поверхность металла в холодном или горячем виде. Холодные эмали наносят кистью или распылителем и дают им просохнуть. Горячие эмали в виде пасты наносят шпателем, после просушивания подвергают обжигу, после этого эмаль приобретает твердую блестящую поверхность. Эмали различаются и по светопроницаемости; они могут быть прозрачные, полупрозрачные и глухие. Выемчатая эмаль - заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины, растолченной в порошок и смешанной с водой эмалью. После обжига затвердевшую поверхность эмали подтачивают и шлифуют в уровень с металлом. Эмаль по скани – заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. После обжига твердая и гладкая поверхность эмали образует цветной узор с рельефным контуром из скани.

Перегородчатая эмаль - на тонкой золотой пластине со слегка загнутыми краями припаивают тончайшие металлические перегородки, а затем участки, образующие контур изображения, заполняют эмалевой массой. После обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками золотых перегородок, находящимися в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Ажурная эмаль - лобзиком выпиливают ажур из металла, шабером зачищают пропиленные места и делают набор сканного ажура. Промежутки, ячейки между перегородками заполняют слабо окрашенной прозрачной эмалью. Прозрачной эмалью покрывают и гравированные на металле изображения. После обжига эмаль образует прозрачную красочную пленку. Эмаль по высокому чеканному рельефу - для закрепления эмали на чеканную поверхность металла наносят мелкую гравировку, после чего ее покрывают эмалью и обжигают. Роспись по эмали - выполняют по глухой эмали разного цвета. Для росписи портретов, сюжетных композиций и различных орнаментов применяют живописную эмаль или керамические красители, смешивая краски со скипидаром или лавандовым маслом. Роспись закрепляется при повторном обжиге, положенные краски сливаются с грунтом, образуя красочное изображение.

Чернь - на гравированную поверхность серебряной пластины наносят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соединения серебра, меди, свинца и др. Наносят его в размельченном виде, а затем подвергают обжигу. Расплавившись, чернь прочно заполняет все углубления.

Литье - для художественного литья используют чугун, бронзу, алюминиевые и цинковые сплавы, для ювелирных работ - серебро и золото. Целые изделия или детали формуют различными способами: отливкой изделий в одностороннюю или двустороннюю песчаную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью; при сложных по форме моделях используют цельные песчаные формы. В этом же случае применяют способ кусковой формовки, т. е. получение литейной формы из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья на так называемый "выплеск", когда жидкий металл расплескивается по стенкам формы. В ювелирных работах практикуют литье под давлением.

Штамповка (штампование) - обработка металла давлением в результате пластической деформации заготовки в штампе (инструмент для обработки при штамповании). Посредством штамповки вырубают плоские заготовки из листового металла, выгибают или вытягивают объемные детали, формы, осуществляют тиснение рельефных изображений. Давильные работы используют при вытягивании пустотелых объемных изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Болванку (цельную или разъемную), имеющую форму будущего изделия, закрепляют в патроне токарно- давильного станка, металлическую заготовку устанавливают между внешним торцом болванки и задней бабкой станка. Вращая шпиндель, мастер стальным стержнем с овальным наконечником крепко прижимает заготовку к болванке, придавая изделию необходимую форму.

Накатка - этим способом наносят изображение или нужную фактуру на изделие, имеющее концентрическую форму. Стальное колесико, на поверхности которого выгравирован рисунок, соприкасаясь с заготовкой, закрепленной в патроне токарного станка, при вращении оставляет след в виде рельефного рисунка.

Ковка представляет собой такой вид работы, при котором путем нагрева и размягчения металлу придается желаемая форма. Ковку делят на следующие операции: вытягивание, укорачивание, расплющивание, загибание (гнутье) и закручивание. При изготовлении сложных изделий применяют пресс-формы. Травление служит для снятия поверхностного слоя металла посредством химической обработки (кислотами и щелочами), для удаления окалины, обезжиривания изделий перед пайкой и нанесением гальванопокрытий. Способом

глубокого травления можно выполнять различные плоскорельефные изображения.

Гальванопластика - изготовление художественных изделий из серебра, цинка и чистой меди электролитическим способом. В раствор электролита помещают гипсовые, графитовые или восковые формы, и под действием электрического тока происходит наращивание металла.

Монтировка - сборка металлических художественных изделий из отдельных деталей. При сборке деталей используют пайку, сварку, обжим на токарном станке, закатку и т.п.

При соединении камня с металлом в ювелирных изделиях применяют крепление: путем обжима краев гладкого ободка металла; посредством остроконечных зубчиков, захватывающих боковые скосы камня; заусенцами, при этом края металла обрабатывают штихелем, с помощью клея.

Отделка изделий - предмет полируют, покрывают тонким слоем более стойкого металла. Металлические изделия золотят, серебрят, хромируют, меднят, никелируют. В декоративных целях химическим способом можно образовать на поверхности металла стойкие и приятные на вид пленки различного цветового оттенка.

Чернь Финифть Перегородчатая эмаль

[pic] [pic] [pic] [pic]

Чеканка Литьё Инкрустация.

[pic] [pic] [pic] [pic]

Художественная изделия из керамики. Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях, Московской, Калужской, Ярославской, Псковской, Новгородской, Тверской, Воронежской губерний. Основные современные промыслы русской художественной керамики – это гжельский фарфор в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г. Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области.

Фаянс (франц. faience, от названия итальянского города Faenza —Фаэнца, одного из центров керамического производства), вид, керамики, плотные мелкопористые изделия из тонкой керамики, покрытые глазурью. Фаянс также иногда называют керамикой или майоликой. Однако фаянс и майолика относятся к керамике как части к целому. Поэтому фаянс - это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки.

Майолика - вид керамики из местных легкоплавких глин с добавлением песка или шамота, отличается широкой палитрой декорирующих изделие легкоплавких глазурей, глухих или прозрачных, сохраняющих цвет керамики. при использовании в качестве пластичных материалов огнеупорных беложгущихся глин и каолинов майолика приближается по свойствам и технологии к фаянсу, однако отличается большей пористостью и меньшей температурой политого обжига.

[pic] [pic]

Л. П. Азарова. Сувенирная тарелка «Женщина с коровой», «Петух». Игрушки

«Птица Сирин». 1965. Майолика, роспись 2-й пол. 18 в. Майолика, роспись.

Музей народного искусства. Москва. Русский музей. Ленинград.

[pic] [pic]

 Чернильницы. 2-я пол. 18 в. Майолика, Тарелка, 2-я пол. 18 в. Майолика, роспись

роспись. Исторический музей. Москва. Исторический музей. Москва.

По данным на начало 2002 г. изделия из фаянса, майолики и др. видов керамики в Российской Федерации выпускают следующие товаропроизводители:

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных русских мастеров. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами, а также создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, ассортимент гжельской продукции разнообразен от крупных сервизов до мелкой пластики.

[pic] [pic] [pic]

Скопин промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Обычная бытовая посуда кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне. Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру: драконов, львов, небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка, подсвечники, вазы для фруктов.

[pic]

Керамика ручной дизайнерской.


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]





Художественные изделия из хрусталя и стекла

Родиной художественных изделий из стекла считается Ближний Восток. Широкое распространение стеклоделие получило и в Древнем Египте, где еще в древности производились вазы, бусы, кубки для вина, флакончики для духов. Чуть позже данное ремесло стало известным и в Венеции. Зарождение этого вида искусства в России расцвет изготовления художественных изделий из стекла приходится на тринадцатый век.

В настоящее время, для изготовления данной продукции в основном используют кварцевый песок. Его смешивают с такими ингредиентами, как сода, мел, поташ, сурик, полевой шпат, что позволяет значительно снизить температуру плавления материала и при этом изменить его технические свойства. Производственный процесс включает в себя два основных этапа: изготовление и украшение продукции.

Для формования художественных изделий из стекла применяют следующие способы:

1) выдувание; 2) прессование; 3) прессовыдувание.

Готовая продукция подвергается обжигу и охлаждению. Все заготовка готова, осталось ее обработать, т.е. обрезать верхушки предметов, подправить и отшлифовать край, донью, горлышко. Украшение является последним этапом производства художественных изделий из стекла. Для этого используют алмазную грань, живопись и другие способы отделки.

Выпускаемую продукцию классифицируют следующие параметры: 1) назначение; 2) материал; 3) способ изготовления; 4) размер. Художественные изделия из стекла выпускаются в очень широком ассортименте различные предметы домашнего обихода: изящные вазочки, конфетницы, салатницы, фужеры, графины, рюмки, сервизы и наборы для напитков. Завораживают своей красотой и продукция, предназначенная для украшения интерьера: скульптуры, статуэтки, вазы.

[pic] [pic] [pic]

Хрусталь. Это неповторимые по исполнению художественные изделия, способные внеси в наш дом переливы граней и многоцветную игру красок. Знамениты Изделия Гусевского хрустального завода в городе Гусь-Хрустальный во Владимирской области. Техника исполнения – выдувания и свободная техника. Украшают изделия алмазной гранью, гравировкой с налепами из стекла различного цвета. Это уникальные предметы, изготовленные по индивидуальным дизайнерским эскизам.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

Пряжа и нити. Пряжу и нити применяют как основное сырье для изделий художественного ткачества, кружевных изделий, изделий с художественной росписью тканей, художественных вязаных изделий в производстве ковров, и др. Как вспомогательный материал их используют при изготовлении строчевышитых изделий. Пряжей называют нить, полученную скручиванием (прядением) одинаковых или разных по длине, тонине и сырью волокон. Обычно пряжу получают из коротких волокон. Длинные волокна в прядении не нуждаются. Их называют нитями. Сырьем для производства пряжи и нитей служат текстильные волокна. В зависимости от происхождения текстильные волокна делятся на натуральные (природные) и химические. Натуральные волокна могут быть растительного (хлопок, лен, джут, генекен, койр, сизаль и др.) и животного (шерсть и шелк) происхождения. Их можно получать также из горных пород (асбест).Из натуральных волокон для производства художественных изделий и сувениров используют в основном хлопок, лен, шерсть, шелк.

Хлопок — прочное волокно, хорошо окрашивается, устойчиво к влажно-тепловым обработкам, щелочам. Используется для изготовления художественных изделий с вышивкой, росписью тканей, вязаных изделий и узорного ткачества.

Лен—прочное, износостойкое волокно, не боится света, солнца, обладает высокой теплопроводностью, стойко к действию моли, микроорганизмов, к влажно-тепловым обработкам, кислотам. Применяется при ручном кружевоплетении и для выработки художественных строчевышитых изделий.

Шерсть — ценное волокно, упругое, прочное, износо-и светостойкое, но неустойчиво к действию щелочей, моли, микроорганизмов, а также влажно-тепловой обработке. Из него изготовляют ковровые изделия, художественные изделия узорного ткачества, вязаные и с художественной росписью ткани.

Натуральный шелк — прочен, износостоек, упруг, но неустойчив к действию щелочей, моли, микроорганизмов, к влажно-тепловой обработке, свету. Применяется при изготовлении изделий с художественной росписью тканей (чаще всего — при выработке атласных платков способом рельефной печати) и крепдешиновых, шифоновых платков способом фотофильмпечати.

Химические волокна получают искусственно в результате химических процессов. В зависимости от исходного сырья и способов его обработки химические волокна делятся на искусственные и синтетические.

Искусственные волокна получают химической обработкой натурального сырья, главным образом целлюлозы (хлопковой или древесной). При растворении целлюлозы в различных химических реагентах образуются разные искусственные волокна. Например, обрабатывая целлюлозу щелочами и сероуглеродом, получают вискозное волокно; растворяя ее в уксусном ангидриде с уксусной кислотой — ацетатное волокно, в уксусном ангидриде, уксусной кислоте, метиленхлориде и спирте — триацетатное; в медноаммиачном растворе оксида меди медноаммиачное волокно и т. д. Наиболее широко распространены ацетатное и медноаммиачное волокна. Из них выпускают изделия с художественной росписью тканей (чаще всего при росписи фотофильмпечать, свободная роспись).

Синтетические волокна получают путем синтеза (соединения) фенола, бензола и других продуктов переработки нефти, газа, угля. Из синтетических волокон в художественной промышленности применяют капрон, лавсан и нитрон.

Капрон — прочное, упругое, износостойкое волокно, устойчиво к действию влаги, микроорганизмов, моли, плохо переносит действие света, тепла. По внешнему виду напоминает шелк. Применяют капрон (чаще в виде нитей) при изготовлении ковровых изделий, изделий с художественной росписью тканей, строчевышитых изделий.

Лавсан и нитрон — шерстеподобные синтетические волокна. По свойствам близки к шерсти, но более упруги, стойки к щелочам, кислотам, влажно-тепловым обработкам, к действию света, моли, микроорганизмов. Применяются лавсан и нитрон в виде штапельной пряжи для производства смешанных (льнолавсановых, льнонитроновых) тканей, используемых в строчевышитых изделиях.

Нитки — это пряжа или нити, скрученные в несколько сложений. Используют их в производстве кружев, художественных вязаных и строчевышитых изделий, а также для других целей.

В зависимости от сырья различают нитки хлопчатобумажные, льняные, шелковые и др. По назначению нитки подразделяют на швейные, вышивальные, вязальные.

Швейными нитками сшивают различные детали изделий из текстильных материалов, кожи, войлока, меха. Их различают по сырью, номерам, сложению.

К вышивальным ниткам относятся мулине, вышивальная бумага, ирис, использующиеся для изготовления строчевышитых изделий. Для вышивки золотошвейных изделий и украшения художественных изделий из кожи применяют шелковые, металлические нити с серебрением и золочением. Вышивают также шерстяной и полушерстяной пряжей.

Для ручного кружевоплетения и изготовления художественных вязаных изделий мастера народных промыслов используют льняные швейные нитки в два или три сложения, вышивальные нитки ирис, кроше, иногда шерстяную пряжу и для придания красивого декоративного эффекта — металлические нити.

Ткачество.

На сегодняшний день высоко ценится мастерство русских вышивальщиц, с раннего детства девочки учились вышивать вязать, занимались рукоделием, эти занятия издревле были традиционными, для русской женщины.

Архангельское ткачество

Архангельское ткачество - с.Пинега Пинежского района и пос.Карпогоры Карпогорского района Архангельской области. Основной техникой является браное ткачество, при котором нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Длинные полотенца на концах украшаются рядами тканых орнаментальных полос, в основе которых лежат древние геометрические узоры. Традиционное цветовое сочетание красного с белым в льняную пряжу домашнего изготовления. Характерными видами северных тканых изделий являются также пояса браного ткачества и напольные дорожки. Изделия ручного узорного ткачества выполняются на старинных ткацких станах.

Вологодское ткачество - г. Череповец Вологодской области (фабрика "Красный ткач").

Возникла на основе местных ткацких артелей в 1930-е гг. где использовался ручной труд, развивая традиции местного узорного ткачества. Основу производства составляет сложная многоремизная техника с применением ручного перебора, наиболее точно следующая традициям старинного вологодского ткачества. В современных изделиях сохранена яркая многоцветная гамма вологодских узорных тканей. Занавеси, дорожки, покрывала, салфетки из хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи отличаются разнообразием и сложностью узоров, использованием ткацких эффектов переплетений.

Воронежское ткачество - пос. Еланъ-Колено, пос. Таловая Воронежской области Местное ткачество имело традиционно домашний характер. В 1930-е гг. здесь возникла артель, а позднее на ее основе - фабрика. Изделия ручного узорного ткачества выполняются в многоремизной технике, отличающейся сложными, нарядными композициями узора, образованного крупной цветной клеткой или геометризованным цветком. Характерный воронежский колорит изделий построен на контрастных цветовых сочетаниях на глубоком черном фоне. Покрывала, пледы и накидки выполняются из пушистой, блестящей шерсти, создающей в изделиях глубокую рельефную фактуру.

Нижегородское ткачество - г.Шахунья Нижегородской области (Шахунская художественная фабрика). На фабрике в 1970-е гг. было начато восстановление традиционного ручного ткачества Нижегородской области на основе старинных его образцов. Были возрождены многие виды традиционных ткацких переплетений, приемы ажурного и выборного ткачества, узоры браного ткачества в ремизной технике. Основу производства составляет ремизное ткачество. Создаются рельефные мелкоузорные изделия, отличающиеся графичностью орнамента и мягкой цветовой гаммой.

Вышивка

Владимирская вышивка - пос. Мстера Вязниковского района Владимирской области. Промысел возник в середине XIX в., когда сложился местный тип вышивки белой гладью с мелкими изящными узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях (маркизет, батист). Позже, в середине XX в., в промысле стала использоваться также цветная гладь - так называемые "владимирские швы", выполняемые крупными стежками, в которых преобладает яркий красный цвет. В настоящее время изысканная белая гладь используется в изготовлении художественных изделий и нарядной одежды, а "владимирские швы" - в оформлении одежды и столового белья, изделия для интерьера. Ручная вышивка используется здесь в небольшом объеме. Основная техника - цветная односторонняя гладь, средствами которой выполняются яркие, крупные формы растительного орнамента с мотивами ягод, цветов, листьев.

Ивановская вышивка - г.Иваново, Шуя, Пучеж, поселки Палех, Холуй, пос. Пестяки, с.Верхний, с. Васильевское Ивановской области. Промыслы вышивки возникли во второй половине XIX в. Основу ивановской вышивки составляет белая строчка с геометрическим орнаментом, отличающаяся большим разнообразием ажурных швов и узорных разделок, богатством фактуры, лаконичным орнаментом и безупречностью технического исполнения. В некоторых центрах наряду со строчкой используются белая гладь и тамбур. Вышивкой оформляется столовое и постельное белье, женская одежда, декоративные изделия.

Калужская вышивка - г.Калуга, Таруса Калужской области. Современная калужская строчевая вышивка - цветная и белая перевить - основывается на местных традициях крестьянской вышивки XIX в., восстановленных в 1920-е гг. Геометрический орнамент со своеобразной зернистой фактурой украшает столовое белье, одежду, декоративные изделия.

Крестецкая строчка - пос.Крестцы Крестецкого района Новгородской области. Промысел возник в конце XIX - начале XX вв. Здесь развивался один из наиболее сложных видов русской белой строчки, получивший местное наименование. Для крестецкой строчки характерен выполняемый по сетке тончайший ажурный геометрический орнамент, отличающийся многообразием узорных разделок. Вышивка применяется в декорировании столового и постельного белья, женской одежды, в декоративных изделиях для интерьера.

Нижегородская вышивка - г. Городец, Чкаловск Нижегородской области. Вышивальные промыслы существуют с XIX в. Здесь развивается уникальный тип строченой вышивки - "нижегородские гипюры", представляющие собой тонкий ажурный орнамент с главным мотивом цветочной розетки, выполняемый длинными стежками по крупной сетке. "Гипюры" украшают столовое и постельное белье, женскую одежду. В г. Городце развивается и другой традиционный вид нижегородской вышивки - золотое и серебряное шитье, которым украшаются цветные шелковые шали.

Орловская вышивка - с. Домнино Орловской области. В промысле сохраняется уникальная местная техника вышивки - "орловский спис" (многоцветная вышивка верховыми швами). Здесь используются и другие виды вышивки, характерные для Орловщины: белая и цветная строчка, роспись, набор.

Рязанская вышивка - гг. Рязанъ, Михайлов, Кадом Рязанской области. Современная рязанская вышивка развивается на основе традиций местной крестьянской вышивки отдельных районов области. В многоцветной вышивке Рязани, выполняемой по льну, соединяются различные техники - белая и цветная строчка, счетная гладь, роспись, косая стежка и др. В г. Кадоме развиваются уникальная техника тонкой ажурной белой строчки - кадомский "вениз" и филейная вышивка. В г. Михайлове яркая вышивка счетной гладью и крестом используется не только самостоятельно, но и как дополнение в изделиях с традиционным Михайловским цветным кружевом.

Тверская вышивка - с.Бедное Раменского района Тверской области. Промысел развивает своеобразную технику местной вышивки - ведновскую строчку, выполняемую по крупной сетке, в которой используются мотивы геометрического орнамента. Иногда белая строчка сочетается с более сложными цветными узорами. Вышивкой оформляется столовое и постельное белье.

Торжокское золотое шитье - г.Торжок Тверской области. Золотошвейное производство существовало здесь в средневековых монастырских мастерских с XIII в. Расцвет народного художественного промысла относится к XYIII - первой половине XIX вв. В настоящее время техника золотого шитья с его традиционным богатством орнаментальных мотивов и разнообразием технических приемов и швов используется в изготовлении аксессуаров женского костюма: воротников, поясов, головных уборов и пр., а также в создании сувенирных декоративных изделий. На промысле работает школа художественной вышивки.


Торжокское золотое шитье

[pic] [pic] [pic] [pic]


Архангельское ткачество Рязанская вышивка

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

Крестецкая строчка Нижегородская вышивка

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

Вологодское ткачество Владимирская вышивка

[pic] [pic] [pic] [pic]












Ткани. Получают ткани путем переплетения пряжи и нитей в определенном порядке на ткацких станках различных конструкций. При изготовлении художественных изделий с вышивкой и росписью тканей, а также текстильных сувениров (кукол в национальных костюмах)
используют ткани хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые (из натуральных, искусственных и синтетических волокон) и смешанные (льнолавсановые, хлопковискозные и др.).

Художественная обработка ткани.

Батик. Батик — batik — индонезийское слово. Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ба — хлопчатобумажная ткань. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик — конкретная технология окрашивания и украшения ткани. В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн». Раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу, широко распространена техника холодного, горячего батика, узелковой окраски ткани и метод набивки, кракле, Мастера расписывают панно, платки, шарфы, галстуки, одежду, и др.

[pic] [pic] [pic] [pic]


Квилт- изделия составленные из кусочков цветной ткани пришитые ручным или машинным способом, панно, одежда, сумки.

[pic] [pic] [pic] [pic]




Сувенирная игрушка.


Дымковская игрушка. В слободе Дымково в предместье города Кирова на берегу реки Вятки, с 15 века изготавливали игрушки из местной глины, обжигали в обыкновенной русской печки, а затем ярко расписывали. По белому фону мастерицы, расписывали круги, клетки, мелкие и крупные горошины, Кроме того игрушки были украшены сусальным золотом или поталью. Это придавало им праздничный вид и привлекало внимание не только детей, он и взрослых.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


Филимоновская


Не было больше радости для ребенка, чем получить звонкую глиняную свистульку в виде конька, птицы, женской фигуры. Филимоновская игрушка всегда сопровождалась сильной, звучной, яркой, полосатой окраской, привлекала ею, радовала выразительностью своей простой формы: ребенку было легко брать ее в руки и играть с нею. Игрушка представляла и весьма необычный предмет в творческом мире крестьянского искусства.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


Кукла – сувенир самая любимая самая распространённая игрушка всех времён и народов.

Кукла, как точно определила наука, была своеобразной малой народной скульптурой: простой по выделке, обобщенной по форме, простой, но сильной по цвету обладавшей многими пластическими и декоративными особенностями. Мастера, делавшие куклу из разных материалов превосходно чувствовали и "понимали" качества, свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления правило, была удивительно простой и незамысловатой.


[pic] [pic] [pic]


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

Сейчас, когда хотят над кем-то пошутить, иногда говорят: "Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные игрушки...", и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные и ли сделанные своими руками. Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и максимально эффективны для развития в ребенке творческого начала.

Оберег.

История развития оберега уходит корнями в глубокую древность. Он связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял ее сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала — глины, дерева, металла. Постепенно божество переходит в разряд игрушек и украшений. Кроме того, история развития сувенира связана и с другим. Когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию. Таким образом, сувенир являлся родовой памятью, связывающей членов рода, семьи. Оберег – плетень, Коса – домовушка, Счастливый дом-

Лапоть, Батюшка домовой, Домовенок, Веничек – оберег, Конец – делу венец.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


Декоративные сувениры из кожи. Художественная обработка кожи в народном искусстве на территории современной Российской Федерации существует давно. В XVIII в. это искусство процветало у чукчей и эскимосов, которые выделывали полоски кожи, широко использовали аппликацию и мозаику. С незапамятных времен обработкой шкур и меха, изготовлением обуви, одежды, головных уборов, сумок, рукавиц и других изделий занимались ненцы, нганасаны и эвенки, жители Красноярского края, Прибайкалья, Читинской обл., юга Якутии, коряки на Камчатке. На базе древних ремесел во второй половине XX в. на Крайнем Севере возникли предприятия народных художественных промыслов: в Нарьян-Маре, Сыктывкаре, Норильске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, в поселках Корякского национального округа, в центре Камчатки и др.

Для производства художественных изделий из кожи используются натуральные и искусственные кожи высших сортов. Натуральную кожу, получают ее из шкур крупного рогатого скота, овец, коз, оленей, змей, ящериц. Снятую с животного шкуру освобождают от волосяного покрова и подкожной клетчатки и подвергают дублению. Дубление — это обработка голья (шкура животного) различными веществами: солями хрома, алюминия, жирами животных, растворами различных растений (мимозы, квебрахо, дуба и т. д.). В результате дубления голье превращается в кожу. Дубление делает кожу устойчивой к влаге, физико-механическим воздействиям.

Изготовляют изделия обычно тиснением и гравировкой, реже штамповкой. Тиснение заключается в том, что из картона (лигнина) или стружек кожи вырезают силуэт декора и подкладывают под слой предварительно увлажненной кожи. Затем кожа «обжимается» по подложенному рельефу. Мелкие детали низкого рельефа выдавливаются без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании кожа твердеет, а вместе с ней твердеет и рельефный декор. При гравировке узор прорезают на лицевой поверхности предварительно увлажненной кожи. Затем прорезы расширяют специальными инструментами и заполняют слоем клеевой краски. При высыхании цветной контурный рисунок сохраняет свою отчетливость, а его линии — нужную ширину.

В производстве художественных изделий и сувениров из натуральных кож используют шевро, сафьян, замшу, велюр, шеврет и др.

Шевро — мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная из шкур коз хромовым дублением. Имеет своеобразный красивый рисунок в виде мелких ячеек.

Сафьян — тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят растительным дублением.

Замша — кожа, выработанная из шкур оленей, лося, диких коз, овец, телят жировым дублением. Это мягкая, тягучая, бархатистая кожа с густым, низким, блестящим ворсом на лицевой поверхности.

Велюр — кожа, изготовленная из хромовых кож с поврежденной лицевой поверхностью. Эту кожу с изнаночной стороны подворсовывают под замшу.

Шеврет — кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением, красивая, плотная, эластичная, но менее прочная, чем шевро.

Классификация изделий. – Разнообразные художественные изделия из кожи могут быть подразделены по назначению, материалу, применяемому для их изготовления, способам производства и художественной обработке, по орнаментальным мотивам, форме и народным промыслам.

По назначению художественные изделия из кожи подразделяются на утилитарные, декоративные и сувениры. Группа предметов утилитарного назначения включает: принадлежности туалета (сумки женские, пляжные, театральные, пудреницы, перчатки, футляры для очков, ключей, расчесок и др.), принадлежности для хранения документов и денег (папки деловые, для адресов, бумаг, портмоне, бумажники, кошельки); дорожные принадлежности; украшения костюма (художественно отделанные ремни, различные изображения из кожи, прикрепляемые к костюму). Группа декоративных предметов представлена настенными панно. Группа сувениров включает: шахматы, закладки для книг, футляры для стопок с орнаментальными изображениями, бювары и пр.

[pic] [pic] [pic] [pic]


Рекламно-сувенирная продукция. Классические бизнес-сувениры - это, по сути, бесплатные подарки на память, которые содержат информацию о компании-дарителе, ее логотип, адрес, телефоны, ссылку на сайт в Интернете. Традиция преподносить деловым партнерам такие подарки имеет западные корни, и в развитых странах этот процесс благодаря своей многолетней истории уже давно строго регламентирован: что, кому, когда и как дарить

Для нашей страны деловые сувениры сегодня перестали быть роскошью или диковинкой, потребители быстро учатся выбирать, дарить и получать такие подарки. И если раньше, еще несколько лет назад, сувенирную продукцию со своим логотипом заказывали только самые "продвинутые" компании, то теперь к специалистам по сувенирам обращаются клиенты самого разного уровня. Сувенирная продукция относится к сегменту так называемых имиджевых услуг и является частью рекламного рынка в целом, занимая, по разным оценкам, около 10% от его объема. В современной России сувенирная продукция уже выделилась в самостоятельную отрасль, этим видом бизнеса заняты тысячи компаний, различных по своей специализации, а также по размеру и структуре производства.

Технологии. Существует достаточно много различных технологий нанесения символики на сувенирную продукцию. Выбор того или иного способа зависит в первую очередь от самого предмета, его предназначения, а также тиража.

Шелкография продавливание краски через мелкоячеистую сетку по определенному трафарету. За один прокат можно нанести одну краску. Используется для нанесения изображения на плоские, реже цилиндрические поверхности, При этом размер изображения ограничен размером сетки. Предметы: таблички, указатели, пиктограммы, бейджи, дипломы, плоские сувениры и т. п.

Тампопечать .Используется для печати по плоским и криволинейным поверхностям при тиражах от 50 экземпляров. Технология основана на перенесении краски с помощью клише через эластичный силиконовый тампон, повторяющий кривизну поверхности. Размер изображения ограничен величиной тампона и клише. Предметы: бейджи, ручки, брелоки, посуда, инструменты, таблички, сувениры.

Механическая гравировка и фрезеровка

Для использования данной технологии необходимо наличие механического устройства. Фреза или бор, повторяя определенный контур, оставляют в металле борозду. Размер обрабатываемого изделия, как правило, ограничен размером рабочего поля станка. Возможна обработка практически любых видов материалов. Предметы: спектр изделий очень велик даже для рекламной деятельности - от табличек и шильдов, объемных букв и дипломов до трехмерных форм, используемых при вакуумной формовке.

Лазерная гравировка. Различают два типа лазерных установок: газовые CO2-лазеры и твердотельные. В рекламно-сувенирной продукции в основном используются CO2-лазеры, которые позволяют наносить изображение практически на любой материал: дерево, пластики, кожа, стекло органическое и оптическое, крашеные и никелированные металлы. При наличии устройства для гравировки цилиндрических поверхностей возможно нанесение изображения по всей окружности: например, на бокалы, кружки и ручки.

Промо-сувениры. Самый массовый вид фирменных подарков - это так называемые промо-сувениры. Их дарят на выставках, презентациях, при поздравлении партнеров или собственных сотрудников, при этом стоимость таких изделий редко превышает 10 долларов. Как правило, это канцелярские принадлежности - ручки, ежедневники, записные книжки с символикой компании. Они формируют позитивное отношение к фирме, причем, по мнению специалистов, зачастую "работают" гораздо лучше рекламных листовок и буклетов. Рекомендуется все же периодически пополнять ассортимент промо-сувениров, ведь с течением времени однообразие может повлиять на эффективность воздействия, тогда как мелкие приятные новинки всегда привлекают внимание. Например тапочки с логотипом "Аэрофлота", которые дарят пассажирам первого и бизнес-класса. McDonald`s вместе с набором Happy Meal дарит своим клиентам небольшие детские игрушки, ассортимент которых меняется с появлением очередных новинок мировой детской мультипликации. Красную кружку от Nescafe получает каждый, кто пришлет несколько этикеток от кофейных банок.

[pic] [pic] [pic]

Бизнес-сувениры корпоративные сувениры - так называемые адресные сувениры стоимостью от 10 до 50 долларов, которые предназначены в основном для деловых партнеров и постоянных клиентов. Таким презентом могут стать ручки престижной марки, зажигалки, кожаные аксессуары, письменные приборы, часы. На эти сувениры также обязательно наносится символика компании-дарителя. Корпоративный сувенир в обязательном порядке становится значимой частью стиля компании. Однако специалисты по-разному оценивают эффективность сувениров этой категории. Все они сходятся во мнении, что в данном случае необходимо уметь обходить банальные решения в оформлении корпоративных сувениров. Например, если логотип фирмы-дарителя будет расположен не на стенках предмета, а на дне, предположим, вазы или пепельницы, то у этого сувенира больше шансов найти место в доме или в офисе партнера.

[pic] [pic] [pic] [pic]

Сувенирная продукция из пластмассы. Наиболее широко в сувенирной промышленности применяют органическое стекло, полистирол, аминопласты, поливинилхлорид. Пластмассы — это композиционные материалы, основу которых составляют синтетические или натуральные высокомолекулярные вещества — полимеры. Одни пластмассы состоят из полимеров и незначительного количества вспомогательных веществ — стабилизаторов, красителей, смазок. Другие, кроме полимеров и вспомогательных веществ, содержат наполнители и пластификаторы. Стабилизаторы добавляют для предотвращения или замедления старения полимеров. Пластификаторы, снижая жесткость и хрупкость пластмасс, придают им пластичность, гибкость, эластичность. Наполнители сообщают изделиям из пластмасс большую механическую прочность и предотвращают усадку при застывании. Красители используют для окрашивания пластмасс в различные цвета.

[pic] [pic] [pic]


Вывод.

  Общепризнанное культурно-историческое значение художественных промыслов, прежде всего, определяется ценностью освоенных творческими коллективами ремесленных традиций. В практике ряда современных промыслов бережно сохраняются и совершенствуются традиционные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью. Благодаря существованию промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.


Когда говорят о том, что же такое есть народные промыслы, то многие имеют в виду только художественные промыслы, сувениры, забывая или и не зная о том, что ещё в прошлом (начале) и позапрошлом веках на Руси промыслы, как раз и были той «промышленностью», которая и обеспечивала русский народ всем необходимым. Мебельно-столярный промысел, экипажный промысел, бондарный промысел, бурачное ремесло, ложкарный промысел, корзиночный промысел, и десятки других промыслов, самопроизвольно зародившись в разных краях нашей родной земли, прекрасно справлялись, как теперь говорят, «насыщением внутреннего рынка» всем демографически необходимым от еды до детских игрушек. А художественные народные промыслы – они как раньше, так и сейчас, в большей степени предназначены для удовлетворения культурных потребностей человека.


4. Литература.


  1. Уханова И. Лаковая живопись в России «Искусство» – СПБ.С.П., 1995.

  2. Розова Л. Мастер в народном промысле мстерской художественной миниатюры «Художник РСФСР» Л.,1982.

  3. Соколовская М. М. Макраме «Мария Л» с СП « Так Т» М.,1996.

  4. Некрасова М.А. и Макарова К. А. Проблемы народного искусства «Изобразительное искусство» М.,1982.

  5. Власова А. А. Карельская И. Ю. Ефременко Л. В. Рукоделие в школе «Диамант» «Люкси» «Венда» СП.,1996.

  6. Покусаева А. Д. Пашкевич Л. А. Павликова А. В. Товароведение потребительских товаров. ИД «Форум» - МНФРА-М М.,2008.

  7. Казанцева Н. С. Товароведение непродовольственных товаров «Дашков и К» М.,2007.

  8. Жегалова С. Жижина С. Попова З. Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица сирин «просвещение» М.,1983.

  9. Русские игрушечные кони «Советская Россия» М.,1976.

  10. Финягин В. В. Дерево АСТ «Астрель» М.,2001.

  11. Богуславская И. Графов Б. Искусство жостово «Искусство» Л.,1979.

  12. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву «Изобразительное искусство» М.,1970.

  13. Маёрова К. Дубинская К. Русское народное прикладное искусство «Русский язык» М.,1990.

  14. Шептуля А. Домашние обереги своими руками «Эксмо» М.,2006.