Разработка инвариантной модели ролевой игры

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РАЗРАБОТКА ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ


Вздорнова Любовь Станиславовна


Пермский институт железнодорожного транспорта

г.Пермь

vzdornoval1961@ mail.ru


Специалисты в области игровых методик проводят различные классификации игр в зависимости от целей, форм деятельности обучаемых.

Так ,В.Я.Платов выделяет ролевые имитационные и организационно-деятельностные игры. В.В.Петрусинский группирует игры следующим образом:

  1. Игры для интенсивного обучения (обучающие игры, деловой тренинг и игры-тесты).

  2. Игры для активного отдыха ( игры в помещениях, игры за столом,игры на воздухе).

  3. Коммуникативно-лингвистические игры (тренинг обучения, игры для обучения языку, игровые творческие вечера).

  4. Психологические игры (игры психосаморегуляции состояния, оздоровительные игры суггестивное самосовершенствование).

В соответствии со структурой и логикой учебного процесса выделяются следующие типы педагогических игр: обучающие, обобщающие, тренинговые, контролирующие.

Основными элементами подготовки и проведения ролнвых игр являются:

Предмет игры – культура, история, литература, экономика и др.

Цель и задачи – формирование самосознания обучаемых, знаний культуры и архитектуры города (района), истории Отечества, литературы.

Сфера применения – образовательные учреждения.

Роли и функции игроков (команд) – определяются видом игры, методическим, организационным и содержательным компонентом.

Правила, условия игры – определяются исходя из темы, цели и содержания игры.

Суть проблемы - формируется ведущим или самими участниками.

Последовательность игры – определяется сценарием.

Документное – (информационное) обеспечение игры – раздаточный материал, наглядные пособия, справочные и учебные издания, натуральные объекты.

Оценка – система поэтапного оценивания, процесс взаимной оценки.

Предлагаю рассмотреть ролевую игру «Заседание Городской Управы», разработанную на основе краеведческого материала для обучаемых 15-16 лет.

Цель игры : Повторение учебного материала, пройденного на занятиях по теме «Городское хозяйство Перми»

Образовательная - систематизировать и закрепить знания, полученные на занятиях по краеведению, сформировать навыки дискуссионного общения.

Развивающая – развить у обучаемых навыки творческой переработки информации, развить навыки коллективного решения проблемы, развить навыки работы с несколькими источниками информации.

Воспитательная - развивать умение применять полученные знания при изучении двух предметов, способствовать осознанию обучаемыми традиции как ресурса для настоящего и будущего.

Роли - магистрат и управляющие городским хозяйством.

Сценарий игры.

Сущность игры: раскрыть особенности деятельности и основные функ -ции городской управы в определенный исторический период. В данной игре происходит связь двух исторических эпох (прошлое и настоящее).

Из числа участников выбираются эксперты – городской магистрат (три человека). Магистрат – сословный орган городского управления в Российской империи с 1720 года. Первоначально имел административно-судебные, а в 1775 году преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 года.

Магистр (от латинского magister – учитель). В дореволюционной России низшая ученая степень.

Городская управа, в Российской империи в 1870-1917 годы исполнительный орган городского самоуправления, избиралась городской думой, возглавлялась городской головой.

Остальные делятся на команды по пять человек. Игровое время – 90 минут.

Задание для команд:

- подготовить доклады от имени управляющих городского хозяйства;

- доложить «магистру» о состоянии дел;

- подготовить предложения и претензии другим командам.

Критерии:

- полнота отражения проблемы;

- аргументированность доклада;

- отражение взаимосвязи с другими отраслями;

- значимость внесенных предложений;

- коллективность работы;

- корректность поведения.

Документное обеспечение.

Справочная, учебная литература по истории техники и краеведению, путеводители.

Ход игры.

Игра проводится с обучаемыми 15-16 летнего возраста.

Игровая ситуация : губернатор Перми назначил заседание Городской управы и хочет заслушать представителей комитетов и управлений о том, как обстоит дело в городе с городским хозяйством накануне празднования дня города.

Пример.

Первым заслушали председателя управления по жилищному хозяйству.

Из-за промышленного развития города увеличилось население города. Люди нуждаются в жилье. Мы заключили договора с акционерными обществами г. Перми о строительстве доходных домов. Уже построены дома в Ленинском, Индустриальном и Мотовилихинском районах.

Улучшены бытовые условия горожан: квартиры благоустроенные, с электрическим освещением, лифтами, центральным отоплением.

Если бы управление по электроснабжению энергичнее занималось своим делом, то механизация и освещение домов было бы лучше.

Благодаря строительному управлению в городе развивается строительная промышленность – застройщики могут использовать бетонные конструкции, которые сокращают сроки строительства.

У нас есть претензии к землевладельцам, которые повышают цены на земельные участки. Нам не выгодно строить дома с дешевыми квартирами, необходимо снизить налоги – в городе свыше пяти тысяч пустующих квартир, а цены на них непомерно высокие.

Вопросы соперников к команде:

1.Какие гарантии имеет город от акционерных обществ?

2. На каких условиях отобраны именно эти общества?

3.Что еще выпускают строительные заводы , кроме бетонных конструкций?

Затем выступил председатель промышленного управления:

Пермь – крупный промышленный центр. Здесь много фабрик и заводов.

В Перми делают моторы для самолетов, оборудование для нефтяников, телефоны, велосипеды, станки и еще огромное количество полезных и нужных вещей.

Большое развитие получили полиграфия, производство канцелярских товаров. В нашем городе находится самое крупное в России предприятие – фабрика «Гознак».

Вопросы соперников к команде:

1.Есть ли претензии к таможенникам, транспортникам?

2. Что предпринимается для уменьшения импорта?

Следующим выступал председатель транспортного управления.

Пермь – огромный транспортный узел. Каждый день десятки поездов следует через станции Пермь 1 и Пермь 2.

Они везут пассажиров и грузы. На берегу Камы расположены два речных порта – пассажирский и грузовой. С ранней весны до поздней осени воды реки бороздят разнообразные суда. На туристических теплоходах можно проплыть по Каме и Волге до Москвы, Петербурга, Астрахани, Ростова, Нижнего Новгорода, Казани.

Самолеты летают из Пермского аэропорта в разные уголки не только России , но и мира.

Пермскому трамваю 80 лет.

Вопросы соперников к команде:

  1. Что предпринимается для улучшения транспортных перевозок в городе?

  2. Есть ли претензии к ремонтникам автотранспорта, автодорог?

  3. Как можно достичь слаженной работы всех смежников?

Оценочная таблица

Подведение итогов игры.

Описанная технология ролевой игры используется для обучаемых первого курса колледжа, позволяет не только эффективно обучать студентов факультативному курсу «Краеведение», но и использовать в системе повышения квалификации работников образования.

Рассмотрим обобщенную модель ролевой игры на схеме1.

Методическое обеспечение

Цели педагогические

Цели игры

Предмет игры

Комплект ролей и функции игроков

Графическая модель взаимодействия участников игры

Сценарий игры

Система оценок

Правила игры

Техническое обеспечение


Список литературы:

1.Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.- М.,1991 г.

2. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения.- М.:Высшая школа, 1987 г.

3.Страницы истории земли Пермской. Часть вторая: Прикамье в ХУ111-ХХ вв./ Под.ред. А.М.Белавина.-Пермь: Книжный мир, 1997.-336 с.