Рабочая программа ФГОС ИЗО 5-8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка


Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.


Сведения о рабочей программе.

Рабочая программа составлена на основе примерной авторской программы "Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы». М.: Просвещение, 2015.


Общая характеристика учебного предмета, курса


В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);

  • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Рабочая программа составлена на 140 учебных часов в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №18 г. Липецка.

На изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 1час в неделю, в 6 классе 1 час в неделю, в 7 классе 1 час в неделю, в 8 классе 1 час в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Предметные результаты:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Содержание учебного предмета, курса


Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XIXVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


Виды деятельности учащихся

(урок)


5 класс

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты – 35 ч


1.

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).

Древние образы в народном творчестве

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

2.

Русская изба: единство конструкции и декора

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

3.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

5.

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

6.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живи тельными соками современное декоративно-прикладное искусство.

7.

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка)

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народ ной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

8.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Гжели


Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

9.

Городецкая роспись

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

10.

Хохлома

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

11.

Жостово. Роспись по металлу

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и де кора в изделиях мастеров. Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

12.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи.

13.

Связь времен в народном искусстве

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 21 ч


1.

Пространственные искусства

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.

2.

Художественные материалы

Иметь представление и высказываться о роли художественного мате риала в построении художественного образа. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материала ми в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

3.

Жанры в изобразительном искусстве

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по тем.

4.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественный образ, объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.

5.

Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественный образ

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

6.

Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм

Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять, что такое ритм, и каково его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

7.

Цвет. Основы цветоведения

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цвето-тональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

8.

Композиция

Знать понятие композиции, виды композиций. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.

9.

Натюрморт

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

10.


Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира


Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

11.

Изображение объема на плоскости

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.

12.

Освещение. Свет и тень

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами натюрмортами европейского искусства XVII— XVIII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.

13.

Натюрморт в графике

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

14.

Цвет в натюрморте

Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

15.

Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

16.

Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей)

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX веке. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

17.

Пейзаж в графике. Работа на пленэре

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.

Понимание смысла деятельности художника – 14 ч


18.

Портрет

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

19.


Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве

Получать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

Получать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, подмечать особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объёмной конструкции головы.

20.

Портрет в скульптуре

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому, видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).

21.

Графический портретный рисунок

Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

22.


Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение по свету, против света, боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.

23.

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов)

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета)

24.

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин)

Получать представления о задачах изображения человека в ХХ веке. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве ХХ века. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании и ком позиционных средствах его выражения в портрете. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.

25.

Изображение фигуры человека и образ человека

Получать представления о конструкции, пластическом строении фигуры и пропорциях человека. Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека в процессе творческой работы. Получать представления о способах объёмного изображения фигуры человека. Создавать зарисовки конструкции фигуры человека.

26.

Изображение фигуры человека в истории искусства

(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден)

Получать представления об изображении фигуры человека в истории искусства. Уметь анализировать рисунки великих мастеров Возрождения (Леонардо да Винчи). Понимать значение скульптуры эпохи Возрождения (работы Микеланджело).

27.

Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека

Получать навыки выявления конструкции фигуры человека и основных пропорций. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека в процессе творческой работы. Получать представления о пропорциях, постоянных для фигуры человека и их индивидуальной изменчивости. Овладевать умениями зарисовки и лепки схемы фигуры человека.

28.

Набросок фигуры человека с натуры

Получать представления о наброске как виде рисунка, особенностях и видах набросков, главном и второстепенном в изображении. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавая выразительность фигуры, форму и складки одежды на фигуре человека.

29.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)

Рассуждать и анализировать об основах представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества в творчестве В.М. Васнецова и М.В. Нестерова.

7 класс

Вечные темы и великие исторические события в искусстве – 17 ч


1.

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной

Характеризовать понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта. Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей. Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта. Приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной метафоры в художественной картине.

2.

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти)

Приобретать представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства. Познакомиться и проанализировать работы великих мастеров на библейские темы (Леонардо да Винчи «Благовещение», «Тайная вечеря»; Рембрандт «Возвращение блудного сына», Микеланджело Буанаротти «Страшный суд», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»).

3.

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти)

Получать представление о мифологическом жанре в зарубежном искусстве. Проанализировать примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля Санти.

4.

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов)

Познакомиться с русской религиозной живописью 19 века. Изучить творчество А.А. Иванова, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и их вклад в историю русского искусства.

5.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов)

Получить знания о значении изобразительной станковой картины в русском искусстве, о роли тематической картины в искусстве России. Понимать роль живописной картины как события общественной жизни, отношение к прошлому как понимание современности. Познакомить с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

6.

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих)

Характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Познакомиться и проанализировать историческую живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).

7.

Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр)

Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Овладевать новыми умениями в рисунке. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

8.

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр)

Иметь представления о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира.

9.

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли

Понимать и объяснять роль темы Великой Отечественной войны в жизни русского народа, в монументальном искусстве и в живописи. Создавать собственные творческие работы на данную тему.

Иметь представление о роли монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании, о героических образах в скульптуре.

10.

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская)

Проанализировать место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).

11.

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский)

Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации. Познакомить с творчеством И.Я. Билибина, В.А. Милашевского, В.А. Фаворского.

12.

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин)

Овладевать первичными навыками изображения животного мира в процессе творческой работы. Получать представления о способах объёмного изображения животных. Создавать зарисовки и наброски животных. Познакомиться с творчеством В.А. Ватагина, Е.И. Чарушина.

13.

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных


Овладевать первичными навыками стилизации в изображении животных. Проанализировать образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн – 11 ч


14.

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека

Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. Д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы.

15.

От плоскостного изображения к объемному макету

Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, об раз современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.

16.

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

17.

Важнейшие архитектурные элементы здания

Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

18.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

19.

Цвет в архитектуре и дизайне

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме.

20.

Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитекстурно-художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

21.

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура

Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.).

22.

Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков

Создавать практические творческие работы по ландшафтному дизайну. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.).

23.

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада

Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.

24.

История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды


Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием.

Изобразительное искусство и архитектура России XIXVII вв. – 7 ч


25.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека

Иметь представление о художественной культуре и искусстве Древней Руси, особом языке изображения, ее символичности и обращенности к внутреннему миру человека.

26.

Архитектура Киевской Руси. Мозаика

Познакомиться и проанализировать архитектурные сооружения Киевской Руси. Изучить особенности мозаики.

27.

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси

Понимать общую характеристику архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Анализировать крупнейшие сооружения владимиро-суздальского зодчества  Успенский собор, Дмитриевский собор,   [link]

  • Искусство России - http://www.artrussia.ru/

  • Мир Леонардо да Винчи, биография, творчество, живопись - http://worldleonard.h1.ru/

  • Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru/

  • История изобразительного искусства. Музеи и галереи - http://www.arthistory.ru/museum.htm

  • Музей современного искусства - www.mmsi.ru

  • Энциклопедия «Все о живописи» - http://jivopis.ru

  • Эпоха Возрождения - http://renesans.narod.ru/

  • Импрессионизм в сети - http://impressionnisme.narod.ru

  • Основы рисунка - http://www.drawtraining.ru/

  • Иоханнес Иттен. Искусство цвета - http://itten.at.tut.by/itten-12.html


  • - Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, компьютер с доступом в ИНТЕРНЕТ, маркерная доска, мольберт.



    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    Выпускник научится:

    1. характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

    2. раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

    3. создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

    4. создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

    5. определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

    6. создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

    7. создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

    8. умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

    9. выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

    10. владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

    11. распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

    12. характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

    13. различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

    14. различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

    15. находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

    16. различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

    17. называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

    18. классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

    19. объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

    20. композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

    21. создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

    22. простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

    23. навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

    24. изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

    25. создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

    26. строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

    27. характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

    28. передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

    29. творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

    30. выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

    31. рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

    32. применять перспективу в практической творческой работе;

    33. навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

    34. навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

    35. видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

    36. навыкам создания пейзажных зарисовок;

    37. различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

    38. пользоваться правилами работы на пленэре;

    39. использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

    40. навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

    41. различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

    42. определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

    43. пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

    44. различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

    45. различать и характеризовать виды портрета;

    46. понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

    47. пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

    48. видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

    49. видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

    50. использовать графические материалы в работе над портретом;

    51. использовать образные возможности освещения в портрете;

    52. пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

    53. называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

    54. навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

    55. навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

    56. навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

    57. рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

    58. приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

    59. характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

    60. объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

    61. изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

    62. узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

    63. перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

    64. характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

    65. узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

    66. характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

    67. рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

    68. называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

    69. творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

    70. творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

    71. творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

    72. представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

    73. называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

    74. узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

    75. характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

    76. рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

    77. описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

    78. творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

    79. анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

    80. культуре зрительского восприятия;

    81. характеризовать временные и пространственные искусства;

    82. понимать разницу между реальностью и художественным образом;

    83. представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

    84. опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

    85. собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

    86. представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

    87. опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

    88. систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

    89. распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

    90. понимать сочетание различных объемов в здании;

    91. понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

    92. иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

    93. понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

    94. различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

    95. характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

    96. понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

    97. осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

    98. применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

    99. применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

    100. создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

    101. создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

    102. получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

    103. приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

    104. характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

    105. понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

    106. называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

    107. понимать основы краткой истории костюма;

    108. характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

    109. применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

    110. использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

    111. отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

    112. использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

    113. узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

    114. различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

    115. различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

    116. узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

    117. характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

    118. раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

    119. работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

    120. различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

    121. создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

    122. работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

    123. сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

    124. рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

    125. ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

    126. использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

    127. выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

    128. характеризовать признаки и особенности московского барокко;

    129. создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

    2. владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

    3. различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

    4. выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

    5. понимать специфику изображения в полиграфии;

    6. различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

    7. различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

    8. проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

    9. создавать художественную композицию макета книги, журнала;

    10. называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

    11. называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

    12. называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

    13. называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

    14. называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

    15. понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

    16. активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

    17. определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

    18. использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

    19. называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

    20. создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

    21. узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

    22. узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

    23. осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

    24. применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

    25. понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

    26. характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

    27. создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

    28. работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

    29. использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

    30. характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

    31. получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

    32. использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

    33. понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

    34. понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

    35. называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

    36. различать особенности художественной фотографии;

    37. различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

    38. понимать изобразительную природу экранных искусств;

    39. характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

    40. различать понятия: игровой и документальный фильм;

    41. называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

    42. понимать основы искусства телевидения;

    43. понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

    44. применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

    45. применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

    46. добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

    47. использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

    48. применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

    49. пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

    50. понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

    51. применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

    52. применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

    53. использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

    54. применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

    55. смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

    56. использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

    57. реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.