Рабочие программы по ИЗО 5-7 классов ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка.


Программа «Изобразительное искусство» для 5-7 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству - издательство «Просвещение», 2011г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» М., «Просвещение» 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе программы - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В рабочей программе количество часов на изучение предмета в 5-7 классах откорректировано в соответствии календарным учебным графиком и расписанием уроков на текущий учебный год.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства.

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Общая годовая тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Общая годовая тема программы 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Содержание учебной программы

5 класс

I четверть — «Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.  Конструкция и декор предметов народного быта. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники.
II четверть — «Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели.  Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
III четверть — «Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке.  О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
IV четверть — «Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно). Декоративно-прикладное искусство в жизни.


6 класс.

I четверть – «Виды изобразительного искусства». Изобразительное искусство в     семье пластических  искусств. Рисунок - основа  изобразительного творчества. Линия   и ее   выразительные   возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные   изображения в скульптуре. Основы образного языка изображения.

II четверть – « Мир вещей. Натюрморт». Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира: натюрморт. Понятие формы.  Многообразие форм  окружающего  мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение.   Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет   в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. 
III четверть – «Вглядываясь в человека. Портрет». Образ человека  - главная тема    искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный    рисунок    и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре.  Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. 
IV четверть – «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Жанры   в изобразительном искусстве. Импрессионисты – новаторы пейзажной живописи. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык  и смысл.


7 класс.

I четверть «Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры»

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна.

II четверть – «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

III четверть – «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

IV четверть – «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир.



Требования к результатам освоения учебного предмета


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


5 класс

Учащиеся должны научиться :

- понимать значение древних корней народного искусства;

- определять связь времён в народном искусстве;

- понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

- различать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

6 класс

Учащиеся должны научиться:

- понимать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

- различать основные жанры изобразительного искусства;

- узнавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);

- анализировать произведения скульптуры, живописи, графики;

- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

- пользоваться различными графическими техниками

- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

7 класс

Учащиеся должны научиться:

- анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- определять особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- представлять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.

Проверка знаний учащихся

Принципы на которых основана оценка результатов учебной деятельности учащихся:

  • объективность;

  • гласность;

  • систематичность;

  • всесторонность;

  • индивидуализация учета;

  • дифференцированность учета.

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  • Активность участия.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  • Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.

  • Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

  • Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

Устный опрос

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ


При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок относятся такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.


Оценка результатов учебной деятельности по предмету


Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагменты содержания теоретического учебного материала.


Оценка «2» (неудовлетворительно)

У ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в практических работах ученик допускает грубые ошибки.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


урока

Название урока

Кол-

во

час

Дата

По плану

Дата

фактического

проведения


Древние корни народного искусства

9



1

Древние образы в народном искусстве

1

02.09

07.09

02.09

07.09

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

1

09.09

14.09

09.09

14.09

3

Интерьер крестьянского дома

1

16.09

21.09

16.09

21.09

4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

23.09

28.09

23.09

28.09

5

Русский народный орнамент

1

30.09

05.10

30.09

05.10

6

Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки

1

07.10

12.10

07.10

12.10

7

Народная праздничная одежда

1

14.10

19.10

14.10

19.10

8

Народная праздничная одежда (продолжение)

1

21.10

26.10

21.10

26.10

9

Праздничные народные гулянья

1

28.10

09.11

28.10

09.11


Связь времен в народном искусстве

7



1

Древние образы в современных народных игрушках

1

11.11

16.11

11.11

16.11

2

Единство формы и декора в игрушках

1

18.11

23.11

18.11

23.11

3

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

1

30.11

30.11

4

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

1

07.12

07.12

5

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

1

14.12


6

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

1

21.12


7

Промыслы нашего края

1

28.12



Декор: человек, общество, время

10



1

Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения

1



2

Украшения в жизни древних обществ

1



3

Украшения в жизни древних обществ.

Декоративное искусство Древней Греции

1



4

Украшения в жизни древних обществ.

Греческая вазопись

1



5

Что такое эмблемы, зачем они людям

1



6

Гербы и эмблемы

1



7

Декоративное искусство Западной Европы ΧVII века

1



8

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины ΧVII века

1



9

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества.

1



10

Роль декоративного искусства в жизни общества

1




Декоративное искусство

8



1

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство

1



2

Современное декоративное искусство.

Витраж

1



3

Витраж

1



4

Древние образы в современном декоративном искусстве

1



5

Создание коллективной декоративной работы

из мозаики

1



6

Создание коллективной декоративной работы

1



7

Создание коллективной декоративной работы

1



8

Резервное время

1








6 класс

урока

Название урока

Кол-

во

час

Дата

По плану

Дата

фактического

проведения


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8



1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

07.09

07.09

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

1

14.09

14.09

3

Линия и ее выразительные возможности

1

21.09

21.09

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

28.09

28.09

5

Цвет. Основы цветоведения

1

05.10

05.10

6

Цвет в произведениях живописи

1

12.10

12.10

7

Объемные изображения в скульптуре

1

19.10

19.10

8

Основы языка изображения

1

26.10

26.10


Мир наших вещей. Натюрморт

8



1

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

09.11

09.11

2

Изображение предметного мира - натюрморт

1

16.11

16.11

3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

23.11

23.11

4

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

30.11

30.11

5

Освещение. Свет и тень

1

07.12


6

Натюрморт в графике

1

14.12


7

Цвет в натюрморте

1

21.11


8

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

28.11



Вглядываясь в человека. Портрет

10



1

Образ человека – главная тема искусства

1



2

Конструкция головы человека и ее пропорции

1



3

Изображения головы человека в пространстве

1



4

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1



5

Портрет в скульптуре

1



6

Сатирические образы человека

1



7

Образные возможности освещения в портрете

1



8

Портрет в живописи

1



9

Роль цвета в портрете

1



10

Великие портретисты (обобщение темы)

1




Человек и пространство в изобразительном искусстве

8



1

Жанры в изобразительном искусстве

1



2

Изображение пространства

1



3

Правила линейной и воздушной перспективы

1



4

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1



5

Пейзаж- настроение. Природа и художник

1



6

Городской пейзаж

1



7

Выразительные возможности изобразительного искусства

1



8

Язык и смысл

1










7 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека



«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры 8 часов


1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

01.09

01.09

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

08.09

08.09

3

Прямые линии и организация пространства.

15.09

15.09

4

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна.

22.09

22.09

5

Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

29.09

29.09

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

06.10

06.10

7

В бесконечном мире книг и журналов.

13.10

13.10

8

Многообразие форм графического дизайна

20.10

20.10

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» 9 часов


9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

27.11

27.11

10

Архитектура – композиционная организация пространства

10.11

10.11

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

17.11

17.11

12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм

24.11

24.11

13

Важнейшие архитектурные элементы здания

01.12

01.12

14

Вещь: Красота и целесообразность.

08.12


15

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

15.12


16

Форма и материал

22.12


17

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

29.12


«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» (9 часов)

18

Город сквозь времена и страны.  Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.



19

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.



20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.



21

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании  городской среды.



22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.



2324

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.



25

26

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.



«Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». 9 часов

27

Мой дом – мой образ жизни



28

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища



29

Дизайн и архитектура моего сада



30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды



31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.



32

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна



33

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна



34

Моделируя себя – моделируешь мир.













Учебно-методическое обеспечение

Учебники

  • Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г.

  • А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

Пособие для учителей

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г

  • Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г

Дополнительная литература.

а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008.

б) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.


Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов

[link]


Оборудование

Учебные столы.

Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.


Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран



12