Пояснительная записка
Программа художественно-эстетической направленности, рассчитанная на учащихся 16-17 лет, отвечает образовательно-воспитательным задачам.
Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников.
Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). Погруженность в мир переживаний зрителя и актёра сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.
Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека – актёра. Так говорил философ Г. Г. Шпет: «Актер творит из себя в двояком смысле: 1) как всякий художник, из своего творческого воображения; и 2) специфически имея в своем собственном лице материал, из которого создается художественный образ».
Как показывают психолого-педагогические исследования, старший школьный возраст - период жизненного самоопределения человека, период интенсивного формирования личности. Это период формирования мировоззрения, целостной системы научных, нравственных и эстетических взглядов, с позиций которых старшеклассник воспринимает явления окружающего мира, оценивает свои поступки и определяет свое место в обществе.
В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у старшеклассника возрастают возможности для полноценного художественного восприятия театрального искусства. Восприятие школьниками искусства и активное творческое проявление себя в нем – процессы взаимосвязанные. Старшеклассники могут реализовать свои творческие потребности уже в самостоятельной постановке спектакля.
В процессе освоения этой работы обязательно возникнет критерий «современности», актуальности для исполнителей выбранной пьесы. Трактовка должна быть интересна исполнителям, должна содержать проблему, разрешению которой будет посвящена вся их творческая деятельность.
Формирование понятия о многообразии выразительных средств, выбор пьесы, работа с выбранным материалом, работа по распределению ролей, обязанностей художников, осветителей, звукорежиссеров по подготовке спектакля создают как бы производственный цех, который реализует задуманное автором пьесы и режиссёром.
Работа над ролью, ее толкование предстает перед школьниками как выстраивание интересной логики действий персонажа. Ученики сочиняют сценические биографии своих героев, ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Весь комплекс сценических средств помогает ощутить значение мизансцены, детали, музыки, поведения актера для определения жанра, стиля, идеи спектакля.
Оформление замысла иногда также требует освоения школьниками приемов общения со зрителем как игровым элементом жанра. У исполнителей должно формироваться чувство ответственности перед своим зрителем. Впечатления, отзывы зрителей помогают школьникам освоить феномен общественного значения театра как вида человеческой деятельности. Весь процесс работы старшеклассников над спектаклем формирует представление о театре как сложном производстве, направленном на осуществление художественной деятельности (создание произведения искусства - спектакля).
Театральный коллектив 10 Б класса (15 учащихся) создан в этом учебном году. Учащиеся часто посещают постановки пермских театров. Пытаются всегда дать оценку игре актёров. У некоторых членов данного коллектива есть опыт выступления на сцене в составе команды КВН «Фристайл». Стариков Александр участвовал в театральной постановке «Театра 9» «А зори здесь тихие» (2012 год). Ежова Анастасия и Дурнева Анастасия несколько лет занимаются в театральной студии «Пилигрим». У них есть ценный опыт, который пригодится всем участникам коллектива. Они впервые попробуют себя в роли режиссёров.
Цель программы: формирование духовной культуры и развитие творческих артистических способностей.
Задачи:
1)обучение грамотному и выразительному чтению, умению передать настроения и чувства, созданию образа персонажа, умению двигаться на сцене;
2)развитие памяти, внимания, творческого воображения, умения художественного
перевоплощения;
3)воспитание культуры общения.
Формы работы: ролевые игры, тренинги, работа над этюдами, чтение по ролям, дыхательная гимнастика, посещение спектаклей пермских театров (с последующим обсуждением).
Принципы:
Системность (От простого к сложному)
Доверительность отношений (учёт возрастных особенностей)
Связь теории с практикой.
Развиваемые компетентности:
Коммуникативная – опыт общения;
Проблемная – умение вживаться в психологию героя;
Личностная – умение строить отношения в коллективе, поддерживать самодостаточность личности, создание ситуации успеха;
Информационная – умение самостоятельно икать информацию, обрабатывать её с учётом своих потребностей.
Ожидаемый результат: развитие природных способностей в процессе работы над спектаклем, творческая раскрепощенность на публике, подчинённая нормам поведения культурного человека.
Применяемые методики для мониторинга качества ДО:
«Художественный образ»
«на сцене двое»
Тематический план работы кружка «Театр 10» лицея № 8 на 2013-2014 гг.
период Тема занятия
Кол-во
Форма
Сентябрь
Знакомство
3
Игра «Кто я?»
Введение в образовательную программу
3
Объяснение. беседа
Выбор пьесы
2
Составление критериев отбора
Знакомство с выбранной пьесой Алексея Уставщикова «Завтра будет всё не так» 2010 год. Обсуждение.
3
Чтение, беседа
Посещение театральной постановки «Отцы и дети» в ТЮЗе
3
Поход в театр
октябрь
Обсуждение ролей и их распределение.
2
Игра «Взгляд со стороны: Я и герои пьесы»
Знакомство со сценарием
2
Обсуждение
Актёр. Актриса. Театр
4
(работа над этюдами)
Внимание
2
Тренинг на внутреннюю собранность
Взаимодействие
2
тренинг
Воображение. Фантазия.
2
тренинг
ноябрь
Сила звука. Речь.
3
игра
Дыхание.
3
Тренинг «Дыхательная гимнастика»
Правила движения на сцене.
2
Тренинг
В чём заключается работа звукооператора, костюмера, мастера по макияжу, осветителя.
3
Объяснение. беседа
Посещение театральной постановки «Дорогая Елена Сергеевна» в ТЮЗе
3
Поход в театр
декабрь
Работа над спектаклем (читка)
4
Чтение пьесы по ролям
Работа над сценарием (роли, черновая постановка)
3
Чтение пьесы по ролям
Обсуждение музыкального сопровождения отдельных сцен.
1
Обсуждение костюмов и декораций
1
Тренинг на пластику
2
тренинг
Работа над сценарием (роли, черновая постановка)
3
Чтение пьесы по ролям
Январь
Февраль
Репетиция. Индивидуальная работа над ролью «Сцена для одного актёра»
3
Репетиция. Индивидуальная работа над ролью
3
Работа над речью актёров.
2
тренинг
Репетиция. Проигрывание отдельных сцен.
2
Подбор музыкального сопровождения отдельных сцен.
3
Поход в «театр у моста»
3
Поход в театр
Репетиция. Отработка перехода от одной сцены к другой.
3
Работа над пластикой
2
Репетиция с декорациями на сцене
2
Март
Репетиция на сцене «Моя роль»
2
Репетиция на сцене. Корректировка музыкального и светового сопровождения
3
Репетиция отдельных сцен в костюмах Отработка движений по сцене.
3
Прогон всей постановки. Обсуждение ошибок.
3
Репетиция на сцене. Корректировка музыкального сопровождения.
3
Апрель
Репетиция. Индивидуальная работа с актёрами.
3
Корректировка в игре актёров.
Репетиция с музыкальным сопровождением
3
Генеральная репетиция спектакля
2
Показ спектакля в День театра для учащихся лицея.
2
май
Подведение итогов работы кружка. Закрытие сезона.
3
чаепитие
ЛИТЕРАТУРА
Алексей Уставщиков «Завтра будет всё не так», 2010 год
Л.А. Горбушина. «Выразительное чтение и рассказывание. Дыхательная гимнастика» М. Просвещение, 1975 год.
Гиппиус С.В. «Актёрский тренинг. Гимнастика чувств». С-Пб., 2008 г.
Некоторые советы по организации школьного драматического кружка. – Пермь: Пермский дворец творчества,1980 г.
К.С. Станиславский «Работа актёра над собой». М.1987 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей №8»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании научно- Директор МАОУ «Лицей №8№
Методического совета _____________ И.Б. Петрова
От «___»_________20___г. «___»____________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТЕАТР 10»
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст: 16-17 лет
Руководитель:
О.Н. Литяева
ПЕРМЬ