1.Пояснительная записка
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с типовой учебной программой общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2009 год, на основании локального нормативного акта «Положение о рабочей программе МБОУ «Чегандинская средняя общеобразовательная школа», Приказ № 93 от 12.08.2016 года. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику для 5 класса Н. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2014 год.
Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
и обсуждения выполненных работ в классе.
2. Планируемые рузультаты
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметныхпонятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения ООП
1.2.5.13. Изобразительное искусство
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
3.Содержание учебного предмета
2.2.2.13. Изобразительное искусство
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист,режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
4.Учебно-тематический план
№ пп
Радел программы
Количество часов
в том числе
теория
практика
контроль
1.
Древние корни народного искусства.
9 часов
3 часа
5 часов
1 час
2.
Связь времен в народном искусстве.
8 часов
2 часа
5 часов
1 час
3.
Декор – человек, общество, время.
10 часов
4 часа
5 часов
1 час
4.
Декоративное искусство в современном мире.
7 часов
2 часа
4 часа
1 час
Всего часов:
34 часа
11 часов
19 часов
4 часа
5.Тематическое планирование 5 класс
1 час
2.
Декор русской избы.
1 час
3.
Интерьер крестьянского дома.
1 час
4.
Внутренний мир русской избы.
1 час
5.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
1 час
6.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
1 час
7-8.
Народный праздничный костюм.
2 часа
9.
Народные праздничные обряды. Контрольная работа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
1 час
Контрольная работа №1
10.
Древние образы в современных народных игрушках.
1 час
11.
Единство формы и декора в игрушках.
1 час
12-13.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
2 часа
14-15.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие.
2 часа
16.
1 час
17.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Контрольная работа «Связь времен в народном искусстве».
1 час
Контрольная работа №2
18.
Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения.
1 час
19.
Украшения в жизни древних обществ.
1 час
20.
Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древнего Египта.
1 час
21.
Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
1 час
22.
Декоративное искусство Западной Европы 17 века.
1 час
23.
Одежда говорит о человеке. Одежда французского двора второй половины 17 века.
1 час
24.
Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества.
1 час
25.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
1 час
26.
Гербы и эмблемы.
1 час
27.
Роль декоративного искусства в жизни общества.Контрольная работа «Декор – человек, общество, время»
1 час
Контрольная работа №3
28.
Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.
1 час
29.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
1 час
30.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Фактура, форма, объем.
1 час
31.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж.
1 час
32-33.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Мозаика.
2 часа
34.
Контрольная работа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
1 час
Контрольная работа №4
6. Контрольно- измерительные материалы (КИМы)
Контрольная работа №1
вариант 1
Задание А
1. Русский срубный жилой дом.
а) Кремль
б) терем
в) изба
2. Бревно, венчающее кровлю русской избы.
а) причелина
б) охлупень
в) полотенце
3. Символ солнца
а) ромб
б) зигзаг
в) круг
4. Изображение женской фигуры с поднятыми руками.
а) защитница
б) дева
в) берегиня
5. Доска, идущая по верху бревенчатого сруба.
а) наличник
б) полотенце
в) лобовая
6. Назови основные цвета –
а) красный, желтый, черный
б) желтый, синий, зеленый
в) красный, желтый, синий
7. Ахроматические цвета-
а) синий, белый, коричневый
б) черный, белый, коричневый
в) черный, белый, серый
8. Верхняя часть прялки
а) лопасть
б) городки
в) донце
9.Скульптура – это
а) барельеф
б) объемное произведение искусства
в) объемный рисунок
10. Какой цвет был главным в русской вышивке?
а) желтый
б) зеленый
в) красный
Задание Б
1.Нарисуй знак – символ:
Солнце
Земля
Вода
Дождь
Древо жизни
Задание С
Нарисуй орнамент или мотив для украшения полотенца / составь орнамент из знаков-символов/.
Напиши, что ты желаешь человеку, подарив ему полотенце, украшенное твоим орнаментом
вариант 2
Задание А
1. Деревянное кружево.
а) орнамент
б) узор
в) резьба
2. Что украшало окно русской избы?
а) наличник
б) причелина
в) полотенце
3. Конь – олицетворение
а) силы
б) счастья
в) радости
4. Верхняя часть прялки называется
а) лопасть
б) городки
в) донце
5. Как называется основная часть прялки?
а) основание
б) ножка
в) лопасть
6. Какие цвета относятся к холодным цветам?
а) синий, красный, зеленый
б) фиолетовый, зеленый, синий
в) зеленый, коричневый, черный
7. Красные, желтые, оранжевые оттенки называются
а) теплыми
б) холодными
в) хроматическими
8. Портрет –это изображение
а) природы
б) человека
в) животных
9. Изображение группы неживых предметов -это
а) витраж
б) натюрморт
в) пейзаж
10. Состав русского народного женского костюма-
а) юбка, блузка
б) корсет, душегрейка
в) сарафан, рубаха
ключи
Задание А
Вариант 1: 1-в 2-б 3-в 4-в 5-в 6-в 7-в 8-б 9-б 10-в
Вариант 2: 1- в 2 –а 3 – а 4 – б 5 – в 6 – б 7 – а 8 –б 9 –б 10 –в
Оценка: (один вопрос -1 балл)10 бал.-«5», 9-7 бал.-«4», 6-3 бал.-«3», 2-1бал.-«2».
Задание Б
Оценка: каждый правильный ответ – 1 балл
Задание С
Оценка: за правильно составленный орнамент и его описание – 5 баллов
Общая оценка: (задание А + задание Б + задание С) : 3 = ( )
Контрольная работа №2
Вариант 1
Выбери правильный ответ
1. К ахроматическим цветам относятся:
а) черный; б) красный; в) желтый; г) белый; д) серый; е) синий.
2. Красный, желтый, оранжевый – это:
а) ахроматические цвета;
б) холодные цвета;
в) основные цвета;
г)теплые цвета.
3. Как называется посуда белого цвета, расписанная голубыми красками?
а) хохлома б) гжель в) жостово
4. Портрет – это изображение
А) природы б) животных в) человека г) архитектуры
5. Как называются рисунки в детских книжках?
а) красочные б) яркие в) иллюстрации г) картинки
6. Пейзажист- это
а) художник, рисующий море б) художник, рисующий предметы
в) художник, рисующий природу
7. Крестьянский дом-жильё в России
а)юрта б)яранга в)изба
8. Основной цвет в народной вышивке
а)зелёный б) красный в)синий
9. Какими инструментами пользуется художник (напиши)?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой последовательности:
а ) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;
б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;
г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.
11. Составь орнаментальную композицию из двух элементов в квадрате.
Вариант 2
Выбери правильный ответ
К хроматическим цветам относятся:
а) желтый б) серый в) красный г) белый д) оранжевый е) черный
2. Красный, синий, желтый – это:
а) холодные цвета; б) теплые цвета в) основные цвета;
3. Круг, разделенный на четыре части солярный знак
а)воды б)солнца в)земли
4. Пейзаж – это изображение
а) природы б) животных в) человека г) архитектуры
5. Как называются рисунки в детских книжках?
а) красочные б) яркие в) иллюстрации г) картинки
6. Основной цвет в народной вышивке
а)зелёный б)красный в)синий
7. Пластилин -..
а) материал для лепки; б) материал для красок; в) основа ткани.
8.Орнаменты бывают
а) растительные б) с изображением людей в) геометрические г) с изображением техники
9. Какими инструментами пользуется художник (напиши)?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой последовательности:
а ) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;
б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;
г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.
11. Составь орнаментальную композицию из двух элементов в квадрате
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ
1 вариант:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ответ
а.г.д
г
б
в
в
в
в
б
-карандаши, -кисти,
-палитра,
-стакан непроливайка,
-точилка, -ластик
в
2 вариант:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ответ
А.в.д
В
б
а
в
б
а
А.в
-карандаши, -кисти,
-палитра,
-стакан непроливайка,
-точилка, -ластик
в
Система оценивания заданий с 1-10 работы по 1 баллу, 11 работа — 3 балла.
5 класс
Оценка «5»
от 9-13 балла
Оценка «4»
от 6-8 балла
Оценка «3»
4,5 балла
Оценка «2»
От 3 и ниже
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов:
1.Филворд.Базовый уровень. Найдите названия восьми предметов для рисования.
2. Комплексное, базовый и повышенный уровни.Изобрази солярные знаки-символы солнца, земли, плодородия и воды.
3. Базовый уровень.
Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
- печь, стол компьютерный, лавка – конник, полати, домашний кинотеатр, прялка,вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.
4.Базовый уровень.
Подчеркните из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд:
-кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понёва, передник – запон, душегрея.
5.Базовый уровень. Рассмотрите игрушки различных народных промыслов. Напишите к какому промыслу относятся данные игрушки.
6.Повышенный уровень. Напишите название местности (район, область, село), где возник данный промысел.
7.Комплексное, базовый и повышенный уровни.
Что символизируют знаки-обереги (знаки-символы) богов и царей Древнего Египта? Соедините стрелками название знака с соответствующим символическим значением.
А
представление о дневном и ночном плавании солнца –Ра по небесному и подземному миру
Жук-скарабей
Б
Хранительница царей и богов. Символ власти
Кобра-защитница
В
Воскресение после смерти. Защищает от любой беды
Око-уаджет
Г
красота, бессмертие, вечная жизнь
Ладья вечности
Д
Символ бога утреннего солнца
4
8. Базовый уровень.Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.
9. Базовый уровень.Что такое ритм?
А) выразительность и гармония;
Б) чередование изобразительных элементов;
В) полноправный элемент композиции.
10. Крутограммы. Повышенный уровень. Прочитайте зашифрованные слова.
Э М З
К И Р Т О Ц
З С Н Н И М
А Е П Я
О И О
К4
11. Рассмотритефигуры и напишите во второй колонке, какие фигуры являются геральдическими, а какие - негеральдическими.
Примеры творческих заданий на выбор.
1. Базовый уровень. Создайте эскиз герба вашей семьи или школы (класса).
2. Повышенный уровень. Создайте эскиз герба вашей семьи или школы (класса), использовав особенности средневековой геральдики.
Описание правильного выполнения работы
На эскизе представлен вариант герба семьи или школы (класса) в соответствии с законами геральдики (наличие сложного, т. е. разделённого на несколько частей, гербового поля, символике знаков и цветов).
3. Комплексное, базовый и повышенный уровни.
Рассмотрите русские вышивки и выполните эскиз полотенца (скатерти, ковра, обоев) по мотивам народной вышивки. Выделите главный мотив, дополните
орнаментальными рядами из ритмически повторяющихся знаков-символов
Умение: применять цвет для создания выразительного художественного образа в ДПИ.
4. Комплексное, базовый и повышенный уровни.
Создайте ритмическую композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу выберите самостоятельно.
Темы композиций:
«Дымковская игрушка»
«Холодная гжель»
«Любимый сервиз»
Ключ к проверке теоретической части с рекомендуемыми оценками в баллах
направления «Изобразительное искусство»
Повышенный уровень
5
7
3
Печь, лавка-конник, полати, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда
5
4
Кокошник, лента, кичка, сорока, сарафан, понёва, передник-запон, душегрея
5
5
Базовый уровень: 1 – Дымковская игрушка, 2 - Филимоновская игрушка, 3 – Каргопольская игрушка
5
6
Повышенный уровень: 1 – в Дымковской слободе, неподалёку от города Вятки (ныне Киров), 2 – в деревне Филимоново в Тульской области, 3 – каргопольский район Архангельской области
7
7
Лотос - Г, жук-скарабей - Д, кобра-защитница – Б, око-уаджет – В, ладья вечности - А
7
8
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении
5
9
Б) чередование изобразительных элементов;
5
10
Эскиз, орнамент, композиция
7
11
Геральдические фигуры
Негеральдические фигуры
7
Итого: max
60
Творческие задания
I,
Базовый уровень. Критерий достижения планируемого результата: оценивается общий замысел, отражающий характер членов семьи или учащихся школы (класса); стилизация предметов, использованных в гербе; композиция.
5
Повышенный уровень. Критерий достижения планируемого результата: оценивается общий замысел, отражающий характер членов семьи или учащихся школы (класса); использование в гербе элементов, свойственных средневековой геральдике (лилия, лев, единорог и др.) или стилизация современных предметов под средневековый декор; общая композиция
7
II.
Критерий достижения планируемого результата:
Базовый уровень: в композиции использована стилизация природных элементов, создана простая ритмическая композиция;
Повышенный уровень: в композиции использована стилизация природных элементов, создана оригинальная ритмическая композийия с выделением главных и второстепенных элементов, оформление предмета соответствует его бытовому назначению
5
7
Темы
Объект контроля
(критерии оценки)
Кол-во баллов
Тип задания
1 - 3
3
3
3
3
3
3
3
Создание сюжетной композиции на плоскости на одну из предложенных тем
Итого max:
21
Тема «Древние корни народного искусства»
1. Женская фигура – это символ:
А) плодородия б) воды в) солнца
2. Древо жизни в народном представление являлось символом:
А) растительных сил земли б) продолжением рода в) входом в иной мир
3. Какую часть дома человек связывал с землёй:
А) крыша б) клеть в) подклеть
4. Наличники украшают:
А) окно б) дверь в) крыльцо
5. Бревно, венчающее крышу дома:
А) охлупень б) причелина в) жёлоб
6. Что является самым почетным местом в доме:
А) печь б) красный угол в) сундук
7. Как называется мужская лавка в избе:
А) коник б) полавочник в) полати
8. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение:
А) оберег б) образ в) орнамент
9. Деревянный утюг:
А) черпак б) рубель в) туес
10. Что не является элементом прялки:
А) лопасть б) ножка в) ковш
11. Какой цвет в орнаменте русской вышивки был главный:
А) синий б) зелёный в) красный
12. Какая часть одежды не является женской:
А) сарафан б) повязка в) порты
Ответы: 1.а; 2.а; 3.б; 4.а; 5.а; 6.б; 7.а; 8.а; 9.б; 10.в; 11.в; 12.в.
Тема «Связь времен в народном искусстве»
1. Чем расписывают филимоновские игрушки:
А) кистью б) заострённой палочкой в) куриным пёрышком
2. Что обозначают узоры на карпогольских игрушках:
А) древние символы б) растительные формы
3. Чем грунтуют дымковские игрушки перед росписью:
А) мукой б) белой краской в) мелом, разведённым на молоке
4. Какой краской расписывают гжельские изделия:
А) охрой б) кобальтом в) умброй
5. Основные цвета хохломской росписи:
А) красный б ) синий в) черный
6. Какие цветы используют для Городецкой росписи:
А) ромашки б) купавки в) розаны
7. Краску, какого цвета применяют в мезенской росписи:
А) белую б) красную в) черную
8. Особенность богородской игрушки заключается в том, что она выполняется:
А) без росписи красками б) с использованием ткани в) наносится позолота
9. Расставь поэтапность выполнения росписи жостовских подносов:
А) тенёжка б) замалёвок в) бликовка г) уборка
10. Из какого материала изготавливают Полхов-Майданские изделия:
А) дерево б) глина в) стекло
11. Как называли весёлую весеннюю ярмарку, на которую свозили игрушки-свистульки:
А) Масленица б) Свистунья
12. Образ получеловека-полуконя, получивший распространение в карпогольской игрушке:
А) Полкан б) конюх в) пахарь
Ответы: 1. в; 2.а; 3. в; 4. б; 5.а,в; 6.б,в; 7.б,в; 8. а; 9.б,а,в,г; 10. а; 11. б; 12.а.
Тема «Декор – человек, общество, время»
1. Какой цветок в Древнем Египте почитался как символ плодородия, вечной жизни, радости:
А) астра б) нарцисс в) лотос
2. Украшение из кусочков различного материала (дерева, перламутра, полудрагоценных камней), врезанные в поверхность украшаемого предмета:
А) мозаика б) витраж в) инкрустация
3. Символ китайского императора, воплощение мудрости, миролюбивой силы, доброты:
А) дракон б) гриф в) лев
4. Широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья:
А) камзол б) кафтан в) мантия
5. Небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч:
А) платок б) веер в) косынка
6. Наука о составлении, истолковании, изучении гербов:
А) геральдика б) археология в) география
7. Отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т. д. :
А) корона б) герб в) щит
8. Надпись на гербе в виде краткого изречения:
А) девиз б) узор в) адрес
9. Художественный стиль в европейском искусстве конца 16 – середины 17 вв., чрезвычайно торжественный, парадный, пышный:
А) классицизм б ) барокко в) модерн
Ответы: 1.в; 2.в; 3. а; 4.в; 5.б; 6.а; 7.б; 8.а; 9.б.
Тема «Декоративное искусство в современном мире»
1. Изделия, изготовленные из природных глин:
А) керамика б) стекло в) бронза
2. Тканый ковер-картина ручной работы:
А) полотнище б) гобелен в) панно
3. Техника росписи тканей, рисунок на которую наносится ручным способом с использованием специальных красок:
А) вышивка б) витраж в) батик
4. Картина или орнамент, выполненные из маленьких кусочков камня, стекла или поливной керамики:
А) панно б) коллаж в) мозаика
5. Декоративная композиция в строго ограниченной плоскости (прикрепляют к стене архитектурного интерьера):
А) панно б) картина в) мозаика
6. Произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала:
А) коллаж б) витраж в) панно
7. Технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре:
А) мозаика б) панно в) коллаж
8. Предварительный рисунок:
А) эскиз б) контур в) эстамп
9. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие:
А) иллюстрация б) композиция в) репродукция
10. Условное, символическое обозначение понятия, идеи, посредством какого-либо условного знака или изображения:
А) эмблема б) витраж в) набросок
Ответы: 1.а; 2.б; 3.в; 4.в; 5.а; 6.б; 7.в; 8.а; 9.б; 10.а.