А
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ»
Утверждено приказом
директора МБОУ «Лицей»
от .09.2016г. №
Рабочая программа по
Изобразительному искусству
Класс 1А, 1Б, 1В
Количество часов по учебному плану всего 33часа в год;
в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы по изобразительному искусству,
Автор Т.Я Шпикалова, Л.В. Ершова
Предметная линия учебников. Я Шпикаловой ,Л.В. Ершовой
Учебник Изобразительное искусство 1 класс, Я Шпикалова Л.В. Ершова
М., «Просвещение» 2013г.
Рабочую программу составила
Учитель
изобразительного искусства
Дурыничева Т.Г
«Согласовано»
Руководитель МО учителей
Оскирко И.Ю. / _________/
г.Арзамас
2016-17 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273, на основании СанПиН 2.4.2.2821-10. примерной программы начального общего образования, с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М. : Просвещение, 2013.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2013.
Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. -М. : Просвещение, 2013.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является одним из базовых предметов. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, связано с воздействием искусства, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Здесь формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, фантазии, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;.
Задачи обучения:
развитие воображения, фантазии, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
развитие способности к художественно-образному, эмоциональному восприятию произведений искусства, выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Виды художественной деятельности.
1.1. Восприятие произведений искусства, отражение в них общечеловеческих идей о нравственности: отношение к природе, к человеку и обществу. Выдающиеся художники России, ведущие художественные музеи России, музеи нижегородского края
1.2. Рисунок, материалы для рисунка, красота и разнообразие природы, человека, предметов, выраженные средствами рисунка.
1.3. Живопись, живописные материалы, красота и разнообразие природы, человека, предметов, выраженные средствами живописи.
1.4. Скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
1.5. Декоративно-прикладное искусство, разнообразие форм в природе, как основы декоративных форм в искусстве. Знакомство с произведениями народных промыслов центра России, Нижегородской области.
1.6. Художественное конструирование и дизайн, использование навыков художественного конструирования в жизни человека.
2. Азбука искусства.
2.1. Композиция, элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
2.2. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
2.3. Линия, передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.
2.4. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
2.5. Объем, объем в пространстве и на плоскости.
2.6. Ритм, роль ритма в композиции и рисунке.
3.Значимые темы искусства.
3.1 Родина моя – Россия, представление народа о красоте природы и человека, связь изобразительного искусства с музыкой, сказаниями, сказками, танцами.
3.2 Искусство дарит людям красоту, искусство вокруг нас ,искусство в повседневной жизни человека.
4. Опыт художественно-творческой деятельности
4.1 Участие в различных видах художественной творческой деятельности.
4.2 Овладение основами художественной грамоты
4.3 освоение навыков обсуждения произведений искусства.
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно- творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; умение различать основные виды и жанры пластических искусств;
ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
--- трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
-значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
-некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) изобразительного искусства.
-основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
-основы цветоведения;
уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
освоить элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
различать теплые и холодные цвета;
-- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ФОРМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО необходимо использовать систему оценки ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
В 1 классе ведется без отметочное обучение.
Используется два вида оценивания - текущее и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной характеристикой.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
На занятиях изобразительного искусства в данной программе предусмотрены следующие формы организации творческой деятельности учащихся:
Фронтальная ( классно-урочная), предполагающая обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя;
Индивидуальная форма − применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика;
Коллективная форма (общеклассная)–рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п/п
Дата
Тема занятия
Характеристика учебной деятельности
Пл
фак
1
2
3
4
5
Восхитись красотой нарядной осени 8 час
1
Какого цвета осень?
Пейзаж «Золотая осень»
Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различатькраски осени на картинах живописцев и соотносить их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения природы в отечественной пейзажной живописи и литературе, художественных средств выразительности в создании картины природы на полотне. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и изображать с помощью линий деревья. Изображать по памяти, по воображению картину «Золотая осень», используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в ней своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
2
Твой осенний букет
Дек композиция «Осенний букет»
Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Определять, из каких простых элементов составлены их композиции .Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж. Сравнивать декоративные и живописные изображения родной природы, находить общее и различное. Определять, какие художественные изображения составлены из природных и рукотворных материалов. Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей декоративных композиций, посвящённых осенней природе. . Сверять последовательность своих действий при выполнении творческой работы с работой учителя на доске. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» и выражать в ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка декоративно-прикладного искусства .Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности.
Осенние перемены в природе Осенний пейзаж
«Листопад»
Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях. Различать характерные признаки изменений в осенней природе, сопоставлять их с художественными изображениями на картинах художников и в стихотворениях поэтов и русских народных пословицах. Находить общее и различное в изображении родной природы в разную погоду и в передаче изменчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах
Участвовать в обсуждении различных средств живописи, используемых живописцем для создания выразительных образов природы, её эмоциональных состояний при разной погоде. Изображать по памяти, по представлению осеннюю природу с помощью раздельного мазка и используя элементарные приёмы композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка живописи.
4
«В сентябре у рябины именины».
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, запечатлевших образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. Различать разнообразные формы в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи. Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство. Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия. Участвовать в обсуждении характерных признаков ветки рябины и отличия её декоративного изображения (условность формы, цвета, расположение на поверхности художественной вещи) от живописного.
5
Щедрая осень. Натюрморт «Хлебные дары земли»
Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев. Объяснять значение понятия натюрморт. Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них. Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него. Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи цветом формы и фактуры осенних плодов в натюрморте. Рисовать по памяти, по представлению натюрморт «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дарыземли» (по выбору). .Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи.
Обсуждать и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности.
Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева). Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их. Участвовать в обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторятьза учителем элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,
«завитки», «кустики») и сверять . Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой
росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти. Сверять рисунок с работой учителя. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
7
Ритм травного узора
«Золотые травы России».
Характеризовать художественные изделия, выполненные мастерами из Хохломы, узнавать их своеобразный узор и называть его элементы. Высказывать свои впечатления от восприятия хохломских изделий. Объяснять смысл понятий орнамент, ритм. Участвовать в обсуждении традиций хохломской росписи изделий из дерева; построения хохломского узора, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия..Анализировать хохломской узор: цветовую гамму, порядок чередования элементов (волнистый основной стебель, упругие завитки травинок,
одинаковые группы ягод), место расположения элементов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листочки» — на гребне волны) Повторять за учителем хохломской узор, сверять свои действия с доской. Составлять свою композицию узора на основе волнистого стебля для украшения хохломской ложки, ковша и рисовать её. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Что я знаю и могу. Наш проект «Очей очарованье….»
Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение первой четверти и давать им оценку. Участвовать в коллективной работе по завершению проекта «Очей очарованье». .
. Выполнять творческое задание в группах согласно поставленной задаче:
- составить и оформить коллективную композицию пейзажа из работ одноклассников в группах пейзажистов;Выполнять творческую задачу, стоящую перед каждой группой и всем коллективом.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Обсуждать и оценивать результат коллективной работы.
задачи в группе.
Любуйся узорами красавицы зимы 7 час
9
О чем поведал каргопольский узор. «Орнамент народов Росси»
Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и храмовых построек в городе. Выявлять художественные
особенности формы и узоров каргопольской игрушки и высказывать своё отношение к творениям народных мастеров из Каргополя. Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой. Участвовать в обсуждении особой монолитной объёмной формы каргопольской игрушки, древних знаков-символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры. Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи. Повторять элементы каргопольского узора (знаки-символы солнца, дождя, земли, зёрен) за учителем. Использовать палитру каргопольского узора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
10
В гостях у народной мастерицы Л. Бабкиной. «Каргопольская игрушка»
Рассматривать каргопольские глиняные игрушки. Объяснять смысл древних образов, воплощающих представления русского народа о добре и красоте. Узнавать геометрический узор и цветовую гамму каргопольских игрушек. Участвовать в обсуждении взаимосвязей духовных ценностей русского крестьянина в народном искусстве и творчестве народной мастерицы Бабкиной. Придумывать сказочного героя для своей глиняной игрушки. Выражать в творческой работе своё отношение к каргопольской игрушке. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Пейзаж в графике
«Зимнее дерево».
Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. . Определять, какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже.
Объяснять смысл понятия графика. Участвовать в обсуждении содержания и художественных выразительных средств графических пейзажей. . Различать разнообразие штрихов, линий и рассматривать превращение художественных графических приёмов в художественное изображение разных деревьев (ель, могучий дуб, берёза и т. д.). Выполнять упражнение по созданию образа зимнего дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных или спиральных линий. Изображать по памяти, по представлению деревья в заснеженном лесу и выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы. Обсуждать и давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности.
12
Зимний пейзаж в графике.
«День и ночь».
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток .Определять своими словами главное в них.
Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики. Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи. Участвовать в обсуждении художественных приёмов живописи и графики, с помощью которых художники по-разному передали состояния природы в дневное, вечернее, ночное время суток, их загадочность, привлекательность. Выбирать характер линий для создания образа зимнего дня и ночи и создавать графическими средствами выразительные образы природы в это время суток. Выявлять в композиции дневное и ночное изображение зимней природы. Подбирать цвета для изображения снегопада днём и ночью. Дорисовать по памяти, по представлению чёрной и белой линиями заданную композицию зимнего пейзажа «День и ночь». Использовать приёмы рисования белой линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью графических приёмов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Белоснежные узоры.
«Вологодские кружева»
Рассматривать произведения графики и кружевное изделие. Высказывать своё отношение к ним и к красоте зимней природы. Сравнивать элементы кружева с объектами реальной природы и изображением их в произведениях графики. Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм. Участвовать в обсуждении характера линий (плавные, округлые, резкие или мягкие), которыми выполнены контуры узора в кружеве, приёмов построения кружевного орнамента, роли ритма и симметрии, их сходства и различия с линиями в графике. Приводить примеры на симметричное построение предметов и их узоров. Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге с использованием элементов (по выбору): дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная королева. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью разнообразных белых линий. Обсуждать и давать оценку результатам своей деятельности
14
Цвета радуги в новогодних игрушках
Декоративная композиция
Рассматривать произведения нижегородской фабрики елочных игрушек Узнавать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с помощью которых, мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи настроения праздника в декоративно-прикладном и искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии.
Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости (ближе — дальше), пояснять свой ответ. Решать, какие предметы войдут в собственную композицию, как их расположить в композиции (ближе — дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету. Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток и др.). Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
15
Промежуточная диагностика
По следам зимней сказки
Декоративная композиция
Сравнивать изображение зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений. Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства о зиме и художественных выразительных средств создания сказочного образа построек в царстве волшебницы-зимы и Мороза-воеводы Анализировать постройки по размеру (высокое или приземистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрустальное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д.). Придумывать, каким будет жилище твоего сказочного героя .. Подбирать краски (тёмные, нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приёмы работы кистью в соответствии с замыслом . Рисовать дом, в котором живёт один из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п.).
17-18
Зимние забавы
Рассказывать о забавах, играх, в которые школьникам нравится играть зимой, использовать свой жизненный опыт и наблюдения. Объяснять смысл понятия сюжет. Участвовать в обсуждении содержания, особенностей композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях. Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору» Изображать человека в движении согласно замыслу. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
19
Защитники земли русской
«Богатыри»
Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно-поэтического творчества. Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Открой секреты дымки «Дымковская игрушка»
Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое
главное в их форме и декоре. Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»),находить в них общее и различное. Участвовать в обсуждении художественного своеобразия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской глиняной игрушки (округлость, статность фигуры барыни, стройность коня, богатство оперения хвоста и элементов декора птицы). Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью,
тычком, соблюдать последовательность в работе.
21
Открой секреты дымки
«Дымковская игрушка»
Лепка игрушки
Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
22
Краски природы в наряде русской красавицы
«Красна-девица »
Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма. Участвовать в обсуждении состава традиционного народного костюма северорусского сарафанного комплекса и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отличительных особенностей в крое и декоре. Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Весенний пейзаж «Вешние воды»
Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые
сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы. Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. . Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку.
Аргументировать ответ. Участвовать в обсуждении выразительности цветовых
сочетаний в передаче первых признаков весны в живописных пейзажах. Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
24-25
Декоративная композиция.
«Птицы вестники весны»
Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели» и произведение декоративно-прикладного искусства. Определять своими словами их композицию и колорит .Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова .Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Сравнивать изображение птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции
народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения. Участвовать в обсуждении своеобразия художественного решения образа весеннего прилёта птиц в живописном пейзаже и декоративной композиции, общего и различного в художественном строе произведений различных видов искусства. Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
«У Лукоморья дуб зеленый…» Древо жизни, образ дерева в искусстве
Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни». Сравнивать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач. Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы. Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами.
26
«В царстве радуги - дуги»
Теплые и холодные. Основные и дополнительные цвета.
Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Композиция из весенних цветов.
Красуйся, красота, по цветам лазоревым.
Композиция из весенних цветов.
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находитьв них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета(красный,жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные. Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников. Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, запоминать их. Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое в холодной, третье в смешанной. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
27
Красуйся, красота, по цветкам лазоревым.
Композиция из весенних цветов.
. Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в изображении весенней природы в произведениях искусства, способов получения оттенков, художественных приёмов, которые используют художники . Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить.
Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов красками, полученными путём смешения с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
О неразлучности доброты, красоты и фантазии. «Конь-огонь»
Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них. Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения).Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека. Участвовать в обсуждении образа коня как символа и слуги солнца в декоративно-прикладном и народном искусстве, средств художественной выразительности, используемых при создании образа сказочного, фантастического образа животного и при его реалистическом изображении. Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
29
Какого цвета страна родная?
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, отобразивших природу разных географических широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны .Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников. Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи Знакомиться с произведениями русских, советских и российских поэтов и рассуждать о красоте родной страны, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи музыки и литературы. Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года. Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли. Ее красоте, просторам, природе, истории. . Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Наши проекты
Характеризовать произведения живописи разных жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Определять своими словами самое главное в них. Участвовать в обсуждении содержания произведений искусства, выявлять средства художественной выразительности, которые использует каждый автор, определять характер цветовой гаммы (тёплый или холодный), настроение, которое хотели передать художники. . Участвовать в коллективной работе над проектами
«Город мастеров».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче:
-создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов;
-составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков;
- составить композицию-панно «Весенний букет» из работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками
в группе флористов;
-составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов;
-составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма;
-изготовить декоративные деревья по технологической карте иукрасить их дымковскими узорами в группе дизайнеров ландшафта;
-Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к работе в коллективе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. Оценивать выполненную работу.
33
Итоговая контрольная работа
Итого
33 часа
[link]
Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»: П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. 11а пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща: Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончалов- ский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; 11. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства:
Гончарова. Поднос. Жостово: Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулое- ва. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина. А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, 3. Безденежных. М. Коковихина, И. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.