МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59,
e-mail: school17@mail.ru
Рассмотрено на заседании ПМЛ
протокол №____ от «___»_________2016г.
руководитель _______
О.Н. Кобзева
Согласовано
заместитель директора по УВР
«____» __________ 2016г.
__________ Л.Н. Ломакина
Утверждаю
директор МАОУ СШ №17
______ Ю.А. Цеподой
Приказ №______
«____» __________ 2016г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 8А, Б, В, Г классов
2016 - 2017 учебный год
Кобзева Оксана Николаевна,
учитель изобразительного искусства,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8А, 5Б, 5В, 5Г классов составлена на основе документов:
Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897г.;
Примерная программа по изобразительному искусству. Основная школа. «Изобразительное искусство 5-8 классы», под редакцией Б.М. Неменский, автор составитель Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 07.04.2016 г. протокол № 1 педагогического совета МАОУ СШ № 17;
Образовательная программа основного общего образования МАОУ СШ №17;
Учебный план МАОУ СШ №17 .
Информация о количестве часов:
количество часов в год – 34 часов;
количество часов в неделю – 1 час;
количество контрольных работ – 2 часа.
Содержание учебного предмета
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА — КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ. ХУДОЖНИК — ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ — ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 ч)
Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции (1 час).
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разо-мкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;
гармонично сбалансировать композиции из трех — пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицко-го, К. Малевича.
Тема. Прямые линии и организация пространства (1 час).
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицко-го, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.
Тема. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна (1 час).
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задания: 1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;
2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
Тема. Буква — строка — текст. Искусство шрифта (2 часа).
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;
2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.
Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: журнал «Как», № 3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.
Тема. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции (1 час).
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж-ность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
4) макеты плаката, поздравительной открытки.
Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножни-
цы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
Тема. Многообразие форм полиграфического дизайна (2 часа).
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания: 1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы книг и журналов. [pic]
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ.
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (8 ч).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.
Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность (1 час).
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник— 1 параллелепипед);
баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
Тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете (1 час).
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта;
построение трех уровней рельефа;
добавление архитектурного объекта в виде двух-трех параллелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».
Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля (1 час).
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3—4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания (1 час).
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени (2 часа).
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Задания: 1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя;
проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);
создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция — композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну.
Тема. Роль и значение материала в конструкции (1 час).
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);
2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).
Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
Зрительный ряд: Ко л дер. Мобили, журнал «Дизайн-i», № 20 («Фонтаны Стравинского»), фотографии инсталляций из журналов.
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне (1 час).
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);
цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пе-нягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (11 ч).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного человека — «рукотворная природа». Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
(1 час).
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Задания: 1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;
2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определенной эпохи и стиля.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).
Тема. Город сегодня и завтра Тенденции и перспективы развития современной архитектуры (1 час).
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Задания: 1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;
2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, клей, резак.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье. Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 2001—2002 годы; К. Леду. Проекты для города Шо.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица (2 часа).
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Задания: 1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов;
2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага.
Зрительный ряд: журналы «Нойе Вербунг», «Проект», «Архитектура»; книга «Я — архитектор» (М., 1997); Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн жителей; карты городов Золотого кольца России; М. Дерибере. Цвет в деятельности человека (М., 1964); О. И. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; силуэтные фотографии фрагментов городов из журналов «Архитектура» и др.; реконструкция исторических зон старых городов — см. сборник «Дизайн» (М., 1996) и др.
Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды (2 часа).
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.;
2) эскизный макет витрины магазина.
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера (2 часа).
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);
2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножницы, клей (для аппликации).
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», «Табурет», «ДЬ>, «Мезонин» и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства (2 часа).
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Задания: 1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции);
2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; бумага, имитирующие фактуры по усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, клей, резак.
Зрительный ряд: панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озелененными дворами (из журналов и книг).
Тема. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (1 час).
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. При-родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Задание: коллективная работа — создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи.
Материалы: бумага, картон, материалы, имитирующие фактуры, клей.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; схемы, выполненные учителем и учениками; фотографии афинского Акрополя, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; фотографии архитектурных макетов, выполненных детскими студиями «Старт», «Эдас» и пр.; фотографии архитектурных проектов: И. Уткин. Город-мост; Кендзо Тан г е. Проект застройки Токийского залива; К. Леду. Проект колесной мастерской для города Шо.
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (7 ч)
Организация пространства и среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Тема. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома (1 час).
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома — роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж);
2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) — основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
Тема. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища (1 час).
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома;
2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется на компьютере в программе 3D Architector). Зонирование помещения с помощью цвета.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак.
Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
Тема. Дизайн и архитектура моего сада (1 час).
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Задания: I) создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада;
2) создание общего вида сада — рисунок плюс коллаж (аппликация);
3) макетирование фрагмента сада из природных материалов;
4) создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам
искусства икебаны.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д.
Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды (1 час).
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды — создание рисунка-копии;
создание своего собственного проекта вечернего платья — рисунок или рельефный коллаж;
видеореиортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.
Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак.
Зрительный ряд: журналы мод, журнал «Монитор» и пр.
Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды (1 час).
О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей;
2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.
Материалы: по усмотрению учителя.
Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Рагул. Грим (М., 1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).
Тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна (1 час).
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Задания: 1) рисование прически и макияжа на фотографии;
2) упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре» (попарно, по трое учеников и т. п.).
Материалы: косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.
Зрительный ряд: фотографии из книг: Ли Бейган. Грим, макияж (практическое руководство) (М., 2002); М. Грульке. Суперпрически (М., 2002); журналы моды.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна (1 час).
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви-зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Задание: коллективное задание (по группам): создание имидж-мейкерского сценария-проекта (например, «Петров — лучший спортсмен года», «Иванова — в мэры», «Петрова — мисс Европы») с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.
Материалы: по усмотрению учителя.
Тема. Моделируя себя — моделируешь мир (1 час).
Человек — мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ.
Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп
Тема раздела
Количество часов
Из них
контрольных работ
1.
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
8
2.
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и заданий.
8
1
3.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
11
4.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
7
1
Итого
34
2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 8 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
• использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
1. Личностные
проявляют интерес к новому учебному материалу;
выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности;
проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.
2. Познавательные
выявляют особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.
3. Регулятивные
умеют оценивать свою работу на уроке;
анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке;
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого результата;
корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
4. Коммуникативные
оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера;
вступают в коллективное учебное сотрудничество;
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Литература и средства обучения
Учебник:
- Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н.М. Основы живописи. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
Дополнительная литература для учителя:
Дополнительные пособия для учителя:
• Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 171с.
Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93с.
Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская (и др.). - Волгоград: Учитель, 2010.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. 3. А. Степанчук (и др.). - Волгоград: Учитель, 2009. - 271с.
Урок-презентация / авт.-сост. В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, П. П. Пунчик. - Минск: Краси-ко-Принт, 2009.
Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. П. Н. Пунчик, А. Р. Борисе-вич. - Минск: Красико-Принт, 2009.
Дополнительные пособия для учащихся:
• Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.
• Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / П. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
[link]
1. Печатные пособия.
• Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. - М.: Дрофа, 2006.
• Искусство. Цветоведения: учебный альбом из 18 листов. - М.: Спектр, 2007.
Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов + 64 карточки). - М.: Спектр, 2008.
Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов + 16 карточек). - М.: Спектр, 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD).
CD Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Что такое искусство (CD).
Великий Эрмитаж (CD).
Искусство русского авангарда (CD).
3. Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
№ Тема урока
Количество часов
Домашнее задание
Дата проведения уроков
план
факт
1.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
2.
Прямые линии и организация пространства.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
3.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
4-5.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
2
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
6.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
7-8.
Творческий отчёт по теме: Многообразие форм полиграфического дизайна.
2
Оформить работы
8А 8Б 8В 8Г
9.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
10.
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
11.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
12.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
13-14.
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
2
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
15.
Роль и значение материала в конструкции.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
16.
Творческий отчёт по теме: Цвет в архитектуре и дизайне.
1
Оформить работы
8А 8Б 8В 8Г
17.
Город сквозь времена и страны. Образно стилевой язык архитектуры прошлого.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
18.
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
19-20.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
2
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
21-22.
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
2
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
23-24.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно вещной среды интерьера.
2
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
25-26.
Природа и архитектура. Организация архитектурно ландшафтного пространства.
2
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
27.
Творческий отчёт по теме: Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
1
Оформить работы
8А 8Б 8В 8Г
28.
Мой дом – мой образ жизни. Функционально - архитектурная планировка своего дома.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
29.
Интерьер компонента – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
30.
Дизайн и архитектура моего сада.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
32.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
32.
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
33.
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.
1
Подбор зрительного ряда по теме урока
8А 8Б 8В 8Г
34.
Творческий отчёт по теме: Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Моделируешь себя моделируешь мир.
1
Оформить работы
8А 8Б 8В 8Г