ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Курский государственный политехнический колледж»
Методические рекомендации
для выполнения самостоятельной работы
по дисциплине «Живопись с основами цветоведения»
для специальности 070602.51 Дизайн (по отраслям)
[pic]
[pic]
[pic] [pic]
Курск
2016
Петрухина Маргарита Юрьевна
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» для студентов по специальностей 170602.51 Дизайн (по отраслям).
В методической рекомендации даны указания студентам по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Живопись с основами цветоведения». Рекомендации содержат виды деятельности студентов по каждому самостоятельному заданию, формы контроля
Использование данных методических рекомендаций поможет студентам приобрести практические навыки и позволит расширить знания по дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование раздела
Тема
Виды деятельности студента
Кол-во часов
Формы контроля
Литература
1
2
3
4
5
6
Моделировка пространства и объёма цветом и тоном
1.1.
Акварельный натюрморт на тему: «Дары осени»
18
Просмотр
1 [64-70]
3 [88-95]
1.2.
Декоративный натюрморт на свободную тему
18
Просмотр
1 [64-70]
2 [199-202]
Цветоритмическая композиция
2.1.
Копия фрагмента орнамента с однотоновой гармонией цветов
8
Просмотр
1 [64-70]
2 [199-202]
2.2.
Копия фрагмента орнамента с гармонией родственных цветов
8
Просмотр
1 [64-70]
2 [199-202]
2.3.
Копия фрагмента орнамента с гармонией родственно-контрастных цветов
8
Просмотр
1 [64-70]
2 [199-202]
2.4
Копия фрагмента орнамента с гармонией контрастных и контрастно-дополнительных цветов
8
Просмотр
1 [64-70]
2 [199-202]
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
РАЗДЕЛ 1. МОДЕЛИРОВКА ПРОСТРАНСТВА И ОБЪЕМА ЦВЕТОМ И ТОНОМ
ТЕМА 1.1. Живописный натюрморт
Студент должен изучить: виды натюрмортов; колорит и цветовые отношения в натюрморте; этапы и технику выполнения натюрморта акварелью.
После изучения данной темы студент должен знать: теорию живописи; виды и жанры живописи; живописные средства и техники; основные характеристики цвета; технику моделировки пространства цветом и тоном; этапы выполнения живописного натюрморта.
После изучения данной темы студент должен уметь: технически грамотно наносить краски на бумагу; выполнять живописный натюрморт разной степени сложности акварелью.
Обратить внимание на следующие вопросы:
В чем особенности акварельной живописи?
Расскажите о методе лессировки.
В чем заключается метод алла-прима?
В чем специфика выполнения реалистичного натюрморта?
В какой последовательности выполняется акварельный натюрморт?
Какие цвета называются холодными?
Какие цвета называются теплыми?
Почему теплые и холодные цвета необходимо рассматривать только в сравнении друг с другом?
В какой последовательности выполняется акварельный натюрморт в интерьере?
Как выявляют пространство при выполнении этюда натюрморта в интерьере?
Рекомендуемая литература:
Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова А.Р.Рисунок и живопись. Учебник для техникумов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
РАЗДЕЛ 1. МОДЕЛИРОВКА ПРОСТРАНСТВА И ОБЪЕМА ЦВЕТОМ И ТОНОМ
ТЕМА 1.1 Декоративный натюрморт
Студент должен изучить: особенности создания декоративного натюрморта; принципы и этапы преобразования реалистичного натюрморта в декоративный; роль локального цвета и цветовых отношений в декоративном натюрморте.
После изучения данной темы студент должен знать: теорию живописи; виды и жанры живописи; живописные средства и техники; основные характеристики цвета; технику моделировки пространства цветом и тоном; этапы и способы выполнения декоративного натюрморта.
После изучения данной темы студент должен уметь: технически грамотно наносить краски на бумагу; выполнять декоративный натюрморт гуашью.
Обратить внимание на следующие вопросы:
Что такое локальный цвет?
Какова последовательность работы гуашевыми красками?
Что такое декоративный натюрморт?
Какими способами можно преобразовать реалистичный натюрморт в декоративный?
Что такое контрастное отношение цветов?
Что такое нюансное отношение цветов?
Расскажите об основных этапах работы над декоративным натюрмортом?
В чем отличие декоративного натюрморта от реалистичного?
Рекомендуемая литература:
Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова А.Р.Рисунок и живопись. Учебник для техникумов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
РАЗДЕЛ 2. ЦВЕТОРИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ТЕМА 2.1 Цветоритмическая композиция на основе однотоновой гармонии
Студент должен изучить: принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом; характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлоту, насыщенность, цветовой тон; структуру цветового круга; цветовые гармонии однотоновых цветов.
После изучения данной темы студент должен знать: теорию цветоведения; основные характеристики цвета; систематизацию цветов; принципы смешения цветов; основные закономерности цветовых явлений; принципы и этапы создания цветоритмической композиции.
После изучения данной темы студент должен уметь: выполнять цветоритмические композиции на основе гармонии однотоновых цветов.
Обратить внимание на следующие вопросы:
Какие цвета называют ахроматическими, а какие - хроматическими?
Какими характеристиками обладает цвет?
Что такое композиция? Назовите ее виды.
Что означает такое понятие как «целостность композиции произведения искусства»?
При соблюдении каких условий можно считать композицию удачной?
Что называется композиционным центром и какое значение он имеет в композиции?
В чем значение ритма в композиции?
Какие существуют виды орнаментальных композиций?
Охарактеризуйте виды ритмических повторов.
Назовите группы цветовых гармоний?
Рекомендуемая литература:
Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова А.Р.Рисунок и живопись. Учебник для техникумов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
РАЗДЕЛ 2. ЦВЕТОРИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ТЕМА 2.2 Цветоритмическая композиция на основе гармонии родственных цветов
Студент должен изучить: принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом; характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлоту, насыщенность, цветовой тон; структуру цветового круга; цветовые гармонии родственных цветов.
После изучения данной темы студент должен знать: теорию цветоведения; основные характеристики цвета; систематизацию цветов; принципы смешения цветов; основные закономерности цветовых явлений; принципы и этапы создания цветоритмической композиции.
После изучения данной темы студент должен уметь: выполнять цветоритмические композиции на основе гармонии родственных цветов.
Обратить внимание на следующие вопросы:
Какие цвета называются родственными?
Какими возможностями в создании композиции обладают родственные цвета?
Рекомендуемая литература:
Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова А.Р.Рисунок и живопись. Учебник для техникумов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
РАЗДЕЛ 2. ЦВЕТОРИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ТЕМА 2.3 Цветоритмическая композиция на основе гармонии родственно-контрастных цветов
Студент должен изучить: принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом; характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлоту, насыщенность, цветовой тон; структуру цветового круга; цветовые гармонии родственно-контрастных цветов.
После изучения данной темы студент должен знать: теорию цветоведения; основные характеристики цвета; систематизацию цветов; принципы смешения цветов; основные закономерности цветовых явлений; принципы и этапы создания цветоритмической композиции.
После изучения данной темы студент должен уметь: выполнять цветоритмические композиции на основе гармонии родственно-контрастных цветов.
Обратить внимание на следующие вопросы:
Какие цвета называются родственно-контрастными?
Какими возможностями в создании композиции обладают родственно-контрастные цвета?
Какими способами можно определить гармоничные сочетания родственно-контрастных цветов на основе цветового круга?
Рекомендуемая литература:
Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова А.Р.Рисунок и живопись. Учебник для техникумов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
РАЗДЕЛ 2. ЦВЕТОРИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ТЕМА 2.4 Цветоритмическая композиция на основе гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов
Студент должен изучить: принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом; характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлоту, насыщенность, цветовой тон; структуру цветового круга; цветовые гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.
После изучения данной темы студент должен знать: теорию цветоведения; основные характеристики цвета; систематизацию цветов; принципы смешения цветов; основные закономерности цветовых явлений; принципы и этапы создания цветоритмической композиции.
После изучения данной темы студент должен уметь: выполнять цветоритмические композиции на основе гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.
гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.
Обратить внимание на следующие вопросы:
Какие цвета называются контрастными и контрастно-дополнительными?
Какими возможностями в создании композиции обладают контрастные и контрастно-дополнительные цвета?
Расскажите об особенностях орнаментальных композиций в разные исторические эпохи.
Какое символическое значение имеют цвета?
Рекомендуемая литература:
Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова А.Р.Рисунок и живопись. Учебник для техникумов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Василевская Л.А. Специальное рисование: Учеб. Пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1989. – 127 с.: ил.
Жабинский В.И., Винтова А.В. рисунок: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256с.: 16с.цв.ил
Копейкин М.С., Репин Н.Н. Материалы и техники рисунка.
Короев Ю.И. Начертательная геометрия: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1987. – 319 с.: ил.
Орехов Н.Н. производственная графика. – М.: Высш. шк., 1988. – 192 с..
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М,Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. – 216с., ил.
Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ Беляева С.Е, Розанова Е.А. – М,: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с,: ил,, [16] цв. вкл.
Фигура человека. Основы техники изображения. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 96 с., ил.
Щеголихина А.К., Тимофеева И.Е. Рисунок. – М.: Легкая индустрия, 1976.