Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Осенний пейзаж (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: «Осенний пейзаж»

Цели: - дальнейшее развитие творческих способностей в композиции;

- усвоение правил и законов перспективы, цветоведения;

- воспитание любви к природе, родному краю;

- приобщение к эстетической культуре.



Оборудование.

а) Для учителя. Репродукции картин художников, музыка П.И.Чайковского, стихотворение А.С. Пушкина, работы учителя, последовательность рисования осеннего пейзажа.

б) Для учащихся. Альбом, карандаш, резинка, акварельные краски, баночка с водой, тряпочка, палитра.



План урока.

  1. Организационное начало урока.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Беседа об осени.

  4. Объяснение учебного задания.

  5. Самостоятельная работа учащихся.

  6. Коллективный анализ рисунков.



Схема доски.


Последовательность рисования пейзажа


Репродукции




Работы учителя


Ход урока.


  1. Организационное начало урока.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Настраивайтесь на рабочий лад. Мы начинаем урок.


  1. Сообщение темы урока.

Сегодня вы познакомитесь с одним из жанров изобразительного искусства, а каким, вы мне сейчас ответите сами.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

Верно. Тема нашего урока будет посвящена пейзажу, а именно осеннему пейзажу.


  1. Беседа об осени.

Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей.

Как вы думаете, кто эти люди?

(Художники, поэты, музыканты)

Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщать к прекрасному других.

(Звучит запись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»: «Сентябрь», «Октябрь». На ее фоне читается стихотворение А.С. Пушкина.)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вы услышали, как с помощью музыки и поэзии можно передать красоту природы, не показывая ее изображение. Но у нас есть такая возможность, и мы можем посмотреть, как видят осень художники.

(На доску вывешивается несколько репродукций. Производится краткий анализ произведений живописи.)

Осенью природа может быть пышная и яркая, и колющая голыми ветками, и хлопающая серой слякотью, пока однажды не придет радость пушистого белого снега.

Итак, осень протекает в три этапа. Какие?

(Ранняя, золотая, поздняя осень)

Какое отличие является главным в изображении того или иного этапа осени?

(Цветовое)

Какое настроение, цветовая гамма присущи каждому этапу?

(Дети отвечают на поставленный вопрос)


  1. Сообщение учебного задания.

Сейчас вы превратитесь в художников-пейзажистов и постараетесь в своих работах передать настроение, красоту, величие одного из периодов осени.

Последовательность вашей работы следующая:

  1. Линейный рисунок.

При выполнении рисунка карандашом, важным фактором является выбор уровня линии горизонта.

Горизонт на уровне глаз придает изображенному на картине спокойствие. Высокий горизонт открывает больше пространства, и просторы природы выглядят более величественно. (И.И. Левитан «Над вечным покоем»)

Композиция с низким горизонтом создает более монументальное впечатление, подчеркивает величественность изображаемого объекта.

Также помните о перспективном уменьшении предметов на разных планах: переднем, среднем, заднем. Не забывайте об их композиционном размещении на рисунке.

На эту работу вам отводится 5 минут, после чего переходите к цветовому решению вашей работы.

  1. Цветовое решение рисунка.

Проложите основной тон земли, неба, крон деревьев и дали. Добейтесь их правильного цветового соотношения, сравнивая между собой. Проложив основной тон крупных частей пейзажа, наметьте более мелкие его детали, начиная от переднего плана и посте­пенно переходя вглубь, к горизонту. Передайте кажущееся посветление тона земли по направлению вдаль и разницу освещения первого и дальнего планов.

Постарайтесь передать и другие элементы воздушной перс­пективы: по мере удаления в глубину пространства очертания предметов как бы смягчаются, объем ощущается менее опре­деленно. Сравните тон ближних элементов пейзажа с тоном удаленных, и вы увидите, что самые темные тени будут на переднем плане. Запомните: свет и тень предметов на переднем плане контрастнее, а на удаленных предметах разница между светом и тенью слабее. Такое постепенное ослабление тонов при удалении предметов должно быть передано на рисунке. Кроме того, на первом плане мы видим больше деталей, рельеф­нее воспринимаем их форму, поэтому на рисунке надо кон­кретнее прорабатывать ближний план пейзажа и более обобщен­но, мягко — удаленный. (На доске перечислены основные правила воздушной перспективы)

В конце работы проверьте ваш рисунок: верно ли передано соотношение планов пейзажа, верно ли изображена перспектива отдельных его элементов.


5. Самостоятельная работа учащихся.

Приступаем к рисованию осеннего пейзажа. Не забывайте поглядывать на таблицу с последовательностью рисования пейзажа.

Во время работы учащихся:

  1. Оказывать индивидуальную помощь.

  2. Следить за правильным построением линейного рисунка.

  3. Следить за правильным выполнением пейзажа в цвете.


6. Коллективный анализ рисунков.

(Работы учащихся выставляются у доски)

Давайте проанализируем ваши рисунки. При анализе будем отмечать правильную работу карандашом, красивую композицию, правильную передачу пространства, руководствуясь законами воздушной перспективы.