Урок по ИЗО на тему Цветочная поляна.три основных цвета

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«цветочная поляна».
Три основных цвЕта

Тема коллективной композиции «Цветы».

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету.

Оборудование урока: для учителя – гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся – гуашь (3 цвéта – желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши).

Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвéта и их смешение (составные цвéта); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: загадки по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.

Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).

II. Беседа по теме урока.

Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им особенно нравится рисовать и т. д.

В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области.

Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) – мастер постройки, мастер изображения и мастер украшения.

1) Многоцветие мира – радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.

2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей – основное открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.

3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху».

Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому изученное ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку. Готовность к уроку – это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик.

Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, – красота. (Краски, цветные карандаши.)

А также есть другие инструменты художника:

● Бумага – она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.

● Линейка – преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала – криволинейные линейки.

● Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.

● Палитра – небольшой кусок доски у художников, а у нас – из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.

● Фломастеры, маркёры – используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.

Необходимы художнику и тряпочки – для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки.

Что еще надо знать?

Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений – крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.

Какие из этих «инструментов» есть у вас?

Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка – наши основные материалы.

Некоторые правила работы:

● аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

● смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

● никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

● нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);

● карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.

Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цветá», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п.

Можете ли вы привести еще примеры, ребята?

Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки сплошного цвета (сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-коричневый).

Литературные образы. Загадка:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

А вот маленькие стихотворные сказки:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В тёмно-синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозёрова

БУКЕТ

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, –

Ей на речку хочется самой,

Но ромашка с васильками вянет.

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо.

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зелёной кружке

Первый Таней собранный букет.

З. Александрова

РОМАШКИ

Рыжие макушки,

Белые рубашки.

По лесной опушке

Разбрелись ромашки.

ФИАЛКА

У фиалки нежный аромат.

И над лесом, может быть, от этого

Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

В. Орлов

IV. Составление коллективной композиции.

В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10–20 минут до конца урока изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.

Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления коллективных композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.

V. Итоги урока.

При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.

Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание детей на красоту большой совместной работы – композиции, которая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

[pic] Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).