Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Добринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Утверждено Согласовано
заседании МО директор школы Завуч школы
протокол № 1 Фомин В. А. Черняева Г. Н.
……………… ………………… …………………
от «………» 2016 г. от «…………» 2016 г. от «..……..» 2016 г.
Рабочая программа
по курсу «Мировая художественная литература»
10 класс
на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа составлена:
учителем русского языка
и литературы - Шайкиной Н. В.
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре, авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»., учебного плана МКОУ «Добринская СОШ» на 2015-2016 уч. год.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособие «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень. Данилова Г.И. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2053-2016 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.
Рабочая программа поМХК представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, литература и средства обучения, приложения.
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
освоение основных этапов развития русской художественной культуры как уникального и самобытного явления.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.
Основные дидактические принципы
Принцип непрерывности и преемственности. Курс для 10 предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учётом ранее изученного.
Принцип интеграции. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства.
Интегративный принцип открывает широкие возможности использования разносторонних связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)
В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.
Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.
Актуальность курса “Мировая художественная культура” определяется тем, что в современных педагогических доктринах все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования. В общеобразовательных школах России широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Программа курса активизирует и включает в культурологический контекст знания, полученные в процессе изучения изобразительного искусства, музыки, литературы, языков, истории, географии, обществоведения. Курс мировой художественной культуры формирует в сознании школьников целостную картину мира, развивает интерес к культурному своеобразию и взаимодействию этносов, воспитывает толерантность в гуманитарной сфере. На занятиях у детей должен сложиться определенный запас эстетических впечатлений, опыт общения с миром прекрасного, что, в свою очередь, призвано развить
у них потребность в постоянном расширении и пополнении эстетического опыта.
Важность культурологического воспитания вытекает из самой сущности культуры и необходимости «присвоения» ее ценностей и норм представителями подрастающего поколения в любом обществе.
Концепция изучения предмета:
ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать ее готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных общечеловеческих и национальныххудожественных ценностей, способствовать всестороннемуразвитию и формированию творческих потенций молодогочеловека. При этом содержание курса как предмета складывается из следующих компонентов:
– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
– изучение разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно-историческую эпоху;
– изучение общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.
Формирование ключевых компетенций на базе изучения мировой художественной культуры связано с освоением реального социо-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе, и виртуального пространства мирового художественного наследия. В этом отношении стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны с одной стороны, а с другой, дают возможность по достоинству оценить местные культурные и художественные традиции.
Прежде всего, это приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, осознание ценности национальной культуры, формирование основ толерантного отношения к другим культурам. Во-вторых, приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок, стереотипов национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур. В-третьих, критическая оценка «внушающей силы искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. На этой базе формируются компетенции, связанные с организацией личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей
Данная рабочая программа рассчитана на старшее звено общеобразовательной школы базового уровня
Прогнозируемые результаты.
На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Для учебного предмета «Мировая художественная культура» на базовом уровне приоритетным является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
В 10 классе на изучение мировой художественной культуры на базовом уровне выделяется 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю)
Учебник Данилова Г.И. Мировая художественная культура от истоков доXVII века 10 класс Москва Дрофа, 2010.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по мировой художественной культуреза курс 10 класса:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик
должен знать / понимать
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
уметь
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Учебно-тематическое планирование
Содержание тем учебного курса.
34 часа – 1 час в неделю
Введение – ( 1 ч.)
Древние цивилизации – (6ч.)
Первые художники Земли. Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Древней Передней Азии. Искусство доколумбовой Америки.
Культура Античности – (6ч.)
Эгейское искусство. Золотой век Афин. Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство Античности.
Средние века – (9ч.)
Мир византийской культуры. Архитектурный облик Древней Руси. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Архитектура западноевропейского Средневековья. Изобразительное искусство Средних веков. Театральное искусство и музыка Средних веков.
Культура Востока – (5ч.)
Индия – «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама. Культура востока (обобщающий урок).
Возрождение – (7ч.)
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Золотой век Возрождения. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Календарно-тематическое планирование
п/п
Название темы
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
1
Введение
1
Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций
6 ч.
2
Искусство первобытного человека
1
3
Художественная культура Древней Передней Азии
1
4
Архитектура Древнего Египта
1
5
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
1
6
Художественная культура Мезоамерики
1
7
Зачет по разделу «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций»
1
Художественная культура Античности
6 ч.
8
Эгейское искусство
1
9
Архитектурный облик Древней Эллады
1
10
Изобразительное искусство Древней Греции
1
11
Архитектурные достижения Древнего Рима
1
12
Театр и музыка Античности
1
13
Зачет по разделу «Художественная культура Античности»
1
Художественная культура Средних веков
9 ч.
14
Мир византийской культуры
1
15
Архитектура западноевропейского Средневековья
1
16
Изобразительное искусство Средних веков
1
17
Театр и музыка Средних веков
1
18
Художественная культура киевской Руси
1
19
Развитие русского регионального искусства
1
20
Искусство единого Российского государства
1
21
Театр и музыка средневековой Руси
1
22
Зачет по разделу «Художественная культура Средних веков»
1
Художественная культура средневекового Востока
5 ч.
23
Художественная культура Индии
1
24
Художественная культура Китая
1
25
Искусство Страны восходящего солнца
1
26
Художественная культура исламских стран
1
27
Зачет по разделу «Художественная культура средневекового Востока»
1
Художественная культура Возрождения
7 ч.
28
Изобразительное искусство Проторенессанса
1
29
Архитектура итальянского Возрождения
1
30
Титаны Высокого Возрождения
1
31
Мастера венецианской живописи
1
32
Искусство Северного Возрождения
1
33
Музыка и театр эпохи Возрождения
1
34
Зачет по разделу «Художественная культура Возрождения»
1
Список литературы
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура от истоков доXVII века 10 класс Москва Дрофа, 2010
2. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007
3. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002
Формы и средства контроля
Контрольный срез №1 по теме
«Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций»
(Искусство первобытного человека и Древнего Египта)
Как называется пещера, открытая испанским адвокатом и археологом – любителем Марселино Саутуола в 1875 году , стены которой украшали 25 цветных изображений бизонов в натуральную величину?
А) Альтамира Б)Ласко В) Фон де Гом Г) Нио
2. Почему искусство первоначально носило синкретический характер?
А) потому что оно было связано с потребностью познания окружающего мира Б) потому что оно было связано с ограничениями в орудиях труда В) потому что оно было тесно связано с религиозными верованиями первобытного человека
Г) потому что оно было связано с отсутствием первобытного человека интереса к искусству
3. К какому этапу Каменного века ученые относят первые скульптурные произведения?
А) Мезолит Б) Палеолит В) Неолит Г) Энеолит [pic]
4. Дайте название скульптуре.
А) «Венера» Б) «Афродита» В) «Мадонна» Г) «Эвридика»
5.Самые простые из мегалистических сооружений
А) Дольмен Б) Кромлех В) Кромлен Г) Менгир
6) Самый известный Кромлех называется
А) Теночтитлан Б) Зиккурат В)Стоунхендж Г)Пропилеи
7. Что является самой ранней формой театрального искусства?
А) Пантомима Б) Музыка В) Танец Г) Цирк
8) Что такое тотем?
А) Танец – заклинание Б) Пластическое изображение сцен охоты В) Предмет почитания или культа группы людей Г) Божество
9. Одно из семи чудес света, расположенное в Египте
А) Стоунхендж Б) Зиккурат В) Библиотека Г) Пирамиды
10. Кто является автором пирамиды Хеопса?
А) Геродот Б) Имхотеп В) Хемиун Г) Джоссер
11. Единственная пирамида, сохранившая полированную облицовку.
А) Пирамида Хефрена Б) Пирамида Хеопса В) Пирамида Джоссера С) Пирамида Микерина
12. Самая маленькая пирамида Египта
А) Пирамида Хефрена Б) Пирамида Хеопса В) Пирамида Джоссера С) Пирамида Микерина
13. Этот храм находится в Луксоре, вход в который оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараонами и текстом поэм о военных подвигах. В честь какого бога поставлен этот храм?
А) Амон Ра Б) Аменхотеп В) Хатшепсут Г) Яхмос
14. Там находится сорок гробниц царей и их потомков, некоторые захоронены в углублениях скал на сотни метров.
А) Храм Амон – Ра Б) Храм царицы Хатшепсут В) Храм бога Гора в Эдфу Г) Долина царей
15. Обряд мумификации иначе называется:
А) Эци Б) Бальзамирование В) Канон Г) Скальпирование
16. Как называется выпуклое изображение на плоскости, с помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов в Древнем Египте?
А) Фреска Б) Скульптура В) Живопись Г) Рельеф
17. Царица, «прекрасная ликом»
А) Пенелопа Б) Аменхотеп В) Нефертити Г) Клеопатра
18. В помещении одной из погребальных камер гробницы фараонов Говард Картер нашел его Золотую маску. О ком идет речь?
А) Эхнатон Б) Тутанхамон В) Атон Г) Рахотеп
19. На каком музыкальном инструменте не играли в Древнем Египте?
А) Арфа Б) Флейта В) Систры Г) Лира
20. Дайте названия изображенным предметам . [pic]
В) [pic]
А)
Б) Г)
[pic] [pic]
Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневекового Востока и художественную культуру Возрождения. Базовый уровень. На выполнение работы - 45 минут. Предлагаемый тест состоит из 3 частей
ТЕСТ
1 часть
1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках
а) изображение человека
б) животных
2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:
а) кариатиды;
б) куросы;
в) атланты
3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:
а) Акрополь;
б) Парфенон;
в) Илион.
4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде
а) лев с головой человека;
б) человек с головой шакала;
в) кошка с головой человека.
5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":
а) менестрели;
б) миннезингеры;
в) трубадуры.
6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".
а) Софийский собор в Полоцке;
б) Софийский собор в Константинополе.
в) Храм Василия Блаженного;
7. Искусство средневековья проникнуто духом:
а) символики;
б) науки;
в) мифологии.
8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:
а) реформация;
б) интуитивизм
в) гуманизм;
9. Отличительные черты Возрождения:
а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;
б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;
в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.
10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:
а) изобразительное;
б) "искусство слова";
в) музыкальное.
11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:
а) исторические события Италии 14-16 вв.;
б) Mадонна с младенцем;
в) изображение природы Италии.
12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:
а) Брунеллески;
б) Джотто;
в) Боттичелли.
13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:
а) искусство Западной Европы;
б) искусство Древнего Востока;
в) искусство Византии.
в) Леонардо да Винчи.
14. Временные рамки эпохи Возрождения:
а) 12-15 века;
б) 12-14 века;
в) 13-16 века.
15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:
а) они хотели остаться безызвестными;
б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;
в) они копировали старых мастеров.
16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?
а) "Сотворение мира";
б) "Потоп";
в) 'Тайная вечеря"
17. Временные рамки Северного Возрождения:
а) 14-16 века;
б) 12-16 века;
в) 15-16 века.
18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:
а) Андрея Боголюбского;
б) Владимира,
в)Ярослава Мудрого;
19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений
сочетается:
а) с научностью;
б) со средневековой фантастикой и суеверием;
в) с оптимизмом.
20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:
а) люди и природа;
б) библейские пророки;
в) богатые горожане.
2 часть
21. Соотнеси название работы и автора:
1) "Джоконда"; а) Микеланджело;
2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;
3) "Давид", в)Леонардо да Винчи
22. Соотнеси автора и название:
а) "Воз сена"; 1) Альбрехт Дюрер;
б) "Битва Карнавала и Поста"; 2) Иероним Босх;
в) "Всадник, смерть и дьявол"; 3) Питер Брейгель.
23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.
1- ;
2- ; 3- .
24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:
1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».
2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума
3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.
А) Возрождение
В) Средние века
Д) Античность
25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:
А) Индия
Б) Китай
В) Япония
Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…
Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…
Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа
3 часть
26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Проанализируйте это произведение.
КЛЮЧИ:
№ вопроса
Ответ
Кол.-во баллов
1
а
1 балл
2
а
1 балл
3
б
1 балл
4
а
1 балл
5
в
1 балл
6
б
1 балл
7
а
1 балл
8
в
1 балл
9
в
1 балл
10
а
1 балл
11
б
1 балл
12
б
1 балл
13
в
1балла
14
в
1 балл
15
в
1 балл
16
б
1 балл
17
б
1 балл
18
а
1 балла
19
а
1 балл
20
а
1 балл
21
1 - в,2 - б ,3 – а
3 балл
22
1-в , 2-а, 3-б;
3 балл
23
ветер, огонь, вода,
3 балла
24.
1 – В, 2 – Д, 3 – А
5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)
25.
А-Е, Б-Г, В-Д
3 балла
26.
«Сикстинская Мадонна»
3 балла
Критерии оценивания работы:
Максимальное количество баллов – 40
35 – 40 баллов –«5» - отлично
25 - 34 балла – «4» - хорошо
19 - 24 балла – «3» - удовлетворительно
Менее 19 баллов -« 2» - неудовлетворительно