Изобразительное искусство 7 кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю.

методического объединения с зам. директора школы по УВР Директор школы

учителей художественно _________________ ________________

-эстетического цикла Острокостова В.Т. Солошенко Н.М .

Протокол №____________ «______» __________2016 г Приказ № _____________

от «_____» _______ 2016 г. от «___» _____________2016 г.

Руководитель МО

________________________

Фролова Л.В.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования


по искусству (Изобразительное искусство)

для 7 класса


(ГОС ООО)









Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной

программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ

(«Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией

Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. )






учителем изобразительного искусства и

черчения

Фроловой Людмилой Викторовной








2016 год





Паспорт рабочей программы




п.п.

Раздел рабочей программы

Нумерация страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно – тематический план

6

3

Содержание тем учебной программы

7

4

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

10

5

Тематическое планирование

11

6

Критерии оценивания реализации рабочей программы

18

7

Ресурсное обеспечение программы

19




































Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.


Структура документа

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.


Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.


Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.


Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


















































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


Содержание

Кол-во часов

Понимание красоты человека

9

Ценности повседневной жизни

7

Великие темы жизни

10

Особенности образного языка плаката, книжной графики

9

Всего

35



Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 28; уроков-бесед – 3; обобщающих работ - 4.

































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Понимание красоты человека (9 часов)

Человек в живописи, графике, скульптуре(1 час)

Человек – главная тема в искусстве. искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в разные исторические эпохи.

Беседа с показом репродукций и фото.

Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.

Красота фигуры человека в движении (2 часа).

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 века.

Лепка фигуры человека в движении.

Красота согласованности движения людей(1 час).

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схема движения фигуры человека.

Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы».

Учимся рисовать человека с натуры (наброски). (1 час)

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски фигуры человека с натуры (товарищ по классу).

Тематическая композиция: «Моя будущая профессия» (2 часа).

Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа.

Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».

Обобщение темы четверти(1 час).

Представления школьников о красоте современного человека. Выявление того, что из представлений прошлых веков входит в наше видение красоты человека сегодня.

Беседа. Обобщение, итоги четверти.


Ценности повседневной жизни (7 часов)

Процесс создания картины(1 час).

Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.

Беседа с показом репродукций.

Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя семья», «Моя школа» (2 часа).

Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.

Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе». (2 часа).

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. Передача цветом пространства. Последовательность работы над композицией. Приемы переноса эскиза на большой лист.

Изображение сюжетной композиции: «К звездам», «В походе» и др.

Творчество Я. Вермеера(1 час).

Голландия 17 века, расцвет бытового жанра. Изображение бытовых сцен выделилось в самостоятельный жанр искусства. Вермеер Дельфтский (1632 – 1678) – голландский живописец, творчество которого раскрывает поэзию и красоту повседневного быта.

Беседа с показом репродукций.

Творчество А. А. Пластова, И. Е. Репина, П. А. Федотова(1 час).

Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.

Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.


Великие темы жизни (10 часов)

Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени(1 час).

В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы. В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношения художника к разным явлениям жизни.

Беседа с показом репродукций картин.

Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня» (3 часа).

История возникновения графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Выполнение отпечатков с клише по теме: «Нет войне», «Память» и др.

Творчество В. И. Сурикова(1 час).

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества. Биография художника.

Ценности личного видения исторических событий. Художник – выразитель чувств и мыслей своего времени. Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.

Беседа с показом репродукций.

Историческая тема в живописи. Былины(3 часа).

Отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра. Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев. Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи.

Выполнение иллюстраций былин.

Библейские сюжеты(1 час).

Вечные темы в искусстве. Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия. Библейские темы в период Возрождения, XVIII-XIX века.Одна тема библии у разных художников.

Эскиз на библейский сюжет «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество» и др.

Подведение итогов III четверти(1 час).

Выставка и обсуждение лучших работ за 3 четверть. Доклады поисковых групп.

Выставка детских работ за четверть. Игра «Кто вперед».


Особенности образного языка плаката, книжной графики (9 часов)

Плакат(1часа):

Рисунок в плакате(1 час).

Шрифт в плакате(2 час).

Плакат как особый вид графики. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда). Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Ведущие мастера плаката.

Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).


Книга по искусству(3 часа):

Отличие книжной графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Отличие книг и альбомов по искусству от других изданий.

Обложка(1 час).

Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Обложка и иллюстрация, обложка и плакат. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.

Титул(1 час).

Титул книги – ее визитная карточка. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. Виды титулов (контртитул, разворотный титул, шмуцтитул), где, в каких книгах они встречаются; средства выразительности титула, стилевое единство всех компонентов книги.

Шрифт(1 час).

Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Размер буквицы, промежутки и соединения букв. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа (с иллюстрацией) в макете. Буквица, ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления.

Изготовление из бумаги книги по искусству.


Экслибрис (1 час).

Экслибрис – из книги. Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса. Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я. Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.

Изготовление экслибриса для книги по искусству.


Обобщение знаний за два года (6-7 классы) (1 час).

Беседа. Выставка лучших работ за 2 года. Доклады поисковых групп. Экскурсии по выставке детских работ. Вопросы для проверки полученных знаний по станковым видам изобразительного искусства.

Оформление выставки детских работ.













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.


Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока


Воспитательные, образовательные и практические задачи урока

Примечание

пл

фк

I четверть. Тема четверти: «Понимание красоты человека» (9 часов).

1.



Человек в живописи, графике, скульптуре.



-Воспитание любви к искусству.

-Изучение главной темы искусства – человек.

-Дать представление о красоте человека в разные исторические эпохи. Человек – как высшая ценность общества.

-Просмотр тематических композиций – человек в живописи, графике, скульптуре.


2.



Красота фигуры человека в движении.


-Формирование понятий о красоте фигуры человека, пропорциях, динамики движения, выразительности силуэта.

-Знакомство с работой скульптора, материалами (глина, дерево, камень, металл и др.).

-Развитие навыков работы с материалом, изготовление проволочного каркаса, работа способом наращивания. О


3.



Красота фигуры человека в движении.


-Формирование понятий о красоте фигуры человека, пропорциях, динамики движения, выразительности силуэта.

-Знакомство с работой скульптора, материалами (глина, дерево, камень, металл и др.).

-Развитие навыков работы с материалом, изготовление проволочного каркаса, работа способом наращивания. Обработка деталей


4.



Красота согласованности движения людей.


-Воспитание уважения к различным видам искусства.

-Знакомство с понятием - силуэт, возможностью аппликации в передачи синхронного движения.

-Беседа о красоте человека в движении. Выбор темы и сюжета.


5.



Учимся рисовать человека с натуры (наброски).


-Знакомство с понятием – набросок, возможностью языка графики в передаче характера образа.

-Понимание рисунка как способа познания окружающего мира, изучение его.

-Наброски с товарища по классу, рассматривание фигуры с разных точек. Выразительность движений.


6.




Тематическая композиция: «Моя будущая профессия».

-Воспитание любви и уважения к людям разных профессий.

-Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Важность каждой профессии в жизни человека.

-Изображение человека в любом виде труда, раскрытие сюжета через композицию, характер позы, колорит картины


7.



Тематическая композиция: «Моя будущая профессия».

Воспитание любви и уважения к людям разных профессий.

-Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Важность каждой профессии в жизни человека.

-Изображение человека в любом виде труда, раскрытие сюжета через композицию, характер позы, колорит картины.

-Работа над нюансами.


8-9.




Обобщение темы четверти.

-Представление школьников о красоте современного человека.

-Выявление того, что из представлений прошлых веков входит в наши видения красоты человека сегодня.

-Рассказы о профессиях человека, поговорки и пословицы о труде, отчеты поисковых групп.


II четверть. Тема четверти: « Ценности повседневной жизни» (7 часов).

1.

(10)



Процесс создания картины.


-Познакомить детей с работой художника над созданием картины (тема, сюжет, содержание, образы героев, композиция, колорит и т.д.).

-Беседа о творчестве мастеров искусства, монографический обзор творчества художников И. Е. Репина, А. А. Пластова, П. А. Федотова.


2.

(11)



Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя семья», «Моя школа».


-Познакомить с понятиями сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства.

-Развитие интереса к повседневному бытию человека, радости жизни.

-Выбор темы для сюжета. Составление эскиза, поиск образа картины.



3.

(12)



Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя семья», «Моя школа».


Продолжить знакомство с понятиями сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства.

-Развитие интереса к повседневному бытию человека, радости жизни.

-Работа над темой сюжета.

-Проработка деталей работы


4.

(13)



Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе».


-Повышение интереса учащихся к произведениям графики и живописи.

-Развитие композиционных навыков. Составление тематических композиций.

-Умение видеть значительность каждого момента жизни. Способность быть наблюдательным.


5.

(14)



Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе».


-Повышение интереса учащихся к произведениям графики и живописи.

-Развитие композиционных навыков. Составление тематических композиций.

-Умение видеть значительность каждого момента жизни. Способность быть наблюдательным.


6.

(15)



Творчество Я. Вермеера.

-Знакомство с произведениями мастеров европейской живописи.

-Вермеер Дельфтский – мастер «вольерной» живописи, основоположник бытового жанра.

-Просмотр репродукций картин художника: анализ цветовых, тоновых оттенков, свет.


7.

(16)



Творчество А. А. Пластова, И. Е. Репина, П. А. Федотова.


-Закрепление понятия – бытовой жанр.

-Монографический обзор творчества художников Репина, Пластова, Федотова.

-Выступления поисковых групп (доклад).


III четверть. Тема четверти: «Великие темы жизни» (10 часов).

1.

(17)



Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени.

-Познакомить детей с тиражной графикой

-Научить видеть в графических работах отображение борьбы добра и зла, чувства и мысли художника.

-Вызвать отношение к разным явлениям жизни.


2

(18)



Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня».


-Познакомить с историей возникновения жанра.

-Рассмотреть различные виды тиражной графики: офорт, линогравюра, ксилография, гравюра и т.д.

-Рассмотреть графическую технику, выразительность пятна, линии.


3.

(19)



Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня».


-Познакомить с историей возникновения жанра.

-Рассмотреть различные виды тиражной графики: офорт, линогравюра, ксилография, гравюра и т.д.

-Рассмотреть графическую технику, выразительность пятна, линии.


4.

(20)



Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня».


-Познакомить с историей возникновения жанра.

-Рассмотреть различные виды тиражной графики: офорт, линогравюра, ксилография, гравюра и т.д.

-Рассмотреть графическую технику, выразительность пятна, линии.


5.

(21)



Творчество В. И. Сурикова.

-Расширение знаний об историческом жанре.

-Знакомство с личностью художника, его отношением к жизни, истории России

-Выступление поисковых групп о биографии художника, проблемах творчества


6.

(22)



Историческая тема в живописи. Былины.


-Рассмотреть отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра.

-Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев.

-Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи, исполнение работы.


7.

(23)



Историческая тема в живописи. Былины.


Рассмотреть отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра.

-Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев.

-Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи, исполнение работы.


8.

(24)



Историческая тема в живописи. Былины.


Рассмотреть отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра.

-Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев.

-Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи, исполнение работы.


9.

(25)



Библейские сюжеты.



-Обобщение изученного материала за четверть.

-Выставка детских работ за третью четверть.

-Игра «Кто вперед» (по ¼ репродукции угадать название работы и автора). Доклады поисковых групп.


10.

(26)



Подведение итогов III четверти.


-Обобщение изученного материала за четверть.

-Выставка детских работ за третью четверть.

-Игра «Кто вперед» (по ¼ репродукции угадать название работы и автора). Доклады поисковых групп.


IV четверть. Тема четверти: «Особенности образного языка плаката, книжной графики» (9часов).

1

(27)








Плакат.







-Знакомство с понятием – плакат, разновидностями плаката, его образным языком.

-Использование плаката в повседневной жизни.

-Просмотр плакатов, выбор темы, выполнение эскизов плакатов.




2

(28)






Рисунок в плакате.


-Изучить значимость плаката – особого вида графики, оружие в борьбе за идеал.

-Рассмотреть специфику образного языка: ясность, лаконичность, образность, декоративность.

-Ограничение цветов в плакате.



3.

(29)




Шрифт в плакате.


-Дать понятие, что такое шрифт.

-Рассмотреть модуль букв, виды шрифтов, пропорции шрифта.

-Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком.



4.

(30)



Шрифт в плакате.


Дать понятие, что такое шрифт.

-Рассмотреть модуль букв, виды шрифтов, пропорции шрифта.

-Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком.



5

(31)















Книга по искусству.

Обложка.











-Воспитание бережного отношения к книгам.

-Знакомство с понятием тиражная графика (книги, открытки, марки, газеты, журналы и т.п.).

-Найти отличие книжной графики от других видов графики.

-Знакомство с художниками- иллюстраторами (И. Я. Билибин, Фаворский).

-Знакомство с составными частями книги: обложка и суперобложка.

-Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки их средства выразительности.

-Сравнение обложка и иллюстрация, обложка и плакат.



6

(32)




Титул.


-Титул книги ее визитная карточка.

-Рассмотреть виды титульных листов, отличие титула от обложки.

-Изучить средства выразительности титульного листа.



7.

(33)




Шрифт.


-Закрепить знания о шрифте.

-Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Роль буквицы, ее расположение на листе, связь с текстом, с общим замыслом оформления.

-Выполнить оформление книги по искусству: обложка, титул, буквица, заставка, концовка.



8.

(34)



Экслибрис.


-Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса.

-Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я.

-Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.


9.

(35)



Обобщение знаний за два года (5-6 классы).


-Обобщение изученного материала за 2 года.

-Оформление выставки детских работ выполненных за 2 года.

-Доклады поисковых групп.





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

«Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Тесты. Викторины. 5-7 классы.» Волгоград «Учитель», 2008



Оценка`5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.


Оценка`4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка`3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка`2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка`1`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.(НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ)
















РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.


Учебник, учебное пособие


Рабочая тетрадь для обучающихся


Электронное приложение к УМК


Методическое пособие с поурочными разработками

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.



Дидактический материал

Бойко Н. П.Истории знаменитых полотен: очерки

о русской живописи –– Пермь; 2012г.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)



Список используемой литературы

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.


Автоматизированное рабочее место учителя

Компьютер

Цифровые и электронные образовательные ресурсы, Интернет - ресурсы

- [link]



Оборудование, материалы, инструменты

Акварельные и гуашевые краски; карандаши простые, цветные и восковые; ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, баночка для воды, ветошь, альбом.