МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю.
методического объединения с зам. директора школы по УВР Директор школы
учителей художественно _________________ ________________
-эстетического цикла Острокостова В.Т. Солошенко Н.М . Протокол №____________ «______» __________2016 г Приказ № ____________
от «_____» _______ 2016 г. от «___» _____________2016 г.
Руководитель МО
________________________
Фролова Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
модуль
« В МИРЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ »
для 6 класса
(ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана на основе программы дополнительного художественного образования «Волшебный мир народного искусства. О.И.Радомская». Научный руководитель проекта — Л. В. Школяр, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
учителем изобразительного искусства и
черчения
Фроловой Людмилой Викторовной
2016 г
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- п.п.
Раздел рабочей программы
Нумерация страницы
1
Пояснительная записка
3
2
Учебно – тематический план
8
3
Планируемые результаты освоения учебной программы
9
4
Содержание тем учебной программы
10
5
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
12
6
Тематичекое планирование
13
7
Критерии оценивания реализации рабочей программы
17
8
Ресурсное обеспечение программы
20
Пояснительная записка
При введении федерального образовательного стандарта второго поколения, значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Беррес Фредерик Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах ученых Дж. Расселла, Б и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса.
Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям. Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе (Кукосян, Князева, 2001)
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам П. А. Юцявичене и ее учеников.
Проанализировав педагогическую литературу на данную тему, можно выделить несколько точек зрения на понимание модуля и технологию его построения. Одни авторы стремились позволить учащимся работать в свободном темпе, другие пытались помочь обучающимся определить сильные и слабые стороны и возможности в обучении, третьи стремились интегрировать различные формы и методы обучения.
Т.И. Шамова определила понятие модуль как «целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием». По её мнению, модуль включает в себя целевой план действий (функциональность), банк информации (учебное содержание) и методическое руководство по достижению поставленных целей (Шамова, 1994).
П.А. Юцявичене даёт следующее определение: «модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» (Юцявичене, 1990)
В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой одним из значений слова «модуль» является «отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» (Ожегов, Шведова, 1999).
Особенности модульного обучения:
сущность состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем;
ведущими принципами модульного обучения являются принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы;
модульная технология состоит модульной программы и модульного урока;
содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью (Третьяков, Сенновский, 2001);
ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях;
меняется форма общения ученика и учителя. Учитель выступает консультантом, помощником в решении поставленных целей
Модульный подход имеет много преимуществ перед традиционным как в отношении учащихся, так и в отношении учителей, но есть и определённые трудности. Некоторые из преимуществ и трудностей отмечает Г.Ю. Ксезонова (2000).
Преимущества для учащихся:
каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объёме и что должен уметь после изучения модуля;
каждый может самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои возможности;
учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.
Преимущества для учителя:
возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
своевременная идентификация проблем в обучении • выполнение творческой работы, заключающейся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании им возможной помощи.
Основные трудности для учащихся:
ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
ученики должны выполнять большой объём самостоятельной работы;
ученики сами несут ответственность за своё обучение.
Основные трудности для учителей:
необходимость изменения привычного образа мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
необходимость изменения структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целенаправленной и результативной работы каждого ученика;
большая трудоёмкость конструирования модулей, их материалоёмкость;
необходимость высокой педагогической и методической квалификаций, наличия специальных учебных пособий.
Таким образом, традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников
Направленность программы модуля«В мире народных промыслов » является программой художественно-эстетической направленности, по виду деятельности – художественно-декоративное творчество.Настоящая программа разработана для обучающихся в 6 классе
Актуальность программы
Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области художественного воспитания. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Занятия декоративным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программа вводит ученика в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей, причем способностей любого ребенка, а не только «одаренного от природы».
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сначала постепенно погружаются в мир народного искусства, учатся видеть связь искусства с жизнью человека. Затем узнаёт новые техники, понимая, что искусство не стоит на месте, он развивается и совершенствуется. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (народного и современного), так и через практическую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Выполнять творческие работы рекомендуется разными художественными материалами и инструментами.
Целью программа является развитие интереса детей к творческой деятельности и активности в процессе освоения народных промыслов и современных техник.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области конструирования и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
В процессе занятия дети познакомятся как традиционными народными промыслами (Дымка, Городец, Хохлома, народные куклы), так и с новыми техниками (торцевание,оригами, лепка из солёного теста,) где используются подручные материалы, не требующими специального оборудования. Все вышеназванные техники предполагают работу с легко доступными материалами, которые позволяют работать с разновозрастными детьми.
Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями. Но искусство не стоит на месте, оно развивается. Поэтому дети знакомятся с новыми современными техниками, что позволяет в равной степени охватить декоративное искусство.
Структура программы
Программа состоит из двух разделов: «Традиционные промыслы декоративного искусства России» «Современные техники декоративного искусства».
Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности. Каждый этап предусматривает занятия по традиционным народным и новым видам декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа имеет следующие особенности:
теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподаётся с опорой на житейский опыт учащихся;
в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с историей, географией, изобразительной деятельностью, технологией;
включены уроки-эксперименты, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята.
при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточек с индивидуальными, творческими заданиями, что даёт возможность подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность.
Программа построена таким образом, чтобы дать стройное и, по возможности, целостное представление о возможностях декоративного искусства в жизни человека.
Большая часть учебного времени отводиться на практические работы, работу над индивидуальными творческими проектами.
При реализации программы используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов при работе с подручными материалами сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Практические методы, включающие ряд упражнений с материалами, а также их комбинирование, обеспечат формирование увлеченности работой и в целом всем процессом творческой деятельности.
Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи и изготовление практически значимых поделок, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
Многие дети будут впервые знакомиться с техниками, и воспринимать выразительные возможности верёвки, бумаги, ткани и других материалов. Однако их взгляд на окружающие предметы станет более пристальным, нацеленным на возможность творческого использования различных материалов, что обусловит проявление интереса к художественно-творческой деятельности.
Особенно плодотворным, на наш взгляд, является общение детей с подлинниками изобразительного фольклора в процессе беседы по истории искусства, прогулок и наблюдений природы, экскурсий в музеи и, конечно, работы над собственными творческими (индивидуальными и коллективными) композициями.
Данная программа не может охватить в полном объёме весь богатый материал декоративного искусства, но сможет вооружить учащихся знаниями об основах направлениях в народном творчестве, увлечь новыми декоративными техниками, способствовать пространственному представлению, образному мышлению.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
П\П
Темы занятий
Кол-во
часов
всего
теор.
практ.
1
Вводное занятие, техника безопасности на уроке.Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
0,5
0,5
-
Традиционные промыслы декоративного искусства России.
2
Дымковская роспись.
1,5
0,5
1
3
Городецкая роспись.
2
0,5
1,5
4
Хохломская роспись.
2
0,5
1.5
Современные техники декоративного искусства.
5
Солёное тесто.
1
0,5
0,5
6
Изонить.
1
0,5
0,5
7
Творческая проектная работа.
1
-
1
Итого
9
3
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВАОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
К концу обучения дети должны знать:
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем.
Название и назначение различных материалов
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и т.д.)
Названия и технику декоративного искусства и их простейшие базовые формы.
Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах.
Знать виды декоративного искусства, технологию изготовления изделий.
К концу обучения дети должны уметь:
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Экономно размечать материал с помощью шаблонов.
Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы.
Уметь выполнять следующие операции:
различать техники;
отличать элементы и способы их выполнения;
умение сравнивать с образцом;
Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий
Уметь изготавливать изделия используя различные техники
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Введение. Народные промыслы. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых работ и презентации с различными видами народных декоративных работ, выполненных в разных техниках;
Знакомство с организацией рабочего места и рабочими материалами, техникой
безопасности при работе с ними, выработка правил.
Традиционные промыслы декоративного искусства России.
Знакомство с народными декоративными росписями России, с историей их возникновениями, с географией расположения промысла, с элементами и материалами; с особенностями Дымковской, Городецкой, Хохломской росписями, традиционными куклами России.
2. Дымковская роспись.
Теория: Знакомство с дымковской игрушки, материалами; с правилами выполнения куклу из пластилина; с элементами и орнаментами народной игрушки. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть и гуашью, как красить и расписывать.
Практическая работа: выполнение дымковской игрушки (куклы, лошадки).
Умения и навыки: умение пользоваться пластилином, кисточками; правильно находить место на изделии для росписи; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении росписи.
3. Городецкая роспись
Теория: Продолжить знакомство с Городецкой росписью, материалами; с правилами выполнения городца; с элементами и орнаментами народной росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть и гуашью, как красить и расписывать.
Практическая работа: рисование элементов Городецкой росписи, составление из элементов букетов, поэтапное рисование птиц, животных и людей, выполнение коллективного панно.
Умения и навыки: умение пользоваться кистями разных размеров; правильно находить место на изделии для росписи; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении росписи.
4. Хохлома.
Теория: познакомить с помыслом Хохлома; с правилами выполнения хохломских мотивов; с элементами, орнаментами и цветовой гаммой росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть без предварительного рисунка, как расписывать готовое изделие.
Практическая работа: выполнение хохломскую роспись (травка, Кудрина, орнамент в квадрате и круге, роспись деревянной основы).
Умения и навыки: умение пользоваться кисточками; правильно находить место на изделии для росписи; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении росписи.
9. Солёное тесто.
Теория: познакомить с техникой объёмной лепки, росписью композиций из солёного теста гуашью; приклеивание изделия из солёного теста на доску и их оформление.
Практическая работа: изготовление коллективного панно «Букет ромашек», индивидуальная работа:«Смешарики», «Моё любимое животное», «Подкова на счастье».
Умения и навыки: умение делать игрушки из солёного теста согласно инструкции взрослого, дополнять художественный образ росписью и аппликацией.
6.Изонить.
Теория: «Нитяна́я гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки».
Практическая работа: выполнение элементов вышивки (угол, круг, листик); панно «Петушок», «Подводный мир», «Лебеди».
Умения и навыки: умение делать несложные орнаменты из элементов: угол и окружность согласно инструкции взрослого; составлять несложные композиции и вышивать их.
7. Творческая проектная работа.
Теория: проект – его задачи, методика выполнения проектной работы.
Практическая работа: выполнение творческого проекта по выбранной детьми технике.
Умения и навыки: умение делать собственный выбор, ориентируясь на свои умения, интерес, материалы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
При выполнении программы учащиеся должны знать:
Историю народных промыслов России (обзорно: Дымково, Городец, Хохлома и др.) и современные техники России и других стран (оригами, тоцевание, кусудама, декупаж и др.);
Приёмы кистевой росписи;
Правила работы в различных техниках;
Правила выполнения эскизов, чертежей, лекал и выкроек изделия;
Правила работы по технической карте и правила её изготовления;
Правила работы с различными материалами (тканью различной фактуры, мехом, кожей, деревом, глиной, тестом и др);
Основы цветоведения, композиции, пропорции;
Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, резаком, клеем, стеклом;
Должны уметь:
Выполнять эскизы, чертежи, выкройки изделий; разрабатывать собственные композиции;
Выполнять различные ручные швы;
Проводить сборку элементов игрушек на основе и без неё;
Определять расход материала для различных изделий, пропорции и характер рисунка;
Оформлять готовое изделие для выставки;
Самостоятельно выполнять изделие по своему чертежу;
Оценивать эстетические качества изделия;
Работать в группе над общим изделием;
Проявлять чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимопонимания;
Уважать труд своих товарищей;
Стремиться к совершенствованию своих трудовых и художественных навыков;
Стремиться к эстетике вещей в повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- п\п
Дата
Тема занятия
Оборудование
Наглядность
Литература
Цели
Примечания
пл
фк
Традиционные промыслы декоративного искусства России.
1.
Введение. Народные промыслы.
Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Знакомство с традиционными промыслами декоративного искусства России.
Работы учителя и детей.
Учебник ИЗО 5 класс.
Художественные материалы.
Познакомить уч-ся планом работы кружка. Заинтересовать и увлечь детей программой кружка. Познакомить с инструктажем по Т\Б. Вспомнить какие существуют народные промыслы и познакомиться с новыми. Познакомить с разнообразным миром поделочных материалов в декоративном искусстве.
Научить правильно, организовывать рабочее место, грамотно его использовать.
2
Дымковская роспись.
Выполнение дымковской игрушки (куклы, лошадки).
Работы учителя и детей, репродукции «Дымковская роспись», презентация «Дымка» - [link] –государственный Эрмитаж.
www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества
www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения
www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения
www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.
Оборудование, материалы, инструменты