План-конспект: Ознакомление техники Маркетри. Техника выполнения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский художественно-промышленный колледж













ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПМ. 02 Изготовление художественных изделий из дерева различной сложности.

Тема №14. Ознакомление техники Маркетри. Техника выполнения.













Мастер производственного обучения :

Мурзакамалов Алмаз Агзамович















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПМ. 02 Изготовление художественных изделий из дерева различной сложности.

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности изготовление художественных изделий из дерева различной степени сложности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Выполнять эскиз изготавливаемого изделия.

ПК 2.2

Осуществлять технологическую обработку материалов, заготовок для изделий при помощи различного оборудования, инструментов, аппаратов, приспособлений

ПК 2.3

Изготавливать художественные изделия из различных древесных материалов.

ПК 2.4

Выполнять различные виды декорирования изделий из дерева.

ПК 2.5

Реставрировать художественные изделия из дерева.

ПК 2.6

Выполнять копии традиционных народных изделий из дерева.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей



Тема №14. Ознакомление техника Маркетри. Техника выполнения.

ТЕМА УРОКА: Выполнение сюжетных наборов в технике маркетри.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая цель: Сформировать знания по выполнению сюжетных наборов в технике маркетри.

Развивающая цель: Совершенствовать полученные знания на уроках и учебной практике, развитие памяти и внимания обучающихся, индивидуальных способностей.

Воспитательная цель: Способствовать формированию интереса к избранной профессии.

Образовательная цель: Развитие умений выполнения наборов мозаики, цветовое решение набора.

Материально-техническое обеспечение урока

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка

Образцы: образцы мозаичных наборов

Наглядные пособия: стенды, слайды, иллюстрации, раздаточный материал

Инструменты и материалы: нож-резец маленький, нож-резец большой, брусок для заточки, брусок для правки, гуммированная лента, калька, ватман (для рисования), простой карандаш, гелиевая ручка черного цвета, линейки, шпон различных пород дерева, нитролак, клей ПВА, фанера, пресс, стол для маркетри, шкурка, станок шлифовальный, грузы, станок наждак, кнопки.



Название этапа урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

Прогнозируемый

результат

Примечание


Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания

Самостоятельная проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой

Создание рабочего настроя на урок


Сообщение цели и темы урока

(5 мин.)

Вступительное слово преподавателя, предваряющее последующую работу

Самостоятельно ставят цель урока

Самостоятельная постановка цели и задач урока обучающимися


Проверка опорных знаний

(12 мин.)

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  • Что называется «маркетри»

(ответ: мозаичный набор, выполненный из различных пород шпона и наклеенный на основу)

  • Что называется шпоном

(ответ: тонкий, однослойный лист древесины)

  • Древесина каких пород применяется для изготовления шпона

(ответ: любых хвойных и лиственных, более ценные в мозаике породы, имеющие красивый рисунок и цвет)

  • Перечислить этапы изготовления деталей из шпона

(ответ: 1-нанести контур вставки на фоновый шпон; 2-вырезать гнездо; 3-подложить шпон для вставки нужного цвета и направления волокон; 4-провести по краям выемки и получить отпечаток контура;

5-вырезать деталь; 6-совместить ее с фоновым шпоном; 7-закрепить гуммированной лентой.)

  • Основной инструмент для резки шпона

(ответ: нож-резак)

Обучающиеся внимательно слушают вопросы и дают ответы

Обучающиеся активно дают ответы на поставленные вопросы


Изложение нового материала

(30 мин.)

Демонстрация слайдов, комментирование

Просмотр слайдов, выполнение записей в конспекте

Концентрация внимания, работа на результат

Приложение №1

Закрепление материала урока

(10 мин.)

Отвечает на вопросы, возникшие по теме урока

Задают вопросы преподавателю, уточняют некоторые моменты

Активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения


Рефлексия

(5 мин.)

Анкетирование

Заполняют анкету


Приложение №2

Домашнее задание (2 мин.)

Выполнение эскизов наборов

Записывают домашнее задание



Заключительное слово (10 мин.)

Благодарит за урок, за сотрудничество




Ход урока.

Размер данного панно 50х50. Работа выполняется зеркальном набором. При таком способе лицевая сторона склеивается гуммированной лентой, а изнаночная в последствии приклеивается на основу. Детали между собой соединяются гуммированной лентой. Если лента слишком широкая, она разрезается вдоль на тонкие полоски. Главный инструмент маркетриста – нож-резец.

Основная работа ведется на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, то можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом поместить ее на обычном столе.

Работу мы будем выполнять по частям, разбив рисунок на несколько фрагментов, что бы было легче выполнять набор на столе. Важную роль играет освещение: при неправильном (не достаточном или слишком ярком) можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего – рассеянный дневной свет или максималь но приближенный к нему искусственный.

Для начинающих заниматься маркетри хорошей помощью в работе будет палитра из имеющегося в наличии шпона, небольшие пластинки которого следует расположить по кругу (или в ряд) от более тёмных оттенков к более светлым. Это позволит правильно подобрать древесину. Ведь одним из основных законов техники маркетри является закон контрастов.

Одну половину пластинок шпона нужно покрыть лаком, чтобы видеть, как изменится цвет после обработки.

Шаг 1. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА. Эскиз выполняем на не большом формате бумаги простым карандашом, разбиваем по тону (штрихуем в соответствии со светлотой деталей). Эскиз является основной частью работы. В дальнейшем мы будем ориентироваться на эскиз при наборе рубашки рубашка – разные кусочки шпона, которые составляют рисунок, склеенные воедино. В последствии рубашка наклеивается на основу).

Шаг 2. КАРТОН. Переносим эскиз на ватман, увеличивая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 50х40 см).

Рисунок делаем точным и чётким, так как с него изображение переносится на кальку. Разрабатываем рисунок под наборную мозаику. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, ваза состоит из разных по тону (светлоте) сегментов: стебли цветов, вода, блики на вазе, рефлексы, отражение стола на ножке вазы и т. д.)

Шаг 3. КАЛЬКА. рисунка на ватмане переносим изображение на кальку по детально (у нас три основные детали: фон, ваза с цветами, книга). Для этого на ватман накладываем кальку, углы фиксируем кнопками (или грузами). Переносим изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гелиевой ручкой чёрного цвета, т. к. линия от карандаша не контрастна). Каждую деталь переносим на отдельный лист кальки: фон – на один лист (без вазы с цветами и книги), вазу с цветами – на второй, книгу – на третий. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не получилось искажений рисунка.

Шаг 4. ЗАТОЧКА НОЖА. Работу со шпоном начинаем с заточки ножа! Нож должен быть очень острым и отполированным. Желательно затачивать нож не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку ножа. Полируется лезвие на войлочном круге. В процессе работы как можно чаще правьте лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не мучает дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее состыковать детали между собой.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ. Для работы готовим шпон из разных пород дерева по тону. В первую очередь набираем фон, т. к. мы будем ориентироваться на него в дальнейшей работе: при наборе основных деталей будет нагляднее подбирать шпон, что позволяет гармонично вписывать детали в фон. Во время подбора материала нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее. Ножом аккуратно вырезаем сегмент детали на кальке. Под вырезанный сегмент подкладываем нужный кусок шпона (предварительно пробуем разные виды древесины, выбираем более подходящий по тону, подбираем нужное нам направление волокон) и по вырезанному краю кальки режем шпон: в начале, намечаем ножом контур, а потом, в несколько приёмов вырезаем деталь. Переворачиваем кальку и аккуратно приклеиваем вырезанный кусочек шпона к краям кальки гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачиваем клеевую сторону гуммированной ленты о губку). Далее вырезаем следующий сегмент на кальке, примыкающий к только что сделанной детали, подкладываем под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезаем шпон по контуру, переворачиваем кальку и гуммированной лентой приклеиваем шпон к уже вклеенному кусочку шпона с одной стороны и кальке с другой. Так постепенно набираем весь фон. Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, поставьте на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождите не которое время.

Шаг 6. НАБОР ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ. Дальше набираем основные детали аналогично набору фона. Затем ножом аккуратно вырезаем их из кальки.

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР РУБАШКИ. После того, как основные детали будут набраны, приступаем к сбору рубашки: основные детали накладываем на фон и компонуем рисунок. Детали фиксируем на фоне грузилами и поочередно врезаем: аккуратно по контуру детали прорезаем фон ножом, убираем вырезанную часть фона и вставляем деталь, с обратной стороны в нескольких местах приклеиваем её гуммированной лентой.

ШАГ 8. ДАЛЬШЕ ВРЕЗАЕМ СЛЕДУЮЩУЮ ДЕТАЛЬ. Процесс врезки аналогичен: деталь фиксируем на фоне грузилами, аккуратно, по контуру прорезаем фон, убираем вырезанную часть шпона и вставляем деталь, с обратной стороны приклеиваем гуммированной лентой.

Шаг 9. ВЫРАВНИВАНИЕ. После того, как рубашка будет набрана, выравниваем её края при помощи линейки, грузил и ножа. Углы рубашки должны быть 90 градусов.

Шаг 10. ПАСПАРТУ. Приступаем к завершающему этапу сбора рубашки, при помощи линейки, грузил и ножа нарезаем тонкие полоски тёмного и светлого шпона для паспарту. Приклеиваем их к рубашке с обратной стороны гуммированной лентой.

Шаг 11. РУБАШКА ГОТОВА. Ещё раз проверьте работу мелкие детали могут выпасть, восстановите их.

Шаг 12. КЛЕИМ РУБАШКУ НА ОСНОВУ. В нашем случае основой является фанера толщиной 8мм. Готовим основу – выпиливаем фанеру под размер рубашки. Первый слой клея наносим на основу, выдерживаем 10-15 минут, затем на основу наносим второй слой клея. Дальше наносим клей на рубашку, на ту сторону, где нет гуммированной ленты; хорошо промазываем поверхность, что бы заполнить все неровности и пустоты. Накладываем рубашку на основу. Внимательно проверьте: углы рубашки и основы должны совпасть.

Шаг 13. ЗАПРЕССОВКА. Для запрессовки работы мы используем типографский пресс. Помещаем работу под пресс. Между рубашкой и прижимной поверхностью прокладываем лавсановую плёнку, чтобы не произошло отслоение рубашки от основы. Под прессом работу выдерживаем сутки.

Шаг 14. ЦИКЛЁВКА. После того как работу достали из-под пресса, начинаем сразу циклевать, т.к. в это время гуммированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюем работу большим ножом. Участки, на которых гуммированная лента отходит плохо, очистим на следующем этапе (шлифовка).

Шаг 15. ШЛИФОВКА. Для шлифовки мы используем обыкновенную дрель с насадкой для шлифовки. Главное не переусердствовать и не ошлифовать шпон до фанеры.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ. Для покрытия работы используем матовый нитролак, т.к. он не даёт бликов и не мешает восприятию. Лак наносят с помощью кисти или краскопульта. Работу следует покрывать 5–6 слоями лака, постепенно разбавляя его растворителем. Первый слой наносят неразбавленным лаком. Каждый последующий слой наносимого лака разбавляем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатываем наждачной шкуркой (нулёвкой). Последний слой нанесённого лака не шкурим. Работа готова. Обрамляем её рамой.

Анализ работы. Вывод.

Домашнее задание: Выполнить эскиз орнаментально элемента формат А3.















Список литературы:

  1. Гиберт Висенс, Лопес Хосепе, Ордоньес Хорди « [link] » Арт-родник, (формат: 60x90/16, 224 стр. 2004

  2. Тредголд Лоуренс «Маркетри. Практическое руководство» Издательство: "Ниола-Пресс" (2007)

  3. Т. А. Матвеева «Изготовление художественных изделий из дерева» Издательство: "Высшая школа" (1992)

  4. А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева» Издательство: "Радянська школа" (1987)

  5. Хворостов А.С. «Маркетри и инкрустация (искусство и технология): Учебное пособие» Издательство: "Форум" (2014)

  6. http://mirmarketri.ru/