Рабочая программ по МХК 10 КЛАСС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

п. Рощинский Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области Российской Федерации


Рассмотрена Согласована Утверждаю

На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ Протокол №1 от по УВР МБОУ СОШ п.Рощинский

« »августа 2016 г. п.Рощинский _____/Тырнова Н.А./

Руководитель МО _______/Густова Г.Е./ Приказ №

_______/Варламова А.И./ « » августа 2016 г. от « »августа 2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 10 КЛАСС.



Разработана Аксёновой Е.В., учителем I квалификационной категории.

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от « » августа 2016г.



2016 - 2017 учебный год







Пояснительная записка.

1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.

В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры. На рубеже двух тысячелетий в России изменились гражданские и политические ориентиры, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в великих произведениях художественного творчества разных эпох. Чувство родной культуры, знание ее истории, любовь к искусству своего народа, гордость за творцов, создавших бессмертные произведения литературы, живописи, музыки, зодчества, невозможно воспитать вне контекста мировых художественных традиций. «Свое» лучше познается на основе сравнения, сопоставления, анализа национального и общечеловеческого культурного опыта.

С этих методологических посылок формировалась авторская концепция настоящей программы по курсу «Мировая художественная культура» для старшеклассников: изучение предмета сквозь призму «взгляда из России». Этот метод позволил отобрать из зарубежных художественных произведений и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.

Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

  1. раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;

  2. дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;

  3. показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

  4. сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX в., роли и месте русской национальной культуры современности

2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

Примерная программа основного общего образования по искусству с учётом авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы, под редакцией Л.А.Рапацкой, Москва, «Владос», 2014 год

3.Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).

Моя рабочая программа по искусству составлена на основе авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы, под редакцией Л.А.Рапацкой, Москва, «Владос», 2014 год

4.Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Содержание авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 ». обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.

5.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Внесение изменений в авторскую программу не предусмотрено. Моя рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе составлена на 35 часов.

6.Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с государственными стандартами.

Предмет «Мировая художественная культура» для изучения в 10 классе входит в вариативную часть ФБУП на базовом уровне. Изучение МХК направлено на расширение кругозора учащихся, повышению их культурного уровня через приобщение к мировой художественной культуре. Педагогическая целесообразность использования авторской программы Л.А.Рапацкой, заключается в том, что в рамках изучения предмета  МХК есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по  МХК на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объём знаний, практических умений и навыков. ФБУП на изучение искусства в 10 классе отводит 35 часов из расчета 1 час в неделю

7.Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.

ФБУП на изучение МХК в 10 классе отводит 35 часов из расчета 1 час в неделю.

8.Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса по мировой художественной культуре является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий (презентации, экскурсии по виртуальным музеям), работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, беседы, сообщения, творческие задания.

9.Технологии обучения, используемые для изучения курса.

В системе преподавания курса мировой художественной культуры предполагается реализация традиционной технологии обучения в её современном состоянии и использование современных педагогических технологий на различной основе:

-музейно-педагогических технологий - технологий проблемного обучения - групповых технологий - здоровьесберегающих технологий - информационно-коммуникационных технологий

10.Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.

Курс «Мировая художественная культура» предполагает формирование следующих ключевых компетенций учащихся:

  1. общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

  2. учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

  3. информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

  4. коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).

11.Виды и формы контроля.

В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, в форме фронтального и индивидуального опроса, собеседования, тестирования, самостоятельных творческих работ, мини-диктантов по терминологии, сообщений. Промежуточная аттестация по окончании учебного года – в интегрированной форме.




12.Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

В результате изучения искусства ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • основные эпохи в художественном развитии человечества;

  • об эстетических идеалах различных эпох и народов;

  • основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

  • основные музеи мира, своего народа и края.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;

  • дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;

  • объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества;

  • формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;

  • умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем.

13. Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной рабочей программы используется учебник «Мировая художественная культура» 10 класс Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2015 г. Автор : Л.А.Ропацкая.Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школе в 2016-2017 учебном году.



Содержание программы

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры древнего мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.



РАЗДЕЛ I. Художественная культура древнего и средневекового Востока (5).

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья. Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ II Художественная культура Европы: становление христианской традиции(7).

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности.  Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.  Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.  Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «Переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.  Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ(4).

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки.

РАЗДЕЛ IY. От языческой к православной художественной культуре. Художественное наследие древнерусских княжеств.4 ч.

Тема 18. Народное творчество -  самобытная  красота. Дохристианский период истории славянской культуры. Миф. Музыкальный фольклор. Обряды, Былины. Что такое тотемизм. Действующие лица волшебных сказок В.Я.Пропп. Двоичная символика пословиц, поговорок, загадок, примет.

Тема 19. Рождение храмового синтеза искусств. Идеалы христианства, воплощенные в древнерусской художественной культуре. Красота Византийских храмовых искусств. Нерасторжимый синтез храмовых видов искусств. Высокие художественные идеалы и средства художественной выразительности в иконописи. Влияние литературы на развитие иконописи и пение. Мистический реализм.

Тема 20. Художественная культура Древнего Киева. Летописные памятники и памятники искусства Древнего Киева. Идеал красоты мастеров Киевской Руси в архиектуре. «Повесть временных лет» «Поучения» Владимира Мономаха. «Слова о законе и благодати» Илариона. Памятники изобразительного искусства.

Тема21. Расцвет художественных школ Владимиро-Суздальской и Псковской земель. Памятники искусства, созданные в период ордынского ига и сохранившиеся до наших дней. Храм Покрова на Нерли. Установление праздн7ика Покрова Богородицы. Памятники Древнего Владимира, Суздаля, Пскова. Православные храмы – хранители Русской земли и русской культуры.

Раздел V Художественная культура Московской Руси.3 ч.

Тема22. Сердце Святой Руси. С.Радонежский-жизнь как житие. События, рпедшествовавшие образованию Московского государства. Литературные памятники Куликовского цикла. «Повесть о житии Александра Невского» Москва – центр Руси. Преподобный Сергий Радонежский.М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею» Древнерусский писатель Епифаний Премудрый.

Тема23. Творчество А.Рублева и Дионисия. Жизнь и творчество Андрея Рублёва Успенский собор Владимира. Троице-Сергиева лавра. Благовещенский собор Московского Кремля. «Святая троица» Андрея Рублёва. Иконописей Дионисий.

Тема24. Москва - Третий Рим: от идеи до художественных образов. Отражение теории «Москва – Третий Рим» на развитии художественной культуры. Храм Василия Блаженного на Красной площади.Памятники литературы времён правления Ивана Грозного. «Домострой». Шатровая Архитектура. Музыка в русских храмах 15-16 веков.

Раздел VI Художественная культура «бунташного века».3 ч.

Тема25. Диалог «старины и новизны». Смутное время – новый этап в истории русской художественной культуры. Борения старины и новизны в литературе. 17 век – время рождения русской поэзии. Симеон Полоцкий и его сочинения. Роль раскола в развитии русской культуры.. Протопоп Аввакум.

Тема26. От иконы к парсуне. Старое и новое в живописи 17 века. Обмирщение храмовой живописи. Новые иконописные школы. Симон Ушаков. Фресковая живопись 17 века. Гурий Никитин. Ранние русские портреты – парсуны.

Тема27. Барокко в зодчестве и музыке. Барочное зодчество 17 века. Восьмерик на четверике. Новый Иерусалим. Многоголосное храмовое пение. Партесное многоголосие. Первые русские композиторы. Рождение авторства и индивидуального творчества.

Раздел VII  Русская художественная культура ХVIIIв. 9 ч.

Тема29. Идеалы «осьмнадцатаго столетия»: по пути «русской европейскости». Понятие словосочетания «русская европейскость» Идеалы европейского просвещения. Вольтер. Своеобразие пути, по которому пошла русская художественная культура «Осьмнадцатого века».

Тема30. «Россия молодая мужала гением Петра». 18 столетие – «век Разума и Просвещения» А.Н.Радищев. Личность Петра Великого, реформы, изменившие облик художественной жизни России. Новые европейские светские виды художественного творчества.. Памятники архитектуры, живописи, музыки Петровского времени.

Тема31. «Строгий стройный вид». Художественно-эстетические традиции Российского Военно-морского Флота. История рождения Северной Венеции – Санкт-Петербурга. Регулярная архитектура. Здания, построенные по проектам Ф.Б. и В.В. Растрелли. Правила в основе архитектурных сооружений, решённых в русле классицизма. Великие русские архитекторы В.И.Баженов, М.Ф.Козаков, И.Е.Старов. Дворцы России 18 века.

Тема32. Рождение Санкт-Петербургской композиторской школы. Музыка России во второй половине 18 века. Первая светская композиторская школа, возникшая в Санкт-Петербурге. Судьба М.С.Березовского. Светские жанры, популярные в музыкальной культуре екатерининской эпохи. Комическая опера. В.А.Пашкевич.»Русский Паганини» - И.Е.Хандошкине.

Тема33. «Пристанище художникам всякого рода..» кружок Н.А.Львова. Художественная жизнь России во второй половине 18 века. Театральная жизнь Москвы и Санкт-Петербурга. Возникновение творческих объединений. Кружок Н.А.Львова. Сочинения В.В.Капниста. Опера Е.И. Фомина «Ямщики на подставе»

Тема34. Итоги «осьмнадцатаго века»: На Олимпе мастерства. Высшие достижения Русской художественной культуры второй половины 18 века. Рождение жанра парадного портрета. Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский. Выдающийся поэт екатерининской эпохи Г.Р.Державин. Музыка Д.С.Бортнянского, «Херувимская №7».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

тестовые работы

творческие работы


Художественная культура древнего и средневекового Востока.

5

4


1

1

Художественная культура Европы: становление христианской традиции.

7

6


1

1

3.

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (Х-ХVIII вв.).

4

4




4.

От языческой к православной художественной культуре.

Художественное наследие древнерусских княжеств.


4

3


1

1

5.

Художественная культура Московской Руси.

3

2


1

1

6.

Художественная культура «бунташного века»

3

3




7.

Русская художественная культура ХVIIIв.  Художественно-эстетические традиции Российского Военно-морского Флота.

9

7

1

1

1


Итого:

35

29

1

5

5













Календарно-тематический план. Требования к уровню подготовки учащихся.

Раздел, название (тема) урока в поурочном планировании


Контроль знаний учащихся

Планируемые результаты

Кол-во часов

Дата по плану

Дата

по факту

Приме-

чание

I полугодие Часть1



Раздел I. Художественная культура древнего и средневекового Востока.



1

Художественная культура Древнего Египта.

Индивидуальный опрос.

Знать: самобытная культура Древнего Египта ("страны Большого Хапи”). Быт Древнего Египта. Пирамиды.

1

6.09



2

Художественная культура Древней и средневековой Индии.

Фронтальный опрос

Знать: значение и уникальный характер индийской художественной культуры, шедевры архитектуры.


13.09



3

Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

Сообщения

Знать: значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Храм Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

1

20.09



4

Художественная культура Японии.

Анализ художественных

произведений Японии

Знать: становление культуры средневековой Японии; живопись кайга. Японская живопись - самый древний вид живописи страны. Природа - божественное начало.

1

27.09



5

Художественная культура мусульманского Востока.

Письменный опрос.

Знать и понимать: специфику нравственных законов ислама; особенности архитектуры мечети, её ориентацию на Мекку; имена поэтов, названия сказок из «Тысячи и одной ночи». Уметь: пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания.

1

4.10



Раздел II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции.



6

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Фронтальный опрос

Знать: высшие ценности  античной культуры (земная красота и гармония: природы, искусства, человеческого тела). Античность воспела культ нравственности, благородства, правильного поведения, которые ведут человека к гармонии физического и духовного совершенства. 

1

11.10



7

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия.

Фронтальный опрос

Знать: Библия. Интересные факты о Библии. Библия – величайшая сокровищница культуры.

1

18.10



8

Художественная культура европейского Средневековья.

Устная   и

письменная формы  проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос).

Знать: особенности развития культуры эпохи Средневековья.

Художественную культуру Средневековья.

1

25.10



9

Художественная культура итальянского возрождения.

Художественный анализ картин.

Знать: хронологически выстроенные этапы  итальянского Возрождения.

1

1.11



10

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

Сообщения.

Знать и понимать:специфику развития Возрождения в Германии, Нидерландах, Франции и Испании; имена мастеров искусств и их основные произведения.

1

15.11



11

Художественная культура ХVIIв.:многоголосие школ и стилей.

Индивидуальный опрос

Знатьимена великих художников и их произведения.Уметь: излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

1

22.11



12

Художественная культура европейского Просвещения.

Анализ рассуждений учащихся в процессе диспута.

Знать: особенности становления новых средств художественной выразительности.

Уметь: излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

1

29.11



Раздел III.Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (Х-ХVIII вв.)



13

Художественная культура Киевской Руси.

Фронтальный опрос

Знатьособенности становления новых средств художественной выразительности.

Уметь:

охарактеризовать культуру Киевской Руси, Новгородской Руси, Московской Руси.

1

6.12



14

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

Фронтальный опрос

1

13.12



15

Художественная культура ХVIIв.: смена духовных ориентиров.

Сообщения

Знатьособенности литературы эпохи Просвещения. Уметь:  выявить специфику художественной культуры XVII века на основе смены духовных ориентиров. Раскрыть особенности восприятия и развития идей эпохи Просвещения в России, ее гуманистических идеалов.

1

20.12



16

Русская художественная культура в эпоху Просвещения. Обобщающий урок.

Сообщения

1

27.12



Раздел IV.  От языческой к православной художественной культуре.

Художественное наследие древнерусских княжеств.



17

Народное творчество -  самобытная  красота.

Индивидуальный опрос

Знать: основы народного творчества, что такое «самобытная красота».

1

10.01



18

Рождение храмового синтеза искусств.

Художественный анализ картин.

  • Знать [link] - Шедевры зарубежных художников