п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Доска/ экран
1
Организационный момент
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.
Проверка отсутствующих
2
Создание проблемной ситуации
Наденешь её - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.
-Ребята, актёр в театре играет разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться?
-Что из этого мы с вами можем изготовить?
Сформулируйте тему урока.
Дети отгадывают загадку
(маска)
Костюмы, маски.
Мы будем изготавливать театральные маски.
3.
Мини – лекция (с презентацией)
-Перед тем как изготавливать маски, давайте побольше о них узнаем.
-Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. 2 слайд. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.
3 слайд. С давних времён люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.
4 слайд. Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.
5 слайд. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями.
6 слайд. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.
7 слайд. Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты. Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.
8-9 слайды. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.
Маски бывают самые разные, они могут изображать: героев фильмов, зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц. Маска выражает характер персонажа!
В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски.
10-11 слайды. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).
12-13 слайды. Театральные маски Древней Греции. В Древней Греции существовал один вид театра – античный. На открытой площадке играли всего 2 -3 актёра, и они на глазах у зрителей должны были перевоплощаться в многочисленных персонажей действия.
14 слайд. Маскарад на Руси. И в России то же были праздничные игрища с масками и чучелами.
Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались – ряжеными. Маскарад, как вид развлечения, узаконил Пётр I. Маска давала возможность участвовать в подобных праздниках всем без исключения. Это мы видим на картине Владимира Ивановича Семёнова «Маскарад».
15 слайд. "Золотая маска" - русская престижная награда. В России такой маской, украшенной драгоценными камнями, награждают победителей театральных коллективов в различных номинациях.
16 слайд. Язык масок условен. Большое значение при создании маски играет цвет. Например, желтый цвет говорит о болезненности, смуглый – о силе и здоровье, багровый - о раздражительности, зеленый - о злости и коварстве.
17 слайд. Выразительность маски. Немаловажное значение в характере масок имеет расположение глаз, бровей, линий губ. Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.
Презентация “Слайды театральных масок”
14 слайдов
4
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Ребята повторяют с движениями
5
Постановка учебной задачи. Практическая работа
Слайд 18.
-Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, “черновик” художника. Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру раскрыть содержание спектакля.
- На сегодняшнем уроке мы с вами должны придумать и нарисовать полумаску.
-А сейчас вы должны нарисовать эскизы масок – сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют маски, учитель ходит по классу и если надо помогает.)
Самостоятельная, творческая работа детей.
Играет тихая музыка
Yiruma-River flows in you
6
Представление полученного результата. Игра “Маска, кто ты?”
-А сейчас мы поиграем в игру “Маска, кто ты?” (выставка готовых работ учащихся)
Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски и послушаем стихотворение Кирсанова Сергея Васильевича “Карнавал в Венеции”
Едва наденете Вы маску,
Как попадёте сразу в сказку.
Встаёт с Венецией из вод
Перед глазами хоровод
Причудливых средневековых масок,
Предела нет палитре красок..
Выставка и обсуждение работ
Ребята представляют свои маски
7
Рефлексия деятельности (итог урока)
- Сегодня на уроке я ...
- Сегодня на уроке я узнал:
- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!
Сегодня на уроке я представлял себя художником.
Какие бывают маски, с помощью чего достигается их выразительность... и т.д.
Уборка рабочих мест