Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5,6 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, с изменениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577) на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2014 г., программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5-9 классы), пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Основная цель программы «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру,
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
Место предмета в учебном плане
Программа Б. М. Неменского и др. по изобразительному искусству для 5-6 класса рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» (приказ № 351 от 01.09.2016) на изучение изобразительного искусства в 5,6 классах отводится по 1 часу в неделю (34 учебных недели) согласно годовому календарному учебному графику МАОУ «Гимназия № 3 имени Джалиля Киекбаева».
Основное содержание предмета
5 класс
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Раздел: Древние корни народного искусства. (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Раздел: Связь времен в народном искусстве. (9часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных деке произведениях народных художественных промыслов.
Раздел: Декор — человек, общество, время. (11 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Раздел: Декоративное искусство в современном мире. (6 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
Творческие работы
№ п/п
Содержание работы
1
Творческая работа № 1 Создание декоративной композиции орнамента.
2
Творческая работа № 2 Композиция украшения элементов избы.
3
Творческая работа № 3 Подмалевок внутреннего пространства русского дома.
4
Творческая работа № 4 Конструирование из картона предметов быта.
5
Творческая работа № 5 Эскиз узора вышивки на полотенце.
6
Творческая работа № 6 Создание эскиза народного праздничного костюма.
7
Творческая работа № 7 Создание игрушки.
8
Творческая работа № 8 Украшение посуды росписью в технике Гжели.
9
Творческая работа № 9 Украшение посуды росписью в технике Городца.
10
Творческая работа № 10 Выполнение фрагмента росписи в стиле Жостово
11
Творческая работа № 11Выполнение эскизов браслетов, ожерелий.
12
Творческая работа № 12 Эскизы украшений Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции.
13
Творческая работа № 13 Декоративное панно: «Бал в интерьере дворца», «Золушка»
14
Творческая работа № 14 Создание проекта собственного герба, эмблемы.
15
Творческая работа № 15 Разработка эскизов панно, витражей для украшения интерьера.
16
Творческая работа № 16 Создание декоративной работы в материале. Итоговая работа.
Всего часов: 16
6 класс
Обучение и художественное воспитание учащихся в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь дети знакомятся с искусством изображения как художественным пониманием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Раздел: Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (8 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт. (8 часов)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Раздел: Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8часов)
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы;-знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению.
Творческие работы
№ п/п
Содержание работы
1
Творческая работа № 1 Зарисовка с натуры отдельных растений.
2
Творческая работа № 2 Выполнение по представлению рисунка растений.
3
Творческая работа № 3 Изображение различных осенних состояний в природе.
4
Творческая работа № 4 Фантазийное изображение сказочных царств.
5
Творческая работа №5 Изображение осеннего букета.
6
Творческая работа №6 Объёмное изображение животных в разных материалах.
7
Творческая работа № 7 Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.
8
Творческая работа № 8 Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
9
Творческая работа № 9 Изображение конструкций из нескольких геометрических тел.
10
Творческая работа № 10 Изображение геометрических тел из гипса.
11
Творческая работа № 11Выполнение оттиска.
12
Творческая работа № 12 Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.
13
Творческая работа № 13 Выполнение портрета.
14
Творческая работа № 14 Построение головы по пропорциям.
15
Творческая работа № 15 Рисунок портрета друга с натуры.
16
Творческая работа № 16 Выполнение скульптурного портрета.
17
Творческая работа № 17 Изображение сатирических образов.
18
Творческая работа № 18 Выполнение зарисовок головы с натуры.
19
Творческая работа № 19 Создание автопортрета.
20
Творческая работа № 20 Выполнение зарисовок в цвете
21
Творческая работа № 21Изображение пространства в картине
22
Творческая работа № 22 Изображение линейной и воздушной перспективы в пейзаже
23
Творческая работа № 23 Создание пейзажа-настроения.
24
Творческая работа № 24
25
Творческая работа № 25 Создание графической работы «Мой город».
Всего часов: 25
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты :
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
В результате изучения курса изобразительного искусства в 5 классе учащиеся должны:
знать/понимать
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово).
уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи):
В результате изучения курса изобразительного искусства в 6 классе учащиеся должны:
знать\понимать:
- о месте и значении изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
IV.Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
Тема урока
Кол.
час.
Основные виды деятельности
Дата проведения
Примечание
плани-
руемая
факти-
ческая
А
Б
А
Б
Раздел: Древние корни народного искусства. (8 часов)
1
Древние образы в народном искусстве.
Тв.р. №1
Создание декоративной композиции орнамента.1111
1
Традиционные образы народного (кресть-янского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представ-лений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для че-ловека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодоро-дия.
05.09
03.09
2
Убранство русской избы
Тв.р. № 2 Композиция украшения элементов избы.ц
1
Дом — мир, обжитой человеком, образ осво-енного пространства. Дом как микро-космос..Един-ство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Декора-тивное убранство (наряд) крестьянского дома: охлу- пень, по-лотенце, причелины, лобовая доска, нали-чники, ставни. Символическое значение об-разов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
12.09
10.09
3
Внутренний мир русской избы
Тв.р. № 3 Подмалевок внутреннего пространства русского дома
1
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна очи, свет).Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
19.09
17.09
4
Конструкция и декор предметов народного быта Тв.р. № 4 Конструирование из картона предметов быта
1
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда —область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендо-вы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный де-кор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упоря-доченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного пред-мета в вещь- образ.
26.09
24.09
5
Русская народная вышивка
Тв.р. № 5 Эскиз узора вышивки на полотенце
1
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символи-ческое значение. Особенности орнаменталь-ных построений в вышивках полотенец, под-зоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, дре-ва жизни и т. д.). Символика цвета в кресть-янской вышивке (белый цвет, красный цвет).
03.10
01.10
6
Народный праздничный костюм
1
Народный праздничный костюм — целост-ный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорус-ский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и муж-ского костюмов. Разнообразие форм и укра-шений народного праздничного костюма в различных регионах России.Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности миро-здания через связь небесного, земного и под-земно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Симво-лика цвета в народной одежде.
17.10
15.10
7
Народные праздничные обряды
1
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленич-ные обряды, зеленые святки, осенние празд-ники), их символическое значение.
32.10
22.10
8
Тв.р. № 6 Создание эскиза народного праздничного костюма.
1
31.10
29.10
Раздел: Связь времен в народном искусстве. (9часов)
9
Древние образы в современных народных игрушках
Тв.р. № 7 Создание игрушки
1
Магическая роль глиняной игрушки в глубо-кой древности. Традиционные древние обра-зы (конь, птица, баба) в современных наро-дных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принад-лежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, кар-гопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
07.11
05.11
.
10
Искусство Гжели
Тв.р. № 8 Украшение посуды росписью в технике Гжели.
1
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышлен-ностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.Разнообразие и скуль-птурность посудных форм, единство формы и декораОсобенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоно-вые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от светлого к темному.
14.11
12.11
11
Городецкая роспись
Тв.р.№ 9 Украшение посуды росписью в технике Городца.
1
Краткие сведения из истории развития горо-децкой росписи. Изделия Городца — нацио-нальное достояние отечественной культуры.
Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора.Бутоны, купа-вки, розаны — традиционные элементы го-родецкой росписи. Птица и конь —тради-циионные мотивы городецкой росписи. Кра-сочность, изящество, отточенность линей-ного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.Основные приемы городецкой росписи.
28.11
19.11
12
Хохлома
1
Краткие сведения из истории развития хо-хломского промысла. Своеобразие хохло-мской росписи. Связь традиционного орна-мента с природой. Травный узор, или «тра-вка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы гжельской росписях, определять характерные особенности произ-ведений городецкого элементы травного ор-намента, последовательность его выполнения.Роспись «под фон», или фоно-вое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «Кудрина». Националь-ные мотивы в росписи посуды Башкирии.
05.12
03.12
13
Жостово. Роспись по металлу
Тв. р. № 10 Выполнение фрагмента росписи в стиле Жостово
1
Краткие сведения из истории художествен-ного промысла. Разнообразие форм подно-сов, фонов и вариантов построения цветоч-ных композиций, сочетание в росписи круг-лых и мелких форм цветов. Жостовская рос-пись — свободная кистевая, живописная им-провизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.Основные приемы жостовского пись-ма, формирующие букет: замалевок, тенеж-ка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
12.12
10.12
14
Тиснение и резьба по бересте
1
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба,
хлебницы, набиру- хи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узо-рочье берестяных изделий. Мезенская рос-пись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезен-ской росписи, ее праздничная декоратив-ность. Сочетание красно-коричневого, крас-ного, зеленого замалевка с графической линией — черным перьевым контуром.
19.12
17.12
15
Тиснение и резьба по бересте
1
26.12
24.12
16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
1
Выставка работ и беседа на темы «Тради-ционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений тради-ционных народных промыслов в современ-
ной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».Традиционные народные промыслы, о которых не шел раз-говор на уроках (представление этих про-мыслов поисковыми группами).
09.01
31.12
17
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
1
16.01
14.01
Раздел: Декор — человек, общество, время. (11 часов)
18
Зачем людям украшения
Тв.р. № 11
Выполнение эскизов браслетов, ожерелий и т.п..
1
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих от-ношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом,определить социальную роль ее хозяина. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
23.01
21.01
19
Роль декоратив-ного искусства в жизни древнего общества
1
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
30.01
28.01
20
Тв. р. № 12 Эскизы украше-ний Древнего Египта, Древне-го Китая, Древн-ей Греции
1
06.02
04.02
21
Одежда «говорит» о человеке
1
Одежда, костюм не только служат практи-ческим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе,
его роли в обществе.Декоративно-приклад-ное искусство Древнего Китая. Строгая рег-ламентация в одежде у людей разных сосло-вий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знат-ных китаянок, их украшения.Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнамен-тикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Причуд-ливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
13.02
11.02
22
Творческая работа № 13 Декоративное панно: «Бал в интерьере дворца», «Золушка
1
27.02
18.02
23-25
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Тв.р. № 14 Создание проекта собственного герба, эмблемы.
3
Декоративность, орнаментальность, изобра-зительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Запад-ной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение харак-тера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
06.03
13.03
20.03
04.03
11.03
18.03
26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
1
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных
поисковыми группами.
27.03
25.03
27-28
Тв. р. № 15 Разработка эскизов панно, витражей для украшения интерьера.
2
03.04
10.04
01.04
15.04
Раздел: Декоративное искусство в современном мире. (6часов)
29-31
Современное выставочное искусство
Тв.р. № 15 Разработка эскизов панно, витражей для украшения интерьера.
3
Многообразие материалов и техник совре-менного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).Современное понимание красоты профессиональными художниками — мас-терами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образ-ностью, причудливой игрой фантазии и во-ображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном ма-териале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
17.04
24.04
08.05
22.04
29.04
06.05
32-34
Ты сам — мастер
Тв. р. № 16 Создание декоративной работы в материале. Итоговая работа.
3
Коллективная реализация в конкретном ма-териале разнообразных творческих замыс-лов. Технология работы с выбранным мате-риалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепен-ное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее деко-ративное панно. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.
15.05
22.05
29.05
13.05
20.05
27.05
ИТОГО
34
6 класс
№
Тема урока
Кол.
час.
Основные виды деятельности
Дата проведения
Примечание
План
Факт
А
Б
А
Б
Раздел: Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (8 часов)
1
Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Тв.р. № 1
Зарисовка с натуры отдельных растений
1
Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встре-чаемся с деятельностью художника. Изобра-зительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назна-чение в жизни людей. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
01.09
03.09
2
Рисунок- основа изобразительного искусства
Тв. р. № 2 Выполнение по представлению рисунка растений.
1
Значение особенностей художественного мате-риала в создании художественного образа. Ху-дожественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный ма-териал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности.Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
08.09
10.09
3
Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен
Тв.р.№ 3 Изображение различных осенних состояний в природе
1
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Наб-росок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведе-ние. Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры.
15.09
17.09
4
Цвет. Основы цветоведения Тв. р. № 4 Фантазийное изображение сказочных царств
1
Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая осно-ва цвета и восприятие цвета человеком. Цве-товой спектр, радуга. Цветовой круг как наг-лядный геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.Насыщен-ность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала. Восприятие цвета — ощущения, впе-чатления от цвета. Воздействие цвета на чело-века. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пя-тен.Символическое значение цвета в различ-ных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.
22.09
24.09
5
Цвет в произведениях живописи.
Тв.р. №5 Изображение осеннего букета.
1
Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Понятие цве-товых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета. Понятие «локаль-ный цвет».Понятие «колорит». Колорит в жи-вописи как цветовой строй, выражающий об-разную мысль художника. Умение видеть цве-товые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка.
29.09
01.10
6
Объемные изображения в скульптуре
Тв.р. №6 Объёмное изображение животных в разных материалах
1
Скульптура как вид изобразительного искус-ства. Виды скульптуры и их назначение в жиз-ни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведе-ния мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объемного изоб-ражения. Связь объема с окружающим прост-ранством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фа-янс), камень (гранит, мрамор, известняк), ме-талл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выра-зительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры. Особенности восприятия скульптурного про-изведения зрителем, зрительские умения. Об-ход как важнейшее условие восприятия круг-лой пластики.
06.10
15.10
7-8
Основы языка изобразительного искусства.
Тв.р. № 7 Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов
2
Виды изобразительного искусства и их назна-чение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выра-зительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художест-венное творчество и художественное мастер-ство. Художественное восприятие произведе-ний и художественное восприятие реальности, зрительские умения. Культуро созидающая роль изобразительного искусства.
13.10
20.10
22.10
29.10
Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт. (8 часов)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника Тв.р. № 8 Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
1
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятель-ности художника. Правда искусства как реаль-ность, пережитая человеком. Выражение автор-ского отношения к изображаемому. Вырази-тельные средства и правила изображения в изо-бразительном искусстве. Ценность произве-дений искусства.
27.10
05.11
10
Изображение предметного мира — натюрморт
Тв. р № 9 Изображение конструкций из нескольких геометрических тел
1
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описа-тельные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдопод-обному изображению реального мира. Появле-ние жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.
03.11
12.11
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Тв. р. № 10 Изображение геометрических тел из гипса.
1
Многообразие форм в мире. Понятие простран-ственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические фи-гуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструк-ция сложной формы из простых геометричес-ких тел. Метод геометрического структури-рования и прочтения сложной формы пред-мета. Умение видеть конструкцию сложной формы
10.11
19.11
12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1
Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости. Задачи изображения и особенности правил изобра-жения в эпоху Средневековья. Новое понима-ние личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изобра-жения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометричес-ких тел. Линейное построение предмета в прос-транстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокраще-ний. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
17.11
03.12
13
Освещение. Свет и тень
1
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освеще-ние как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство пост-роения композиций драматического содер-жания. Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII веков.
01.12
10.12
14
Натюрморт в графике
Тв.р. № 11
Выполнение оттиска.
1
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фак-туры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники грав-юры. Печатная форма (матрица). Эстамп – оттиск печатной формы.
08.12
17.12
15
Цвет в натюрморте
1
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловлен-ный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
15.12
24.12
16
Выразительные возможности натюрморта
Тв. р. № 12 Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии
1
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и пережива-ний художника, его представлений и представ-лений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. На-тюрморт и выражение творческой индиви-дуальности художника.
22.12
31.12
Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)
17
Образ человека — главная тема искусства
Тв.р. № 13 Выполнение портрета.
1
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в жи-вописи, графике и скульптуре. Великие худож-ники-портретисты.
29.12
14.01
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Тв.р. № 14 Построение головы по пропорциям
1
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
12.01
21.01
19
Изображение головы человека в пространстве
Тв. р. № 15 Рисунок портрета друга с натуры.
1
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотноше-ние головы и шеи. Большая форма и детализа-ция. Шаровидность глаз и призматическая фор-ма носа. Зависимость мягких подвижных тка-ней лица от конструкции костных форм. Зако-номерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономи-ческих типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
19.01
28.01
20
Портрет в скульптуре
Тв.р. № 16 Выполнение скульптурного портрета.
1
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скуль-птуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя.
26.01
04.02
21
Графический портретный рисунок
1
Образ человека в графическом портрете. Рису-нок головы человека в истории изобразитель-ного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возмож-ности графического изображения. Расположе-ние изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
02.02
11.02
22
Сатирические образы человека
Тв.р. № 17 Изображение сатирических образов
1
Правда жизни и язык искусства. Художествен-ное преувеличение. Отбор деталей и обостре-ние образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа.
09.02
18.02
23
Образные возможности освещения в портрете
Тв.р. № 18 Выполнение зарисовок головы с натуры.
1
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании об-раза. Изменение образа человека при различ-ном освещении. Постоянство формы и изме-нение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
16.02
04.03
24
Роль цвета в портрете
Тв. р. № 19 Создание автопортрета
1
Цветовое решение образа в портрете. Эмоцио-нальное воздействие цвета. Соотношение порт-ретного изображения и его фона как важней-шей составляющей образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индии-видуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура
02.03
11.03
25
Великие портретисты прошлого
1
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портре-та и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произве-дениях великих художников.
09.03
18.03
26
Портрет в изобразительном искусстве XX века
1
Особенности и направления развития портрет-ного образа и изображения человека в европей-ском искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.). Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века. Сложность и глубина внутреннего мира чело-века, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созида-тельной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечест-венных портретистов XX века.
16.03
25.03
Раздел: Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8часов)
27
Жанры в изобразительном искусстве
1
Жанры в изобразительном искусстве: натюр-морт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, истории-ческий жанр. Понятие «жанр» в изобразитель-ном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется «содержанием произведения». Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного пейзажа.
23.03
01.04
28
Изображение пространства Тв.р. № 20 Выполнение зарисовок в цвете
1
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения простран-ства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Простран-ственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов.. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника.
30.03
15.04
29
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Тв.р. № 21
Изображение пространства в картине
1
Навыки изображения уходящего вдаль прос-транства. Схема построения перспективы. При-сутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угло-вая перспектива. Представления о высоком и низком горизонте. Правила воздушной пер-спективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
13.04
22.04
30
Пейзаж – большой мир
Тв. р. № 22 Изображение линейной и воздушной перспективы в пейзаже
1
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место со-бытия в европейском искусстве. Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в класси-ческом искусстве. Пейзаж как выражение вели-чия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
20.04
29.04
31
Пейзаж настроения. Природа и художник
Тв. р. № 23 Создание пейзажа-настроения.
1
Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Живопись на природе — пленэр. Импрессио-низм — направление в живописи XIX в. Задача изображения новых колористических впечат-лений. Постимпрессионизм. Состояние в при-роде и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире.
27.04
06.05
32
Пейзаж в русской живописи.
1
История формирования художественного об-раза природы в русском искусстве. Образ при-роды в произведениях А. Венецианова и его учеников А. Саврасов. Картина «Грачи при-летели». Эпический образ России в произведе-ниях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Ле-витана и значение его творчества для развития российской культуры.
04.05
13.05
33
Пейзаж в графике Городской пейзаж
Тв. р. № 24 Создание графической работы «Мой город».
1
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самосто-ятельное художественное значение графичес-кого пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства вырази-тельности в графическом рисунке и много-образие графических техник. Печатная графика и ее роль в развитии культуры. Жанр город-ского пейзажа и его развитие в истории искус-ства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве.
11.05
20.05
34
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
2
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельный характер восприятия мира ху-дожником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир худо-жественного произведения. Язык изобразитель-ного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
18.05
25.05
27.05
ИТОГО
34
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.- 2-е. изд.- М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил.
Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. .- 2-е. изд.- М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил.
CD-диск: Комплекс уроков по ИЗО -5 класс, сборник по учебной программе Б.М. Неменского.-2010г.
CD-диск: Комплекс уроков по ИЗО -6 класс, сборник по учебной программе Б.М. Неменского.-2010г.
Интернет–ресурсы:
[link]
http://nsportal.ru/
36