НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Критерии оценивания практической работы по изобразительному искусству (живопись)
Оценка Критерии оценивания
«5» - отлично
- выполнено композиционное размещение рисунка в листе с учётом всех законов;
- выявлен характер и пропорции натурной постановки;
- найдены соответствующие натурной постановке большие локальные цветовые отношения;
- выявлен объём и форма предметов тонально и по цвету;
- раскрыты технические особенности выбранного художественного материала;
- работа обладает цельностью и создаёт положительное художественное впечатление
«4» - хорошо
- композиционное размещение рисунка в листе выполнено с незначительными отклонениями;
- нарушены пропорциональные соотношения в конструкции объектов;
- незначительные отклонения в выборе общего цветового строя композиции;
- объём предметов вылеплен обобщённо, но без разрушения формы объектов;
- раскрыты технические особенности художественного материала;
- общее художественное впечатление нарушается недостаточной сбалансированностью тональных соотношений в композиции
«3» - удовлетворительно
- нарушены пропорциональные соотношения объектов постановки и пространства листа;
- построение предметов и пространства выполнено с серьёзными ошибками или отсутствует;
- изменены крупные цветовые соотношения;
- объём и форма предметов выполнены лишь тонально;
- грубое нарушение техники работы с выбранным художественным материалом
- общее художественное впечатление от работы разрушается дробностью цветовых пятен или отсутствием гармоничных цветовых соотношений
«2» - неудовлетворительно
- отсутствие навыков композиционного размещения рисунка в листе;
- отсутствие конструктивного построения натюрморта;
- не найдены общие цветовые отношения;
- пластические характеристики предметов не читаются, объём не выявлен;
- грубое нарушение техники работы с выбранным материалом;
- общее художественное впечатление от работы разрушено отсутствием единства композиции как пластически, так и по цвету
Критерии оценивания практической работы по изобразительному искусству (рисунок)
Оценка Критерии оценивания
«5» - отлично
- грамотное нахождение композиции в листе;
- использование законов перспективы;
- выявление пластических особенностей предметов;
- передачи объема и формы предметов;
- хорошее владение графическими средствами и материалами;
- общее художественное впечатление от работы
«4» - хорошо
- композиция рисунка имеет некоторые неточности;
- законы перспективы соблюдены, нарушения незначительные;
- конструктивные особенности изображены с нарушениями пропорций;
- объем и формы предметов постановки имеют искажения;
- владение графическими средствами и материалами убедительно, помарки и погрешности незначительные;
- общее художественное впечатление от работы нарушено неравномерной проработкой отдельных частей рисунка
«3» - удовлетворительно
- композиция рисунка нарушена;
- законы перспективы условны или не соблюдены;
- объем плохо читается;
- владение графическими средствами на начальном уровне, без учета особенностей материалов и фактур;
- работа не завершена
«2» - неудовлетворительно
- отсутствие понимания сути композиционной работы;
- законы перспективы не используются;
- пропорции нарушены и нет единого композиционного центра;
- объем не читается;
- владение графическими средствами не наблюдается;
- работа не завершена, грязь, неаккуратность
Примеры работ по рисунку и живописи
Каждый критерий предусматривает трехуровневую систему, что должно решить задачу отражения художественно-творческого роста ученика (Приложения 1-4).
Приложение 1
Критерии оценки готовности учащегося к сотрудничеству с учителем
изобразительного искусства (по уровням)
Степень готовности к сотрудничеству с учителем Параметры
Уровни (в баллах)
С/б
Б
П/б
Поисково-исследовательская и самостоятельно-творческая деятельность учащихся
0,5-1
имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме
выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
0-0,5
имеются в наличии художественные материалы, выполнена частичная по объему или содержанию поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
0
нет в наличии художественных материалов,
не выполнялась поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., отсутствует самостоятельно-творческая художественная деятельность
* сверхбазовый уровень (С/б), базовый (Б), предбазовый (П/б)
Приложение 2
Критерии оценки увлеченности, вдохновения учащихся на уроке изобразительного искусства (по уровням)
Степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к изображаемому в художественной работе Параметры
Уровни (в баллах)
С/б
Б
П/б
Эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами)
0,5
проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
0 – 0,5
эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению базируется на внешней мотивации, выраженной в «угоду» педагогу
0
отсутствие эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению, отсутствие внутренней и внешней мотивации
Волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов (упорство и настойчивость в исканиях решения нового произведения)
0,5
наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
0 – 0,5
проявление волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, проявление упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
0
отсутствие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, отсутствие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
Возникновение потребности, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности)
0,5
постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
0 – 0,5
периодическая потребность к творчеству, интерес, выраженный в эпизодических выполнениях домашних творческих работ
0
отсутствие потребности к творчеству, интересу к области изобразительного искусства, систематические невыполнения домашних творческих работ
Приложение 3
Критерии мастерства (способов художественной деятельности) учащихся на уроке изобразительного искусства с учетом качества детской продукции
Степень владения художественными способами, относящимися к изобразительной грамоте и навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче формы Параметры
Уровни (в баллах)
В/б
Б
П/б
Передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита)
0,5
переданы чувства формы и фактуры.
Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
0 – 0,5
проявление характеристик передачи чувства формы и фактуры (или наличие одного из характеристик: светотеневого объема или гармонии колорита)
0
отсутствие передачи чувства формы и фактуры, отсутствует применение цветовых колористических сочетаний цветов, не решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
Сложность замысла – продуманность использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям)
0,5
образное, пространственное решение сюжета с применением композиционных, графических или живописных выразительных средств
0 – 0,5
образное решение темы построено только на сочетании основных цветов с меньшими пустотами и эмоционально-цветовом исполнении
0
присутствие в рисунке «пустот», оторванность предметов и объектов между собой, отсутствие их цветового объединения, бедная палитра в передаче сюжета
Сложность применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.)
0,5
соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразние выразительных средств
0 – 0,5
соответствие выбранной художественной техники темы замысла, однообразие выразительных средств
0
несоответствие выбранной художественной техники темы замысла, отсутствие использования выразительных средств
Оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме
(оценивается учащимся)
0,5
присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
0 – 0,5
индивидуальность работы проявляется в частичной интерпретации предложенных учителем схем, шаблонов решения заданной темы
0
отсутствие оригинальности и индивидуальности в решении заданной темы, копирование схем, способов решения заданной темы
Приложение 4
Критерий общественно-полезной значимости результатов художественного труда школьников
Уровень овладения учащимся художественно-творческими способами освоения окружающего мира Параметры
Уровни (в баллах)
В/б
Б
П/б
Соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы)
(оценивается учащимся)
0,5
сюжет работы соответствует определенной теме и наиболее полно раскрывает ее содержание;
в основе работы лежит творческая переработка (интерпретация) образцов худо жественного творчества (иллюстраций, репродукций и др.); возможность выполненной работы в участии в разноуровневых выставках
0 – 0,5
сюжет работы соответствует определенной теме и в основном раскрывает ее содержание;
в основе работы лежит переработка образцов худо жественного творчества (иллюстраций, репродукций и др.); возможность выполненной работы в участии во внутришкольных выставках
0
сюжет работы не соответствует определенной теме и не раскрывает ее содержание;
в основе работы лежит механическое копирование образцов художественного творчества (иллюстраций, репродукций и др.)
Адекватность сопоставления самооценки учащегося с оценкой учителя
(данная составляющая оценивается учителем)
адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)
завышенная самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся проводит оценивание своих успехов на уроке, пытается дать им оправданную характеристику)
неадекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся не может объективно оценить свои успехи на уроке, дает им неоправданную характеристику)