Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Путимецкая средняя общеобразовательная школа»





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Путимецкая СОШ»

____________(Юров П.К.)

«______» _________2015 г.

Педсовет №_____ от_______

Приказ № ______ от _______






Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

на 2015 – 2016 учебный год

рассчитана на учащихся

4 (общеобразовательного) класса








Составитель:

Карутина Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





Пояснительная записка



Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития, планируемых результатов, авторской программы Б.М. Неменского.

Общая характеристика предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника.

Основные содержательные линии

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Цели обучения

В процессе изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:


формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; •понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).


Принципы

Данная рабочая программа строится на основе следующих дидактических принципов:
природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;
преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

–– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.


Ценностные ориентиры

-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

-культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

-формирование общечеловеческих мироотношения, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.


Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.

Предмет изучается: в 4 классе — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе должны быть достигнуты определенные ре­зультаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Регулятивные УУД:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия;

пользоваться языком изобразительного искусства;


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством;

знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира;


применение художественных способностей в процессе выполнения художественно-творческих работ;

обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

способность компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ;

освоение способностей применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие и красоту природы различных регионов нашей страны;

изображение в творческих работах особенностей художест­венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе­редача особенностей понимания ими красоты природы, че­ловека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать кра­соту городов, сохранивших исторический облик, — свидете­лей нашей истории;

приводить примеры произведений искусства, выра­жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра­соту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета.


Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа:

Истоки искусства твоего народа – 9 часов

Древние города нашей земли- 7 часов

Каждый народ-художник - 10 часов

Искусство объединяет народы- 8 часов


ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, мелки, бумага.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа.

Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этногра­фических музеев.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее по­строек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».

Литературный ряд: В. Белов. «Лад».

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Маляви­на; произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».


ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля».

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.

Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.

Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васне­цова; иллюстрации детских книг.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для сле­дующего ' задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гу­ашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллю­страции к русским сказкам В. Васнецова.

Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».

Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

КАЖДЫЙ НАРОД —ХУДОЖНИК

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интерес­но «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в кон­тексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осозна­ние детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к миро­восприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произ­ведений древнегреческих скульпторов.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно.

Материалы: большие листы бумаги для коллективной рабо­ты, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

Литературный ряд: традиционная японская поэзия.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневе­ковой скульптуры и одежд.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завер­шить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — раз­ное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противо­положны—от представлений о великом многообразии к пред­ставлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто вос­принимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская ма­донна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.

Музыкальный ряд: колыбельная песня.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памят­ники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.

Материалы: гуашь или пастель, бумага. \

Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

В итоге освоения программы учащиеся должны:

усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино) но



Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс (34ч)

п/п

Тема, тип урока

Основное
содержание темы, термины и понятия (страницы учебника)

Планируемые результаты обучения


Календарные сроки

освоение
предметных
знаний и умений

универсальные учебные действия (УУД)



1

Пейзаж родной земли.

(урок постановки
и решения учебной задачи)

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи

(И. Шишкин,
А. Саврасов,
Ф. Васильев,
И. Левитан, И. Грабарь и др.). Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Колорит в живописи.

Учебник, с. 6–16

Узнают картины художника

И. И. Шишкина.

Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства гуаши для создания образов природы

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся
с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное
отношение к Родине, природе



2

Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки
и решения учебной задачи)

Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик».

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Учебник, с. 14–16.

Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы
в творчестве русских художников»

Узнают картины художника

И. И. Левитана.

Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью – смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры

Предметные: расширяют свои представления
о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся
с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи



3

Деревня –

деревянный мир.

Русская деревянная изба.

(урок постановки
и решения учебной задачи)

Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы

и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке
и устройстве мира. Различные виды изб.

Учебник, с. 20–26.

Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»

Узнают: значение слов улица, изба, конек,
основной строительный материал и конструкцию избы, назначение каждой ее части, назначение фронтона, причелины, наличника.

Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя



4

Деревня –

деревянный мир (урок постановки
и решения учебной задачи)

Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах.

Учебник, с. 20–26.

Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»

Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви (четверик, восьмерик, крыльцо-гульбище, купол).

Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси



5

Русская красавица

(урок по-

становки и решения учебной задачи)

Образ женской
и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда
в определенных природных и исторических условиях. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений
об устройстве мира; украшения
и их значение;
образ русского человека в произведениях искусства.

Учебник, с. 34–39.

Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм»

Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов.

Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека в произведениях художников; создавать женские и мужские народные образы (портреты); работать живописными материалами

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия«декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте образа русской красавицы



6

Образ русского человека в произведениях художников (урок постановки
и решения учебной задачи)

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека
в произведениях искусства. Изобразительное искусство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция.

Учебник, с. 34–39.

Мультимедийный

ряд: презентация «Народный праздничный костюм»

Узнают об особенностях конструкции русского народного мужского и женского праздничного
и повседневного костюма.

Научатся: изображать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей
тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте русского народного костюма




7

Календарные праздники (урок постановки
и решения учебной задачи)

Роль праздников
в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон,

Ф. Малявин и др.).

Тема праздника
в литературе и в музыке. «Народный календарь».

Учебник, с. 40–43

Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета
и символики орнаментов
в русской национальной одежде.

Научатся:

взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников

Предметные: расширяют свои представления
о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий
«раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте народных праздников, обрядов и обычаев



8

Народные праздники (урок постановки
и решения учебной задачи)

История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место для встреч.

Учебник, с. 40–43.

«Раёк», «традиции», образ, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка»

Узнают о традициях ярмарочных гуляний
в родном городе в прошлом

и в настоящее время.

Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий

раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте народных праздников, обрядов и обычаев



Древние города нашей земли


9

Родной угол (урок постановки
и решения учебной задачи)

Значение выбора места для постройки города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин,

Н. Рерих, др.).

Учебник, с. 46–53.

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли»

Узнают: конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль» и «горизонталь» в архитектуре, назначение сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города.

Научатся: понимать и выражать свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; работать графическими материалами

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; учатся понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города; учатся создавать макет древнерусского города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси



10

Древние соборы. (урок постановки
и решения учебной задачи)

Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Арка. Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция
и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение
в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Учебник, с. 54–55.

Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы»

Узнают: о значении собора в жизни людей, порядок устройства собора.

Научатся:

понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение

древнерусского каменного собора; работать графическими материалами; воспринимать произведения архитектуры; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
об истории архитектуры России; получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; имеют возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усва вают суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте древнерусской храмовой архитектуры



11

Города Русской земли (урок постановки
и решения учебной задачи)

Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Крепость. Детинец. Кром. Кремль. Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде.

Учебник, с. 56–59.

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусский город-крепость»

Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры.

Научатся: понимать красоту исторического образа города

и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города

Предметные: расширяют свои представления
о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси



12

Древнерусские воины- защитники (урок постановки
и решения учебной задачи)

Образ жизни людей древнерусского города; князь
и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника В. М. Васнецова. Цвет в одежде
и символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Рабочая тетрадь

Узнают произведения художников, изображавших русских воинов – защитников Отечества.

Научатся: воспринимать произведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
об истории искусства России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомятся
с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте образа древнерусского воина



13

«Золотое кольцо России» (урок постановки
и решенияучебной задачи)

«Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль
и другие города. Знакомство
со своеобразием древних русских городов.
Учебник, с. 60–70.

Архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор. Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли»

Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий
характер и архитектурное своеобразие старинных русских городов.

Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте зодчества Руси



14

Узорочье теремов (урок постановки
и решения учебной задачи)

Образы теремной архитектуры.

Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность
и цветовое богат-

ство украшений.

Учебник, с. 71–73.

Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов»

Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей.

Научатся: выражать в изображении праздничную

нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания
в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы

и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы

к красоте деревянного зодчества Руси



15

Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки
и решения учебной задачи)

Роль постройки, украшения и изображения в созда-

нии образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Учебник, с. 74–77

Узнают об особенности украшения интерьера

княжеских палат. Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; сотрудничать
в процессе создания общей композиции.

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси



Каждый народ – художник


16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. (урок постановки
и решения учебной задачи)

Художественная культура Японии.

Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки.

Учебник, с. 80–91.

Мультимедийный ряд: презентация «Япония»

Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве
и архитектуре Японии.

Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-мания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии



17

Искусство оригами (урок постановки
и решения учебной задачи)

Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства.

Изобразительное искусство, «оригами».

Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой»

Узнают новые эстетические представления
о поэтической красоте мира.

Научатся: при- обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства древней Японии



18

Образ человека, характер одежды
в японской культуре

(урок по-

становки и решения учебной задачи)

Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты
в древней Японии?

Учебник, с. 80–91.

Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии»

Узнают: определения понятий «образ», «ком-позиция», произведения выдающихся японских художников.

Научатся использовать

художественные

материалы
и инструменты для выполнения творческой работы

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте женского образа в искусстве древней Японии



19

Народы гор и степей (урок постановки

и решения учебной задачи)

Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека
в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.

Учебник, с. 92–

101.

Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы»,

презентация «Народы гор и степей»

Узнают художественные традиции в культуре народов степей.

Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую

работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум»,

«аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи



20

Юрта как произведение архитектуры

(урок постановки

и решения учебной задачи)

Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты.

Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».

Учебник, с. 92–

101

Узнают художественные традиции в культуре народов степей.

Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую

работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи



21

Города
в пустыне

(урок постановки
и решения учебной задачи)

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент.

Учебник, с. 103–

109

Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии.

Научатся: характеризовать особенности
художественной культуры Сред-ней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города

Предметные: расширяют свои представления
о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать
с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают

суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»;

знакомятся с архитектурой Востока, ее декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте архитектуры Средней Азии



22

Древняя Эллада (урок постановки
и решения учебной задачи)

Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека
с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Греции. Театр. Греческая вазопись. Скульптура.

Учебник, с. 110–

125

Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира.

Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое

отношение к ним;

характеризовать

отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи
и художественные средства

Предметные: расширяют свои представления
об архитектуре Древней Греции, роли пропорций
в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте архитектуры Греции



23

Олимпийские игры

(урок постановки
и решения учебной задачи)

В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек,
у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения.

Учебник, с. 110–

125.

Изобразительное искусство, скульптура, пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд: презентация «Древняя Греция»

Узнают историю возникновения Олимпийских игр.

Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских

игр

Предметные: расширяют свои представления
об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте скульптуры и вазописи Греции



24

Средневековый город

(урок постановки
и решения учебной задачи)

Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма
и архитектуры, одежды человека и его окружения.

Учебник, с. 126–

135.

«Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»

Узнают образ готических городов средневековой Европы.

Научатся: видеть и объяснять

единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)

Предметные: расширяют свои представления
о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте культуры Средневековья



25

Образ готического храма
в средневековом
городе (урок постановки и решения учебной задачи)

Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора.

Учебник, с. 126–

135.

Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»-

Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы.

Научатся понимать значимость

исторического прошлого Западной Европы для современного человека

Предметные: расширяют свои представления
о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте культуры Средневековья



26

Многообразие художественных культур
в мире.
Обобщение (урок поста-

новки
и решения учебной задачи)

Итог – не запоминание названий,

а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров.
Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире»

Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения такие разные; самостоятельно
составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; анализировать свою работу и работу одноклассников

Предметные: расширяют свои представления
о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры,
с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира
в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства разных стран



Искусство объединяет народы


27

Тема материнства в искусстве (урок постановки
и решения учебной задачи)

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в литературе и в музыке.

Учебник, с. 139–

143.

Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция

Узнают о том, что тема материнства – общая

в искусстве для всех времен
и народов.

Научатся: приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения

Предметные: расширяют свои представления
о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте образа женщины-матери в искусстве



28

Образ Богоматери в русском
и западноевропейском искусстве
(урок постановки
и решения учебной задачи)

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства
и навыков композиционного изображения.

Учебник, с. 139–

143-

Узнают символику каждого цвета в иконописи.

Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения

Предметные: расширяют свои представления
о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к отображению женского образа в искусстве



29

Мудрость старости (урок постановки
и решения учебной задачи)

День пожилого человека. Есть красота внешняя
и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости, старости
в произведениях искусства (портреты Рембранда, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т. д.).

Учебник, с. 144–

147

Узнают произведения искусства величайших художников.

Научатся:

развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать
в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и художественными материалами передать свое отношение к дорогому человеку

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи



30

Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки
и решения учебной задачи)

Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали
и сострадания
в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед
и трудностей.

Учебник, с. 148–

151

Узнают произведения известных художников-анималистов.

Научатся: рассматривать и рассуждать, как
в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия; выражать художественными средствами при изображении свое отношение к печальному событию

Предметные: расширяют свои представления
об анималистическом жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, смогут использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к чужой беде, отраженной в произведениях искусства



31

Герои-защитники (урок постановки
и решения учебной задачи)

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов.

Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция.

Учебник, с. 152–

153

Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.

Научатся:

рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте юности в произведениях живописи



32

Героическая тема в искусстве разных народов (урок постановки
и решения учебной задачи)

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты,

имеют своих героев-защитников
и воспевают их
в своем искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Учебник, с. 152–

153

Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.

Научатся:

рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа

Предметные: расширяют свои представления
о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся
художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте юности в произведениях живописи



33

Юность и надежда (урок постановки
и решения учебной задачи)

Тема детства, юности в искусстве, детская тема
в творчестве художников разных исторических
периодов (В. Тропинин, А. Шилов,

З. Серебрякова).
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим
детям.

Учебник, с. 154–

155

Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные

теме детства, юности в искус-

стве всех народов.

Научатся:

рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость детства; передавать художественными средствами радость темы детства

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся
с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы

к красоте юности в произведениях живописи



34

Искусство народов мира (обобщение темы), (обобщающий. Урок постановки
и решения учебной задачи)

Роль искусства
в жизни человека. Вечные темы
в искусстве.

Многообразие образов красоты

и единство нравственных ценностей

в произведениях искусства разных народов мира.

Итоговая выставка творческих работ.

Мультимедийный ряд: презентация «Викторина»
(каждый вопрос иллюстрируется слайдом).

Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш»

Научатся:
объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искус-

ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать

в команде

Предметные: расширяют свои представления
о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства народов разных стран