Введение
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Целью моей методической разработки является развитие художественно-творческих способностей детей, освоение ими методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами изобразительного искусства. Воспитание нравственных качеств, обеспечивающих успех в познании материальных и духовных ценностей.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно факторов социально-психических и социально-педагогических. Влияет на успешность деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая. Согласно закону Йеркса-Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию мы должны иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предмета изображения является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
Выполняя наброски на пленэре, учащиеся имеют прекрасную возможность анализировать и наблюдать форму деревьев, конструкцию стволов, объемы крон. Создавая большой объем набросков, дети готовятся к следующему уроку – уроку - творческой мастерской, который по своей сути является завершающим этапом деятельности над темой.
Для успешной работы мы используем основные положения современной дидактики и реализуем их на практике:
- принцип научности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип прочности усвоения знаний.
В ходе обучения мы увеличиваем объем знаний, развиваем умение учащихся от простейших навыков к более сложным приемам работы. Мы руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности обучения. Результатом нашей творческой деятельности являются завершенные художественные произведения каждого ребенка, и мы готовим вернисаж.
Результатом деятельности учащихся работы на пленэре стали: закрепление материалов теоретического раздела (жанр пейзажа «дикая или преображенная природа», вид пейзажа по ландшафтному признаку, понятие линейной перспективы, понятие воздушной перспективы), создание собственных творческих произведений.
Изображение растений с натуры
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной Детской художественной школе является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют занятия рисунка, живописи, композиции, в том числе и выходы на пленэр.
Занятия не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.
Для правдивого воспроизведения художником естественного освещения реальных предметов, пространства и воздушной среды, оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе, нужна естественная обстановка для работы, вне помещения. Занятия живописью, рисунком на открытом воздухе называют – пленэр (от фр. plain air - открытый воздух). Художники разных эпох и направлений, постоянно наблюдали состояние Природы в разные поры года и изучали те изменения, которые происходят в природе в течение суток и в зависимости от изменений погоды и поры года. Они настойчиво искали изобразительные приёмы и средства, что бы наилучшим образом передать не только правильную форму, цвет, колорит, но главным образом – полученные впечатления от увиденного, чувства и настроение, которые при этом возникают. Любой человек, далёкий от искусства, не станет отрицать воздействия Природы на его общее состояние и настроение. Художник же видит больше обычного человека, у него сильнее развито чувство восприятия цвета и изящных форм, что делает его более чувствительным и теснее связанным с Природой.
Летом, когда земля покрывается зеленым ковром трав, а на лугах, в лесах и садах распускаются цветы, учащимся ДХШ самое время получать навыки в изображении растений с натуры.
Для начинающего художника пленэр, как вид изобразительной деятельности, более чем необходим, Природа – это лучшая модель, которую можно было придумать. Но пленэр имеет свои особенности. Если натюрморт или любая другая модель, поставленная в помещении и освещённая искусственным светом, остаётся неизменной и рисовать её можно долгое время, то в природе всё происходит иначе. Постоянно изменяющийся угол падения солнечных лучей обуславливает перемещение теней и рефлексов, изменение оттенков и вообще каждое состояние природы длится несколько мгновений и далее всё меняется. Художник должен успеть уловить особенность момента, запечатлеть в памяти и передать увиденное на бумаге, картоне или холсте. На пленэре, чаще всего делают небольшие этюды, которые используют затем при написании картин.
Юные художники с преподавателем и самостоятельно выполняют этюды и зарисовки трав, цветов, кустарников, деревьев. Летние впечатления и накопленный богатый натурный материал всегда пригодятся при выполнении различных заданий с изображением растений по композиции.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры.
На первом пленэре педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм, на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:
научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры; научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;
накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.
Значение таких зарисовок велико — это не просто тренировка руки и глаза, а познание окружающей действительности и при этом одна из эффективных форм художественного образования. Представления о гармонии непосредственно исходит от природы, и растительный мир играет здесь далеко не последнюю роль.
Цветы и плоды давно являются содержанием многих натюрмортов, деревья и кустарники всегда присутствовали в пейзажах крупнейших мастеров живописи, растительный орнамент характерен для мирового прикладного искусства. Современный дизайн и архитектура также черпают плодотворные идеи в растительном мире.
Изображать растения вовсе не просто, здесь необходимо внимание, настойчивость и наблюдательность. Всякий поверхностный, недобросовестный подход, игнорирование «ненужных», на первый взгляд, деталей, приводит к неудаче.
Форма растений различна по конструкции, пластике, художественному очарованию. Кроме того, приходится встречаться со всевозможными ракурсами, сложнейшей ритмикой и переплетением форм, с неожиданными цветовыми нюансами.
При изображении цветов и луговых трав требуется большое внимание. Поэтому первым правилом является вдумчивое рассмотрение объекта изображения.
Процесс этот неспешный, он включает в себя анализ формы и осознания красоты ее построения. Нужно научиться любоваться самой незаметной придорожной травкой и понять, что она также красива, как садовые цветы. Помимо этого, она художественно совершенна и это необходимо увидеть, и суметь воплотить в живописи и рисунке.
При изображении растений имеется два подхода: аналитическое и образно-эмоциональное.
Главная цель первого подхода — тщательное изучение конструкции растения, разбор его отдельных составляющих, внимание к деталям и к целому.
I. Живопись. Аналитическое изображение (приложение№1).
Для рисования с натуры выбирается удобное место, позволяющее полностью раскрыть характер растения. Предметами изображения могут стать отдельный цветок, лист лопуха, капуста и т.д.
Второй подход, образно-эмоциональный, направлен на выявление образа растения без особо подробной детализации, исполненного на «едином дыхании». Он передает непосредственность восприятия натуры.
II. Живопись. Образно-эмоциональное изображение (приложение№2).
Работа должна идти быстро и выполняться акварелью, гуашью, тушью. Могут быть применены мягкие графические материалы (цветные карандаши, пастель, соус).
Cам процесс работы не требует много времени и может быть закончен в несколько минут, но чтобы не было слишком поспешных, сырых этюдов и рисунков необходимо хорошо изучить строение растений.
III. Рисунок. Аналитическое изображение (приложение№3).
При изображении дерева сначала нужно увидеть общий силуэт дерева, изучить его конструкцию. Любое дерево, как всякое растение вообще, имеет свою собственную форму, отличную от другого.
Среди деревьев мы легко отличаем березу от дуба, липу от акации не только форме листьев, но и по всему строению основной формы дерева, его ствола и ветвей. Поэтому зимой деревья без листьев также узнаваемы.
Часто, рисуя дерево, дети не считаются с его индивидуальной формой, уменьшают количество главных ветвей, нарушают их взаимоотношения, изменяют пропорции ствола, веток и т.п. По окончании рисунка дети сами не могут отличить одно дерево от другого.
Это «приблизительное» отношение к форме дерева, к его «портретности», создает в дальнейшем у учащихся некоторый штамп, когда все деревья на его рисунке выглядят одинаково.
В методически организованном занятии должен получиться портрет конкретного дерева, узнаваемого на бумаге, также как и в действительности.
IV. Рисунок. Образно-эмоциональное изображение (приложение№4).
Это вовсе не значит, что нужно рисовать каждый листочек, но только то, что призвано передать облик отдельного дерева. Изображение должно создать в представлении ребенка схему, по которой конструкция дерева не является хаосом деталей, а предстает организованным набором форм.
От частного разбора дерева, нужно перейти к общему его анализу. Учащиеся должны уяснить, что дерево как объект расположено в пространстве и имеет логическую структуру — оно удерживается в земле корнями, главный ствол разделяется на крупные ветви, те, в свою очередь, на более мелкие, они образуют объемные массы кроны. Когда конструкция дерева понятна как организм, необходимо компоновать его на листе бумаги. Крона может располагаться на фоне неба и тогда в ней различают профильные силуэты периферии и объемы центра, выдвигающиеся на зрителя. При рисовании дерева нужно решить вопрос, каким графическим способом будет изображаться листва или хвоя различных пород деревьев, таких как дуб, ясень, тополь, береза, сосна, ель. Так как величина отдельного листка небольшая, а их количество огромно, то их соотношение заставляет рисовать обобщенные группы листьев, только иногда выделяя их в отдельности. Чтобы выяснить конструкцию ветки и прикрепления к ней листьев или плодов, ее можно зарисовать отдельно в качестве предварительного упражнения. Наброски и зарисовки - эффективное средство изучения объекта, познания особенностей конструктивного строения, формы, пространственных отношений предметов и их частей, закономерностей светотени, перспективы, композиции, движений фигуры человека и животных, эстетического содержания в объектах - плавности и гибкости линий, контуров, соразмерности пропорций, строгой симметричности формы.
Познавательно-творческая активность будущего художника основана на его наблюдениях. Привычка наблюдать за окружающим миром, анализировать увиденное, выполнять быстрые наброски и зарисовки с натуры помогут правильно передать в рисунке форму, пропорции, очертание, конструктивное строение, пространственное положение, светотень изображаемых объектов и явлений.
Происходит привыкание к необычным пропорциям, изучение взаимосвязи видимого и изображаемого, понимание особенностей композиции. Изобразительные средства при этом могут быть разнообразными. Дети постигают визуальное богатство окружающего мира, гармонию, присущую природе, развивают наблюдательность и художественный вкус.
Заключение
Завершая работу можно прийти к выводу, что важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, что возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Рисование с натуры - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для познания окружающего мира и развитие эстетических вкусов. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: цветы, деревья, животных и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Овладевая приемами рисования с натуры, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах на занятиях композиции.
Примерный конспект занятия на тему
«Рисование с натуры на пленэре»
Этот урок, являясь чисто практическим занятием, дает возможность углубиться в теме изучения жанра пейзажа. При работе на пленере мы любуемся пластической красотой растений, деревьев. От эпохи бронзы до настоящего времени дерево воплощало универсальную схему мироздания. Мифология дерева связывает между собой небо и землю, являясь стержнем мира. Все деревья, хоть и принадлежат к одному и тому же биологическому виду, сильно отличаются друг от друга по размерам и форме (приложение №5). При выполнении набросков растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают тональную характеристику, фон может отсутствовать. На листе компонуется одна или несколько зарисовок. Легкий рисунок определяет строение, пропорции, пространственные положения изображаемой формы.
Цель: Задачи:
Развитие наблюдательности и образного мышления.
Образовательная цель – теоретически и практически обосновать и осмыслить выбранную тему, выполняя подготовительные наброски, зарисовки с натуры, подтверждающие авторскую мысль, индивидуальность восприятия и осмысление согласованности в природе.
Воспитательная цель – воспитывать умение видеть и ощущать красоту окружающей природы.
Развивающая цель – формировать и развивать у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности.
Основные задачи:
формировать эстетическое отношение к действительности.
развивать потребность строить свою деятельность по законам красоты.
сформировать собственную коллекцию набросков для создания композиции «Природа родного края».
1.Организационный момент.
Установить должную дисциплину. Отметить отсутствующих. Сообщить цель и задачи нового задания.
2. Активизация прежних знаний.
а) зависимость изображаемой натуры от нахождений линий горизонта;
б) повторение законов перспективы;
в) повторение анализа геометрической формы предметов;
г) моделирование объема и силуэта деревьев;
д) характеристики используемых материалов.
3. Практическая деятельность на пленэре под руководством педагога.
Рекомендации по ведению работы:
Выбрать сюжет
Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
Проверить равновесие композиции и начать работу тоном, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном.
Задание: изображение пейзажа.
1. Изучение выбранного пейзажа (нахождение и выбор угла обзора объекта изображения)
2. Определение линии горизонта, которой будет подчиняться построение объекта изображения.
3. Определение геометрической формы изображаемого объекта.
4. Пропорциональные отношения в самом объекте изображения.
5. Моделирование объема перспективно сокращенных ветвей, их силуэт, дерево насыщается тоном для наиболее законченного выражения формы (приложение №5). Это дает возможность понять конструктивное строение, ритм ветвей, связь ствола с землей.
6. Определяемся в тональных отношениях.
7. Прорабатываем отдельные элементы первого плана.
4. Подведение итогов
В зависимости от количества выполненных зарисовок и анализа проделанной работы за урок учащимся дается домашнее задание: выполнить наброски трав, цветов, кустарников.
Список используемой литературы:
1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1963
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1984
3. Юному художнику. М., 1963
4. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М.: ТД «Мир книги», 2006.
5. Базанова М.Д. «Пленэр».-М., 1994г.
6. Претте М., Капльдо А. «Творчество и выражение».-1981,1985
Приложение №5
[pic] [pic] [pic]
[pic] [pic]
Приложение №4
[pic]
[pic]
Приложение №3
[pic]
[pic]
Приложение №2
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Приложение №1
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]